САЛОННОЕ ФОТО.МАРИЯ ГАВРИЛОВНА САВИНА-русская актриса,прима.АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб 1890-е гг

САЛОННОЕ ФОТО.МАРИЯ ГАВРИЛОВНА САВИНА-русская актриса,прима.АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб 1890-е гг
Состояние: хорошее
номер лота 568227
Цена
32 650 руб.
1д 15ч. до окончания (04 Май 2024, 21:25:19)
Стоимость доставки оплачивает покупатель
  • Почта России (бандероль/посылка «заказная») 300 руб.
Местоположение: Санкт-Петербург
1 просмотров

Салонное фото.САВИНА,МАРИЯ ГАВРИЛОВНА-актриса,прима АЛЕКСАНДРИНСКОГО ТЕАТРА, СПб,1890-е гг.Размеры:паспарту-35на25.3см,само фото-19.3на13.3см.Фотография Императорских театров.Оборот информации не несет.Состояние на фото,доставка лота в другой регион-почта России.ДЛЯ СПРАВКИ:Савина Мария Гавриловна(1854-1915)-русская актриса."Вы очень привлекательны и очень умны - что не всегда совпадает, - и с вами беседовать - изустно и письменно - очень приятно", - признавался И.С.Тургенев в одном из своих посланий к М.Г.Савиной. Сочетание ума, таланта и красоты очаровывало многих. Однако в неменьшей степени привлекали в Марии Гавриловне ее коммуникабельность, веселость, умение держать себя в обществе, соединенные с внутренней независимостью и чувством собственного достоинства. Но все это далось Савиной нелегко, она была из тех, кто сам создает себя, упорно и настойчиво лепит свой человеческий образ.Дочь провинциальных актёров Г. Н. и М. П. Подраменцовых (по сцене — Стремляновы). Родилась в Каменец-Подольске, училась в одесской гимназии. Выступала на сцене с 8 лет.Преодолев свои "горести и скитания" и стремительно завоевав центральное положение в звездной труппе императорского Александринского театра, Савина уже не позволяла успеху покинуть ее, ведь по натуре она всегда была победительницей.Савина хотела только одного – играть, вот что было для нее главным. "Сцена – это моя жизнь!" – скажет она потом. Она блестяще играла в театрах Казани, изображая на сцене любовные страсти изысканной француженки. В 1874 году, уже в 20 лет, Мария Савина рассталась с мужем, но и после развода навсегда оставила себе его сценическое имя, под которым и вошла в историю театра. 
В начале 1874 года Савина приехала в Петербург, и, после блестящего дебюта на сцене Благородного собрания, была приглашена на сцену Александринского театра, где 9 апреля 1874 года впервые выступила в роли Кати в пьесе «По духовному завещанию». Партнер Савиной по сцене, также будущий премьер Александринки В.Н. Давыдов вспоминает: "Скромная, тихая, но с лукавыми глазенками, со звонким мелодическим голосом, вся изящная, хрупкая – она была очаровательна в оперетке и комедии… Тогда уже можно было угадать, что из Савиной со временем выработается хорошая актриса. Она имела характер, любила сцену до самозабвения и умела работать, не надеясь на вдохновение".18 августа 1874 года началась работа Марии Савиной в Александринском театре, который стал ей родным домом, которому она отдала 40 лет своей жизни. Со свойственной ей решительностью двадцатилетняя провинциальная актриса начала покорять Петербург. И уже скоро Савина стала ведущей актрисой старейшего петербургского театра, завоевала любовь публики и вошла в историю российского театрального искусства как одна из самых ярких звезд.Первыми сценическими шагами М.Г. Савиной были роли в амплуа инженю. Она играла молодых, обаятельных, наивных девушек, лукавых, кокетливых и чувствительных – вплоть до начала 1890-х, когда она перешла в иной репертуар, раскрывший богатейшие стороны дарования актрисы. Она обладала безупречным театральным чутьем.Восприимчивая к музыке, пластике, ритму Савина вдохновенно пела и танцевала в опереттах Оффенбаха, водевилях, играла в незатейливых комедиях скромных девушек в ситцевых платьях и платочках, органично перекочевавших с провинциальных подмостков на сцену Александринского театра.