Старин.фото 51на37.8см.КИСЕЙНЫЕ БАРЫШНИ-ИНСТИТУТКИ.ВЫПУСКНОЙ БАЛ ф.М.ДМИТРИЕВ НИЖНИЙ НОВГОРОД Россия

Старин.фото 51на37.8см.КИСЕЙНЫЕ БАРЫШНИ-ИНСТИТУТКИ.ВЫПУСКНОЙ БАЛ ф.М.ДМИТРИЕВ НИЖНИЙ НОВГОРОД Россия
Состояние: бу
номер лота 372041
Цена
65 000 руб.
4д 23ч. до окончания (10 Май 2024, 04:25:32)
Стоимость доставки оплачивает покупатель
Местоположение: Санкт-Петербург
0 просмотров

РЕДКОСТ.Огромное фото.Паспарту 51на37.8см,само фото-38на29см.Нижний Новгород,фотограф Максим Дмитриев.Обратная сторона без надписей.Воспитанницы Мариинского института благородных девиц в Нижнем Новгороде в бальных платьях.Выпускной бал. Синонимом "институтки" была "кисейная барышня" (в институтах парадные платья шились из белой кисеи).Это выражение появилось в XIX веке от слова кисея — дорогая и чрезвычайно лёгкая, прозрачная бумажная ткань полотняного переплетения. Девушка, которую сравнивают с такой тканью - это хрупкое, нежное, не приспособленное к жизни, существо.В этом контексте выражение «кисейные барышни» в 1861 году употребил применительно к «институткам» Н. Г. Помяловский.Но это не соответствовало действительности(повторюсь еще раз):Выпускниц института благородных девиц называли кисейными барышнями совсем не потому, что они были неженками, а из-за ткани, из которой шились их выпускные платья. Нижегородский Мариинский институт благородных девиц основан в 1852 г., первое женское учебное заведение Нижнего Новгорода, находился в системе Ведомства учреждений императрицы Марии.Создан по инициативе жены цесаревича Александра Николаевича (будущего императора Александра II) Марии Александровны и по воле императора Николая I, подписавшего указ об учреждении Института, носил её имя. Мариинский институт являлся закрытым перворазрядным учебным заведением, преимущественно для дочерей потомственных дворян и военных чинов не ниже штаб-офицерского, а также для дочерей купечества 1-й и 2-й гильдии. Девочки принимались в Институт в возрасте 10-12 лет, обучение длилось 6 лет. Воспитанницам преподавались Закон Божий, история, география, русская словесность, арифметика, естествознание, физика, французский и немецкий языки, чистописание, рисование, музыка, пение, танцы, изящные и хозяйственные рукоделия. Именной список выпускниц и табель их оценок отсылался императрице. Фотограф МАКСИМ ПЕТРОВИЧ ДМИТРИЕВ (1858-1948)— основатель публицистической фотографии в России.Он классик, основоположник публицистической, документальной и социальной фотографии в России. Самый известный за рубежом дореволюционный фотограф, ни один из его современников не оставил такого обширного и разнообразного наследства. На фотоснимках Дмитриева мы можем видеть губернаторов и дворян, полицию, городскую управу, банки и учреждения, архитектурные и исторические памятники, а также культурную и повседневную жизнь горожан.Родился в деревне Повалишино Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Образование получил в церковно-приходской школе, где считался одним из лучших учеников. Благодаря усилиям матери, желавшей дать сыну хорошую профессию, в 15 лет Дмитриев поступил в мастерскую московского фотографа М.П. Настюкова, где приобрел практические навыки. М.П. Настюков поощрял в ученике стремление к познанию, и Максим Дмитриев по воскресеньям посещал рисовальные классы Строгановского художественного училища. В 1874 г. 16-летним юношей Дмитриев впервые отправился в Нижний Новгород, на период работы Ярмарки, где Настюков владел своим фотопавильоном. Пребывание юного фотохудожника в Нижнем Новгороде стало судьбоносным: ему посчастливилось встретить известнейшего нижегородского фотографа Андрея Осиповича Карелина. Три года спустя молодой человек переехал в Нижний Новгород, чтобы начать работу у одного из самых способных учеников А.О. Карелина Д.Лейбовского. Наконец, в 1879 г. Дмитриеву было предложено место в фотоателье самого Карелина. В 1887 г. М.П. Дмитриев открывает собственное фотоателье, оказавшееся весьма рентабельным. Однако работа в стационарных условиях не приносила мастеру полного удовлетворения: он стремился снимать живую природу, людей в обычных бытовых условиях. Московская публика впервые увидела работы Максима Петровича в 1889 г. на выставке, посвященной 50-летию светописи. Экспозицию составили 53 безукоризненно выполненные работы большого формата: волжские виды, лесные пейзажи, групповые и индивидуальные портреты. Среди последних были весьма смелые – например, портрет ссыльного В.Г.Короленко. И публика, и критики дали высокие оценки фотографиям Дмитриева. В 1892 г. М.П. Дмитриев принял участие во Всемирной выставке в Париже, где был удостоен золотой медали. Иностранная пресса пестрела хвалебными отзывами. Золотые медали были получены им и на Московской выставке 1892 г., и на юбилейной выставке в Чикаго 1893 г. Важное место в творчестве фотографа всегда занимали работы, имевшие социальную направленность. После засухи 1891 г. в Поволжье Дмитриев создал цикл фотографий, изданный в 1893 г. отдельным фотоальбомом «Неурожайный 1891–92 год в Нижегородской губернии. Фотографии с натуры М. Дмитриева», который произвёл ошеломляющее впечатление.В 1894 г. Дмитриев приступает к новой работе: он начинает создание цикла фотографий под названием «Волжская коллекция», запечатлевшего места вдоль Верхней и Средней Волги. Съемки продолжались 10 лет. Портретный жанр также нашел отражение в творчестве М.П. Дмитриева. В разное время гостями и клиентами его фотомастерской были Леонид Андреев, Иван Бунин, Федор Шаляпин, Вера Комиссаржевская и, конечно, Максим Горький, с которым фотограф был особенно дружен. Особую часть творчества Дмитриева составляют «научные» фотографии: фотохудожник принимал активное участие в восстановлении архитектурных памятников Нижегородской губернии, снимал археологические находки и фиксировал различные этапы реставрации церквей и монастырей. После революции Дмитриев продолжал работать в Нижнем Новгороде, как и прежде отдавая всего себя любимой профессии. Оставаясь верным светописи, он фотографировал разруху первых лет советской власти и новостройки первых социалистических пятилеток. Его фотографии отразили изменения внешнего облика города и людей разных социальных групп, оставив будущим поколениям изобразительную энциклопедию нижегородской жизни. В конце 1929 г. фотоателье М.П.Дмитриева перешло в ведение Детской комиссии при Нижегородском крайисполкоме, а прежний владелец был утвержден заведующим художественной частью и павильонным фотографом. Детская комиссия варварски отнеслась к наследию художника, сдав в утиль 16000 негативов. В 1933 г. краевое архивное бюро забрало у Детской комиссии уцелевшие материалы (около 7000 негативов), благодаря чему они сохранились до наших дней. Последние годы жизни фотохудожник провел в полном забвении. Однако художественное наследие М.П. Дмитриева всегда пользовалось успехом. И по сей день ученые, историки, архитекторы обращаются к фотографиям Карелина и Дмитриева как к объективным, точным и информационно насыщенным историческим источникам. Состояние на фото,доставка лота в другой регион-почта России. 

Смотрите другие мои товары
Похожие товары