ЕСТЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ по ПЕТРОГРАДУ.Сборник первый ГОСИЗДАТ Москва-Пг 1923г.

ЕСТЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ по ПЕТРОГРАДУ.Сборник первый ГОСИЗДАТ Москва-Пг 1923г.
Состояние: хорошее
номер лота 515642
Цена
3 690 руб.
4д 19ч. до окончания (08 Май 2024, 12:51:32)
Стоимость доставки оплачивает покупатель
  • Почта России (бандероль/посылка «заказная») 240 руб.
Местоположение: Санкт-Петербург
0 просмотров

Первый и единственный сборник.Естественно-исторические экскурсии по Петрограду : Сборник научно-педагогич. статей, сост. Отд. естествознания Петрогр.-экскурсионного ин-та / Под общ. ред. проф. Б. Е. Райкова ; При ближайшем участии проф. М. М. Тетяева, проф. В. Н. Любименко и проф. В. А. Догеля. - Москва ; Петроград : Гос. изд-во, 1923г. 248 стр.,тираж 7000 экз. Состояние на фото,доставка лота в другой регион-почта России. Для справки:Настоящий сборник является первой попыткой разработать цикл естественно-исторических экскурсий в городской черте. Это - одно из отражений того "урбанистического" направления, которое за последние годы довольно отчётливо обозначилось в экскурсионном деле. 
Соответствующую мотировку читатель найдёт во вводной статье сборника. Остальные статьи дают разнообразный фактический материал для экскурсирования по городу: геологический, петрографический, ботанический, зоологический и пр. 
Как сама идея сборника, так и составляющий его материал явились результатом работы основанного в 1921 году Петроградского Экскурсионного Института.В начале 1920-х годов в Петрограде (Ленинграде) был предпринят опыт создания экскурсионного института научно-исследовательского характера (1921-1924 гг.), что обусловливалось востребованностью экскурсии как образовательного и как исследовательского метода, как формы просветительской работы в русле общих тенденций развития краеведения в «золотое десятилетие». В создании и в работе Экскурсионного института приняли участие виднейшие экскурсионисты Петрограда И.М. Гревс, Б.Е. Райков, Н.П. Анциферов, Г.Э. Петри и другие. 1920-е годы в историю отечественного краеведения прочно вошли как «золотое десятилетие». Подобной же характеристики с полным правом этот период может удостоиться и в отношении развития отечественной экскурсионной школы. И, пожалуй, одним из самых значительных мероприятий в этой области, не имевшим аналогов в дореволюционной практике и не получившим, к большому сожалению, развития в будущем, стало создание в двух крупнейших экскурсионных центрах страны - Москве и Петрограде, где сложились два оригинальных направления в рамках отечественной экскурсионной школы, - экскурсионных институтов научно-исследовательского характера. Не только практическое внедрение экскурсионного опыта, накопленного за предшествующие десятилетия и в начале 1920-х годов получившего широчайшее применение в рамках новой трудовой школы, в просветительской работе и в краеведческих исследованиях, но и чрезвычайно плодотворная работа в области теории и методики экскурсионного дела стали результатами деятельности этих двух научных учреждений. Ликвидация экскурсионных институтов как самостоятельных научно-исследовательских учреждений к середине 1920-х годов, исключение экскурсионного метода из образовательной сферы, перевод экскурсии преимущественно в плоскость политико-просветительной работы, жесткая идеологическая корректировка экскурсионной тематики означали к началу 1930-х годов сворачивание широкой научно-исследовательской работы в экскурсионной области. Опыт экскурсионных институтов во многом был предан забвению.Решение о создании ПЭИ было принято Государственным ученым советом 11 октября 1921 г.15 Петроградский Институт как научно-исследовательское учреждение находился в ведении Академического центра. Основными его задачами было: «1) дать методическую проработку экскурсий различного типа для школьников, внешкольников, дошкольников; 2) дать экскурсионное описание Петроградского района с указанием главных пунктов и маршрутов для экскурсий с разработкой примерных планов и программ экскурсий; 3) подготовить путем семинарских занятий кадры руководителей экскурсиями и 4) практически провести показательные экскурсии». Один из главных инициаторов создания и вдохновителей работы ПЭИ И.М. Гревс общую цель Экскурсионного института обосновал следующим образом: «Экскурсирование стало интегральной частью школьного и внешкольного обучения, одной из общепризнанных метод, требуемых для его правильной постановки. Даже если это положение часто пока остается теоретическим, надо радоваться и такому достижению. Во всяком случае, из него вытекает, что экскурсионное дело должно быть одной из важнейших задач при подготовке учителей и работников просвещения вообще. Потому необходимо его самостоятельное изучение, а затем и установление в нем единства: должны систематизироваться разрозненные усилия отдельных организаций, обществ и лиц. Работа сосредоточивалась в основном в Петрограде, расширению географического диапазона мешали трудности финансового характера, в том числе дороговизна транспорта. Для сотрудников ПЭИ главным направлением работ становилось изучение Петрограда и выявление экскурсионных объектов для экскурсий гуманитарного, естественно-исторического и технического характера. Одним из важнейших итогов этой работы должно было стать издание фундаментального путеводителя. Естественно-исторический отдел подробно занимался методическими вопросами в связи с ботаническими, зоологическими, почвенными экскурсиями. В качестве важнейших мероприятий было намечено описание Петрограда и его окрестностей, в том числе, экскурсионная разработка Петроградского района, составление примерных планов и программ экскурсий. Основной упор делался на индивидуальные исследовательские работы сотрудников отдела и на семинарскую форму работы. Были составлены списки-минимумы экскурсионных тем для школ первой и второй ступеней. Занимаясь разработкой экскурсионного материала, сотрудники отдела подготовили энтомологическую экскурсию на Смоленское кладбище (Г.Г. Якобсон), экскурсию «Пешком по Петроградской губернии» (В.Ю. Фридолина), сделали описания острова Осиновца на Ладожском острове (П.Е. Васильковский), Петергофа (В.А. Догель), Елагина острова, Саблина и окрестностей (Л.В. Бианки, Н.И. Прохоров), Лахтинского разлива, Петроградской губы, Ладожского озера и других территорий и природных объектов. Попутно собирался коллекционный материал, и был поставлен вопрос об организации естественно-исторического музея при ПЭИ39. Сотрудниками отдела были сделаны экскурсионные описания, и на их основе предложены экскурсии по Летнему и Таврическому садам (Б.А. Федченко), по парку Главного ботанического сада (К.К. Косинский). Естественно-историческим отделом были организованы дальние экскурсии-экспедиции по соответствующей тематике: Б.А. Федченко в Череповецкую губернию, Н.И. Прохоровым на Кольский полуостров.Весной 1924 г. ПЭИ получил уведомление Центральной штатной комиссии об объединении его и еще двух учреждений - Педологического института и Педагогического музея - в Институт научной педагогики с 1 июня 1924 г. В своих записках Н.П. Анциферов свидетельствует: «Экскурсионный институт просуществовал всего 2-3 года, сотрудники его были взяты в Институт научной педагогики. Иван Михайлович отказался "сливаться" и отошел от любимого дела. Он предвидел, что мы в качестве экскурсионной секции будем влачить в новом институте жалкое существование, что и сбылось в полной мере». Поэтому,планировавшаяся издательская программа,которая включала издание второго тома сборника «Естественно-исторические экскурсии по Петрограду» и разработку материалов для третьего тома,была остановлена. 

Смотрите другие мои товары
Похожие товары