ЦЫГАНКА с КАРТАМИ,ДОРОГА...ЦЫГАНКИ из петербург.цыганского хора МАСАЛЬСКОГО или ШИШКИНА, СПб 1910-е

ЦЫГАНКА с КАРТАМИ,ДОРОГА...ЦЫГАНКИ из петербург.цыганского хора МАСАЛЬСКОГО или ШИШКИНА, СПб 1910-е
Состояние: хорошее
номер лота 512808
Цена
12 550 руб.
3д 1ч. до окончания (05 Май 2024, 04:56:02)
Стоимость доставки оплачивает покупатель
  • Почта России (письмо «заказное») 150 руб.
Местоположение: Санкт-Петербург
1 просмотров

Кабинет-портрет.Размеры:16.9на11.1см.Оборот чистый.Состояние на фото,доставка лота в другой регион-почта России. Для справки:В XVIII и XIX веках в Москве и Санкт-Петербурге выступали цыганские хоры, состоящие из русских цыган.В конце XIX века руководителем цыганского хора Николаем Ивановичем Шишкиным была создана цыганская театральная труппа.Девушки из цыганского рода Шишкиных отличались талантом, красотой и умением связывать свою судьбу с примечательными людьми. Цыганские историки утверждают, что некая Ольга Шишкина стала гражданской женой одного из принцев Ольденбургских.ЦЫГАНСКИЕ ХОРЫ, до нач. 20 в. наз. "московскими" (т. е. русскими), в отличие от венг., исп., крымских и т. д. Солисты имели сценич. имена (наст., как правило, утрачены). Впервые Ц. х. в СПб. участвовали в маскарадах и др. увеселениях Петра I. После указа о разрешении цыганам жить в окрестностях СПб. (1733) Ц. х. существовали официально. Имеется свидетельство 1740 о прибытии в СПб. "певчих цыган" на открытие Ледяного дома. Традиция собственно Ц. х. ведет начало от хора кочевых цыган-"лэутарей", выписанных в 1774 графом А. Г. Орловым из Валахии (рук. И. Т. Соколов; 1740-е гг. - 1807). Славился также Ц. х. князя Г. А. Потемкина. Праздники с участием Ц. х. проводились на дачах вельмож в Екатерингофе, на даче графа А. А. Безбородко на Охте (см. Кушелевых-Безбородко усадьба), в Строгановском саду и др. В нач. 19 в. известны хоры купца С. И. Яковлева, чиновника Полинковского, полковника Олсуфьева. В 1818 состоялось выступление Ц. х. в Большом (Каменном) театре. В 1830-х гг. популярны хоры И. Н. Васильева, И. О. Соколова. Первые поселения певчих цыган появились в Новой Деревне, на Черной речке и в Екатерингофе. К сер. 19. в. Ц. х. пользовались большой популярностью, их количество увеличилось. Выделялись хоры Г. И. Соколова (ок. 1830-70), Н. Осипова, М. Петрова, Р. А. Калабина (ок. 1830-90); солисты-певцы К. Г. Соколова, Маша и Паша Масальские, плясуны Алексей и Егор Петровы. В кон. 19 в. наиб. известность приобрел хор Н. И. Шишкина (1845-1911). Он первым в 1878 совершил гастрольную поездку в Европу; в 1886 участвовал в пост. первой цыганской оперетты "Цыганские песни в лицах" (сад "Аркадия" на берегу Б. Невки); в 1892 - оперетты "Цыганская жизнь" (Малый театр, наб. р. Фонтанки, 65). Хор выступал также в Мариинском театре, зале Городской думы, Чинизелли цирке и др. залах СПб. В хоре пели Варя Панина, Домаша Масальская и др., выступали гитаристы бр. Губкины, бр. Масальские и др. В последние годы 19 в. известность приобрели Ц. х. М. А. Шишкина (1851-1917), с к-рым сотрудничал П. И. Чайковский, А. Н. Масальского (1865-1938), Н. Д. Дулькевича (1871-1936) и др. Последним петерб. Ц. х. был хор В. П. Полякова (1878-1942). В 1917 в Малом зале Консерватории состоялся последний офиц. концерт Ц. х. Во второй половине XIX века сценические костюмы хоровых цыган не имели «цыганских национальных» признаков. Исключением были только шали у певиц. Мужчины носили казакины, то есть