Для императорского столичного театра того времени, находившегося в кризисе, Савина оказалась находкой. Ее природное обаяние, изящество и уверенное владение техникой сразу были отмечены столичной критикой: "С г-жою Савиной русский театр ожил и напоминает старые дни золотого своего века, когда артисты играли с вдохновением. Игра ее проста, дикция превосходная, вместе с грациозностью в осанке и изяществом в движениях". Савина не обладала "героическими" данными, но все же она смогла стать "царицей русской сцены", несмотря на негласные театральные законы, по которым актриса с амплуа инженю не могла премьерствовать.Главной заслугой Савиной того периода стало открытие нового женского типа. До Савиной на русской сцене, кроме знаменитой в 1830-е годы Варвары Асенковой, "были водевильные попрыгуньи интернационального типа, были мелодраматические невинности, но русской девушки, русской женщины наша сцена не знала", - отмечал критик. Своим юным героиням Савина передавала огромный заряд оптимизма, веры в себя и в свою любовь, не чуждую обаятельного каприза, изящной игры, легкомыслия, под которым неожиданно скрывался и острый ум, и глубина чувств.17 января 1879 года Мария Савина блестяще сыграла роль Верочки в спектакле "Месяц в деревне", поставленном по пьесе И.С. Тургенева. Иван Сергеевич увидел ее однажды в театре, и потом так и не смог забыть. По первоначальному плану режиссера актриса должна была исполнять главную роль. Но она сама выбрала героиню, казавшуюся всем, в том числе и Тургеневу, второстепенной. И смогла сыграть ее так, что на глазах изумленных зрителей юная девушка превращалась в душевно зрелую женщину. Потрясенный автор, примчавшись в ее грим-уборную с огромным букетом роз, воскликнул: «Неужели эту Верочку я написал?!» Савина бросилась Тургеневу на шею и поцеловала в щеку. Назавтра писатель и актриса на вечере в пользу Литературного фонда читали диалог из его новой комедии «Провинциалка». И хотя подошедший к ней Ф.М. Достоевский ядовито бросил: «У вас каждое слово отточено, как из слоновой кости… А старичок-то пришепетывает», с того дня между Тургеневым и Савиной началась теснейшая дружба. Такая, что Полина Виардо – давняя мучительная страсть Ивана Сергеевича – оказалась практически забытой. Редкие встречи 60-летнего Тургенева с Савиной, которой не было и 25 лет, стали дополняться частой перепиской, которая продолжалась в течение четырех лет. Известно, что писатель одну из своих комнат в усадьбе Спасское-Лутовиново, где принимал восхитившую его актрису, назвал Савинской.Четыре последних года жизни Тургенева были освещены трогательно трепетным и горестно безнадежным чувством к Савиной. Он приходил на ее спектакли, она зачитывалась его произведениями. Они гуляли по Петербургу, встречались в Париже, бродили по тенистым аллеям Спасского. "В большом кожаном кресле (его матери) сидел Иван Сергеевич, а у ног его, на такой же скамеечке, сидела я и слушала (счастливая!) "Стихотворения в прозе"..." - вспоминала Мария Гавриловна. Савина прекрасно понимала, какие чувства питает к ней великий писатель, перед которым она благоговела, а потому винила себя за то, что невольно растревожила его душу, не будучи способной ответить тем же. На что Тургенев откликнулся печальной шуткой: "Вы только напрасно укоряете себя, называя меня "своим грехом". Увы! Я им никогда не буду".Их дружеский союз органично переходил в творческое сотрудничество. После Верочки Савина сыграла Машу в "Холостяке", Машу в "Вечере в Сорренто", Дарью Ивановну в "Провинциалке", Лизу в инсценировке "Дворянского гнезда", а через двадцать пять лет она вернется к любимому "Месяцу в деревне", сыграв уже Наталью Петровну. Савина играла так красиво и убедительно, что даже ее коллеги по сцене восхищенно говорили: "Ловко сделано!" 
