Старинная кукла КЛОУН-ШУТ-ПАЯЦ-ЖОНГЛЕР, папье-маше, Россия, 1840-60гг. длина-26см

Старинная кукла КЛОУН-ШУТ-ПАЯЦ-ЖОНГЛЕР, папье-маше, Россия, 1840-60гг. длина-26см
Состояние: бу
номер лота 311881
Цена
359 000 руб.
3д 17ч. до окончания (30 Апрель 2024, 04:22:05)
Стоимость доставки оплачивает покупатель
Местоположение: Санкт-Петербург
3 просмотров

Старинные ёлочные игрушки, куклы, маски и прочие предметы коллекционирования, изготовленные по старинному рецепту из папье-маше, довольно высоко ценятся на современном рынке коллекционеров.Несмотря на французское название, родиной папье-маше считается Китай, где и была изобретена бумага.В Европе папье-маше появилось в 17-ом веке во Франции, что и отразилось в названии этой техники (папье-маше в переводе с французского - рваная бумага).С середины XVII века Франция начала собственное производство изделий в технике папье маше, изначально это было изготовление кукол. Англичане последовали их примеру с 1670 года. Наибольшую свою популярность эта техника получила в 1800 гг.Считается, что производство игрушек из папье-маше стало развиваться в Европе с начала 19-го века, хотя известны более ранние примеры. Производители использовала в качестве рецепта - "влажную бумажную массу, сухой гипс и горячий клей".В 19-ом веке в Англии была изобретена методика, позволяющая получать лакированные изделия способом склеивания слоев бумаги с последующим запеканием в горячей духовке; получаемый материал был прочнее дерева.Истолченную и размельченную бумажную массу смешивают с жидким клейстером из пшеничной или лучше ржаной муки; полученное тесто кладут на стол, прибавляют половинное количество, по весу, тонко измельчённых, высушенных и просеянных древесных опилок и формуют.Кукольные головки, бюсты, куклы прессуются на вогнутых формах, состоящих из двух и более частей. Кусок массы, раскатанный пластом, прессуется надавливанием на каждую половинку формы, а потом отпрессованные половинки склеиваются. Сращивание или склеивание половинок головки, или бюста, производится только после полной просушки их. Части снова одеваются на модель, края обрезаются, если это нужно, что-бы склейка была плотной, и намазываются густым столярным клеем. Когда клей просохнет, шов сглаживают, срезают ножиком и затирают мелом, что-бы он был менее заметен. Маски,головки,фигурки окрашиваются следующим образом: растворяют в воде 5 ч. чистой гашенной извести, 6 ч. квасцов и, хорошо смешав, оставляют стоять сутки, после чего сливают воду и полученную тестообразную массу по возможности отжимают для удаления воды. Затем вбивают 5-6 яичных белков с 6-8 ч. деревянного масла, смешивают с полученной тестообразной массой и прибавляют киновари до образования краски телесного цвета. Составленную краску разжижают в слабом растворе желатина - для нежных тонов, или в растворе столярного клея, наносят широкой кистью на изделие и полируют хвощом. Потом маски и головки окончательно разрисовывают, но не жидкой краской, а сухой кистью с порошком бакана, кармина, ламповой копотью и т.д. и по высыхании покрывают лаком. Для защиты изделий из папье-маше (бумага все-таки!) в старинных рецептах в бумажную массу добавляется чеснок или табачные листья (от насекомых), подмешивалась зола (чтоб сделать его несъедобным для грызунов), а также для придания приятного запаха добавлялась гвоздика и корица.История папье-маше в России:Два века назад московский купец Петр Иванович Коробов, изучивший технологию немецких лаков, изготовляющихся фабрикой Иоганна Штобвассера в городе Брауншвейге, основал в 1795 году в селе Даниловке (часть современного села Федоскино) небольшую фабрику. Местные крестьяне с помощью вывезенных из Германии мастеров быстро освоили технологию изготовления папье-маше, материала, из которого и поныне создают лаковые шкатулки, украшаемые красочной миниатюрой. Поначалу зародившееся в России лаковое производство выпускало лакированные козырьки для военных головных уборов, потом – круглые табакерки, модные в начале XIX века.На Западе игрушки из смеси бумаги с песком, цементом и мукой начали делать после 20-х годов XIX века в Зоннеберге (Германия). В истории игрушки появился новый участник — формовщик, который «уже не делает своей игрушки от руки, а вдавливает густую тягучую массу в известную форму. Производство русских кукол из мастики появилось в Сергиевом Посаде, по свидетельству издания 1880 года, «не более сорока лет назад», то есть в сороковых годах XIX века.Русскую игрушку из папье-маше нельзя считать заимствованной у Запада, так как имеются болвашки посадской работы, которые можно датировать началом XIX века.В России лепили по форме.Бумагу мочат в воде, выжимают, смазывают ее клейстером из ржаной муки, оставляя свободными края бумаги, укладывают по форме, «гнут», хорошенько пролепливая все впадины, накладывают одну бумагу на другую несколькими слоями, загибают края в уровень с формой довольно толстым рубцом. Когда клей чуть провянет, вылепленную половинку вынимают из формы, поправляют, сушат, затем обе половинки склеивают. Опять поправляют, сушат окончательно на полатях, устроенных под потолком, и приклеивают донышко. Лишь у Салова бумагу наклеивали поверх болвашки: сначала болвашку обертывали тонкой мокрой «мягкой бумагой» (с мануфактурных заводов), когда она подсыхала, ее облепляли общепринятой для лепки хлопчатой бумагой («большой руки», «сахарной» или «шечкой») с клейстером. Затем острым ножом разрезали вылепленную фигуру, снимали с болвашки каждую половинку, склеивали их, накладывая на шов полоски тонкой бумаги.Работая таким образом, мастер хорошо ощущает формы находящейся перед глазами болвашки и имеет возможность лучше пролепить детали (складки одежды, пальцы рук и проч.).В игрушках Сергиева Посада преобладают яркие краски,для украшения используют золочение.В России сер.19в.кукол из папье-маше делали двух видов: целиком из папье-маше, или головки—папье-маше, а туловище тряпичное, набитое опилками(в Европе-только комбинированные куклы:из папье-маше- головы,бюсты,иногда-руки,ноги).ДАННЫЙ ПАЯЦ по-видимому,относится к так наз."ЧУХОНЦАМ"-игрушки с оттенком шутовского балаганного характера или «ТРАНЖИ»—паяц ломается на проволочке, а музыкант стоит со скрипкой; баран запряжен в бочку, на которой сидит мальчик. Во многих из этих игрушек видно влияние народной картинки. Они интересны яркостью отображения любимых народом развлечений.У клоуна,скорее всего, было еще что-то(это часть механической композиции).Состояние на фото,доставка лота в другой регион-почта России.

Смотрите другие мои товары
Похожие товары