полукафтаны, обшитые галуном или позументом. По своему происхождению, это — праздничная одежда в зажиточных русских семьях. Переняв казакины, хоровые цыгане сохраняли их вплоть до конца 1930-х годов. Впрочем, часть артистов старалась избавиться от любого «народного» налёта в своём сценическом облике. Неважно — цыганского или русского. Певцам импонировали фраки, белоснежные манишки, галстуки и прочие великосветские атрибуты. Публика воспринимала это стремление казаться аристократами с едва скрываемым раздражением.Приглядываясь к женским платьям, не подумайте, что это наряды для балов. На снимках платья дворянского фасона. Цыганки облачались в них не только в быту, но и на эстраде. Певицы и плясуньи ориентировались в своих вкусах на знатных дам. Им хотелось выглядеть княгинями и графинями. Поэтому цыганки выступали, одетые в шёлк и бархат. К концу XIX столетия этот снобизм настолько «допёк» зрителей, что они охладели к цыганским хорам. Русским гостям хотелось видеть «настоящих» цыганок. Отчаявшись объяснить свои вкусы хореводам, они стали «голосовать ногами»… Оказавшись в конце концов без привычного дохода, хоровые артистки вынуждены были пойти на уступки публике. Именно тогда вошли в цыганский сценический костюм мониста, пёстрые юбки с оборками, широкие рукава и прочие «таборные» прелести. За основу хоровые цыганки взяли то, что требовали русские зрители. Им пришлось облачиться в наряды котлярок, только что прикочевавших из Румынии. Фотографии нашей подборки отображают эту вынужденную смену имиджа. Справедливости ради, следует сказать, что со временем артистки полюбили яркие костюмы «национального фасона». Так капитуляция обернулась успехом. Ещё до революции таборный стиль завоевал крепкие позиции в ресторанах и на сценических площадках.Со временем большевики поставят эту эстетическую революцию себе в заслугу. Хотя благодарить за рождение экзотичного сценического костюма надо дворян и купцов, которые «надавили на хоры рублём». Богатые русские аристократы, например один из графов Орловых-Давыдовых, для увеселения гостей имели целые цыганские ансамбли в своих имениях. Журнал «Столица и усадьба» писал, что «цыганским пением на раутах угощали приезжих гостей – французов и англичан, как чем-то, наряду с катаньями на тройках, неизбежно традиционно «русским», хотя граф Ал. Толстой совершенно верно заметил о происхождении цыганских напевов, «из Индии дальний напев прилетел», а автором наиболее популярных цыганских песен оказывается инженер путей сообщения, ген[ерал] А.Н. Андреев».Жанр цыганского романса к концу XIX века утвердился на эстраде и в частном быту горожан. По мнению музыковедов, так называемый «цыганский романс» в конце XIX века весьма отдалился от таборного фольклора. Он превратился в разновидность городской, как правило любовной, песни «с приподнято экспрессивным поэтическим содержанием». Интонации концертного цыганского романса характеризовались мелодическими взлетами и падениями, «томными хроматическими скольжениями», «многозначительными паузами и фермато». Сложилась и специфическая манера исполнения – певцы и певицы гипертрофированно подчеркивали резкие горловые и чувственные низкие тембры, нарочито скандировали отдельные значимые слова, к примеру «кровь–любовь». Последние фото:Катя Масальская, плясунья из петербуржского хора А. Н. Масальского. 1915 год .Цыганский хор на Вербном базаре в Москве. 1910-е годы.

Смотрите другие мои товары
Похожие товары