Савина всю жизнь следовала совету великого актера и педагога М.С. Щепкина "брать образцы из жизни".«У Савиной был далеко не безупречной красоты голос, - подчеркивал один из ведущих в то время театральных критиков. – Лицо Савиной далеко не было лицом красавицы. Но между голосом, между манерой говорить, лицом, жестами была какая-то совсем особая безупречная гармония». Театральная жизнь М.Г. Савиной была полна борьбы. Много известно о многолетнем соперничестве двух выдающихся русских актрис того времени – Марии Савиной и Пелагеи Стрепетовой – за первенство в Александринском театре.Театралы разделились на сторонников Стрепетовой и поклонников Савиной, хотя, казалось бы, делить им было нечего – актрисы почти не пересекались в репертуаре: Стрепетовой больше удавались трагические роли, Савиной – романтические. Главным инструментом почти неподвижной на сцене Стрепетовой был ее завораживающий голос, а Мария Савина, наоборот, обладала потрясающей пластикой… Пелагея Антипьевна по своим манерам до конца дней оставалась прямолинейной и неуживчивой простолюдинкой. Мария Гавриловна, выглядевшая светской дамой, превосходно чувствовала себя в аристократических салонах, была остроумна, дипломатична и чутко реагировала на запросы зрителей, на новые литературные веяния.В 1899 году М.Г. Савина предприняла заграничную гастрольную поездку в Берлин и Прагу с небольшой труппой и репертуаром из пяти пьес, возбудившую там интерес к русскому сценическому искусству. В те годы театральный Петербург был искренне захвачен остро современным лирическим искусством молодой Веры Комиссаржевской, покорившей сердца зрителей в тех ролях, которые не принесли Савиной успеха. В этой ситуации Савина предприняла смелую, но глубоко продуманную попытку привлечь к себе прежнее внимание, явив Европе русскую сценическую школу. Особенно сильное впечатление на европейского зрителя произвела ее Маргарита из пьесы Дюма-сына “Дама с камелиями”, в которой исполнение Савиной ставилось в один ряд с искусством знаменитой Элеоноры Дузе и Сары Бернар. С гастролей Савина возвратилась победительницей. "Ввиду оказанных ею особых услуг русскому сценическому искусству", Савиной было пожаловано звание "Заслуженной артистки императорских театров". Личное торжество актрисы совпало с торжеством русской актерской школы. Савина была талантливой представительницей реалистического искусства своего времени. Не случайно К.С. Станиславский включил ее имя в список великих актеров, оказавших на него влияние и служивших ему образцом.Репертуар Савиной очень богат и разнообразен: это роли самого противоположного свойства, от наивных и шаловливых девочек в современной лёгкой драматургии до крупных комических или истинно драматических типов в произведениях Гоголя, Островского, Тургенева, Лопе де Вега («Собака садовника»), Шекспира («Укрощение строптивой»). Современные иностранные драматурги (Ибсен, Зудерман и др.) нашли в ней тоже прекрасную исполнительницу; многие из современных русских писателей обязаны главным образом ей успехом своих произведений. Отличительные черты таланта Савиной – поэтическая женственность, искренняя весёлость наряду с глубоко трогающим драматизмом, развитая до высокой степени совершенства мимика. 
Савина создала удивительное разнообразие образов, при этом для актрисы важнейшим условием было внутреннее перевоплощение, а не внешнее лицедейство. Понятие "грим души", введенное критиком А.Кугелем, относилось к ней, петербургской "царице сцены". Савина отличалась аналитическим складом ума и смелостью художника.Все творчество Савиной было неразрывно связано с Петербургским Императорским Александринским театром, в котором она служила в течение 40 лет, неоднократно повторяя: "Сцена – моя жизнь". Александринский театр всегда недоверчиво относился к страстным порывам души, возвышающему обману, проповеди и исповеди на сцене. "Петербург вообще не верил в романтику", - писал петербургский актер Ю.М. Юрьев, игравший в классических трагедиях и бывший своего рода исключением из правил. В отличие от Малого театра, в Петербурге актеры не мнили себя властителями дум. Свое призвание они понимали проще – не поучать и просвещать, а развлекать, пробуждая "чувства добрые" в сердцах зрителя через мастерскую игру. Тема социального протеста была для театра чуждой. Северная столица, придворная и европеизированная, была куда менее демократичной, чем Москва. На ее подмостках не столь бушевали страсти, сколь создавались "типы". Страсть к игре, к лицедейству брала верх надо всем. Именно в этой сфере Савиной не было равных. Умное мастерство, аналитический талант, точный и строгий отбор выразительных средств, эстетическая взвешенность: "лучше недоиграть, чем переиграть", - эти качества характеризуют Савину, находящуюся уже в расцвете своего творчества. Ей был чужд натурализм П.А. Стрепетовой, так же, как чуждо искусство исповедничества, связанное с творчеством В.Ф. Комиссаржевской. Савиной принадлежит высказывание: "Если бы все актеры играли по вдохновению и переживали свои роли, мир наполнился бы домами для душевнобольных". Савинская игра отличалась отчетливостью, выверенной техникой, но отнюдь не холодностью.Мария Савина была великой актрисой. Пережив годы скитаний по провинциальным театрам, она смогла покорить императорскую сцену в Петербурге, где блистала до конца своих дней, определяя стиль и репертуар главного драматического театра страны – Александринского. За ней укрепилась слава петербургской Сары Бернар, что означало высочайшую оценку творчества актрисы. Актерская манера Савиной была яркой и неповторимой: ее роли, оригинально задуманные и правдиво сыгранные, отличались остротой и лаконичностью сценического рисунка, смелостью и выразительностью деталей, филигранной отточенностью формы при огромной внутренней энергии и точной направленности темперамента. Но все объединялось неотразимым обаянием актрисы, ее женской притягательностью, эмоциональной заразительностью ее художественной личности, которая сквозила во всех ее созданиях и властно подчиняла зрителей. Многие знаменитые современники Савиной, с которыми она встречалась, переписывалась, дружила, работала, ценили в ней, помимо таланта, живой и острый ум, зоркую наблюдательность, не лишенную иронии и насмешки, бьющую через край жизненную энергию и чарующую женственность.Кстати,Дом ветеранов сцены, основанный М.Г. Савиной больше 100 лет назад, жив и сейчас. Хотя девизом М.Г. Савиной были слова "сцена – моя жизнь", она много занималась и общественной деятельностью. Большую активность и инициативу она проявила в создании Общества для пособия сценическим деятелям, преобразованного в 1894 году в Русское Театральное общество.Савина работала вначале секретарем, а затем была выбрана пожизненным председателем совета РТО. По инициативе Савиной был проведён в 1897 году 1-й Всероссийский съезд сценических деятелей. Кроме того, она воплотила в жизнь заветную мечту бесправных провинциальных актеров – основала в 1896 году "Убежище для престарелых сценических деятелей". Это был благородный поступок, но он был так естествен для русского интеллигента, да и просто для русского человека тех лет. Можно только представить себе, насколько важно было это для тех, кто свою жизнь посвятил сцене. Когда Мария Гавриловна создала Общество, ей было всего лишь 29 лет.Для строительства дома Савиной приглянулся участок земли на Петровском острове, на берегу Малой Невки. Еще при основании Санкт-Петербурга Петр I хотел здесь построить "Увеселительный домик", и сам остров получил имя царя. Но денег, чтобы купить земельный участок, у Савиной не было. Меценаты не объявлялись, земля могла уйти в другие руки. И тут подвернулся счастливый случай, которым Савина не преминула воспользоваться. В царском дворце давали бал, и среди гостей волею судеб оказался владелец этой земли. Мария Гавриловна подвела его к государю и представила как человека, подарившего свою землю под строительство Убежища для престарелых актеров. Император поблагодарил истинного сына отечества за столь благородный поступок. Выбора у владельца земли не было. 
Чтобы собрать средства для возведения убежища, Мария Савина организовывала благотворительные концерты. Учредили ежегодный "День актера", в который артисты всех театров России работали для своего неимущего брата. Огромную помощь оказывал и Молчанов. Наконец, на бывшем пустыре вырос красивый двухэтажный каменный дом, построенный по проекту М.Ф. Гейслера. В 1902 году состоялось торжественное открытие.После революции Убежище переименовали в Дом ветеранов сцены и дали имя Марии Савиной. Без права передачи кому-либо оформила Мария Савина участок земли на Петровском острове. Это было закреплено специальным царским указом, который подтвердила и советская власть в 1923 году. Постановлением Совнаркома дом и прилегающая к нему территория навсегда закреплялись за Всероссийским театральным обществом.

Смотрите другие мои товары
Похожие товары