СКЛАДЕНЬ ЧЕТЫРЕХСТВОРЧАТЫЙ:ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ и ПОКЛОНЕНИЕ ИКОНАМ БОГОМАТЕРИ,золочение МОСКВА19в

СКЛАДЕНЬ ЧЕТЫРЕХСТВОРЧАТЫЙ:ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ и ПОКЛОНЕНИЕ ИКОНАМ БОГОМАТЕРИ,золочение МОСКВА19в
Состояние: хорошее
номер лота 853442
Цена
45 680 руб.
4д 2ч. до окончания (07 Май 2024, 16:38:06)
Стоимость доставки оплачивает покупатель
  • Почта России (бандероль/посылка «заказная») 450 руб.
Местоположение: Санкт-Петербург
0 просмотров

СКЛАДЕНЬ ЧЕТЫРЕХСТВОРЧАТЫЙ(старообрядческий):ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ и ПОКЛОНЕНИЕ ИКОНАМ БОГОМАТЕРИ,медное литье,золочение,вторая половина XIX века,Москва. В раскрытом виде складень представляет целый иконостас из двадцати клейм-икон. Размеры:высота-18см,ширина в раскрытом виде-41см,ширина в закрытом виде-11см.Состояние на фото(потертости золочения,эмали фактически отсутствуют),доставка лота в другой регион-почта России.

ДЛЯ СПРАВКИ:Четырехстворчатые складни такого размера в старообрядческой среде называли «Большие праздничные створы». Подобного типа складни начали отливать в первой трети XVIII века в Выговском общежительстве. По поморскому типу их изготавливали московские мастера-беспоповцы.
На трех створах в 12-ти клеймах представлены сюжеты главных православных праздников. На первой створе — «Благовещение», «Рождество Христово», «Рождество Богородицы», «Введение Богородицы во храм». На второй — «Сретение Господне», «Богоявление», «Преображение Господне», «Вход Господень в Иерусалим». На третьей — «Воскресение Христово» («Сошествие во ад»), «Вознесение Господне», «Троица Ветхозаветная», «Успение Богоматери». На четвертой створе находятся композиции поклонения избранных святых богородичным образам Тихвинской, Владимирской, Смоленской и Богоматери Знамение. Завершаются створы композициями «Распятие Христово», «Троица Новозаветная», «Воздвижение Креста Господня», «Похвала Богородицы».

СТАРООБРЯДЧЕСТВО возникло в середине XVII века. Оно явилось следствием мощного духовного противостояния официальной церкви, принявшей реформы патриарха Никона при поддержке царя Алексея Михайловича, с одной стороны, и не принявших реформы духовенства и мирян, с другой стороны. Суть реформы заключалась в устранения многочисленных отступлений от первоначального, пришедшего на Русь из Византии порядка богослужения. Также предписывалось провести редактирование текстов богослужебных книг и внесение соответствующих изменений в литургическое чинопоследование. Кроме сути, реформа затронула и внешние обрядовые формы, заменив, в частности, привычное двоеперстное сложение пальцев при осенении крестным знамением троеперстным, двойное возглашение «аллилуйи» — тройным, написание имени Исус — на Иисус. Сторонники протопопа Аввакума предлагали править книги по древним русским рукописям и не менять правила богослужения. Это и множество других противоречий привели к расколу Русской Православной Церкви. Раскольники подвергались жестоким гонениям, а в 1685 году указом царевны Софьи они были объявлены вне закона. С этого времени началась длительная борьба официальной церкви с хранителями старой веры. Трагически закончилась жизнь убежденного противника реформ протопопа Аввакума (Петрова, род. в 1620 году). После неоднократных ссылок он был заточен в городе Пустозерске на Печоре. Туда же был сослан его последователь поп Лазарь из города Романова, преданный анафеме за обличение Никона и его нововведений. В 1682 году протопоп Аввакум и поп Лазарь были сожжены.
В конце XVII в. старообрядчество разделилось на два крупных духовных течения, которые также называли «согласиями» — поповцев и беспоповцев. Сторонники поповского согласия сохраняли традиции церковной службы дониконовской Руси, они признавали священство и служили в храмах. Беспоповцы не признавали священство, у них не было традиционных церковных зданий. Их заменили часовни без алтарей, а также моленные дома, службу в которых проводили наставники. В среде беспоповцев существовали несколько течений — поморцы, федосеевцы, филипповцы и другие.
Карательные меры, ссылки, обличения, публикации полемических сочинений и другие меры привели к еще большему единению старообрядцев. Они компактно селились в отдаленных землях: в Поволжье, на Дону, на Урале, в Сибири и на Русском Севере. Компактное проживание способствовало созданию своей культуры. Сохраняя и развивая традиции древнерусского искусства, старообрядцы сформировали яркое, самобытное явление в истории русского национального искусства — старообрядческое иконописание, рисованные и печатные лубки, медное литье, предметы мелкой пластики из дерева и др. С конца XVII столетия крупнейшим старообрядческим поселением к северо-востоку от Онежского озера стало Выговское общежительство, получившее название по протекающей здесь реке Выг. Обитель, созданная в 1694 году, считала себя преемницей древнего Соловецкого монастыря, а ее основателей святых Зосиму и Савватия почитала своими небесными покровителями. Выговское общежительство быстро превратилось в крупный религиозный, экономический и культурный центр старообрядцев беспоповцев. С первых лет создания обители ее устроители понимали, что распространение и укрепление старообрядчества невозможны без обеспечения насельников общежительства, паломников и членов поморских общин по всей России необходимыми книгами, иконами и меднолитыми изделиями. Созданные выговскими мастерами кресты, иконы, складни отличались единством художественного стиля, который получил название поморского.
Изделия выговских мастеров были необычайно востребованы. Их легко было спрятать при вынужденных переездах, использовать для личного молитвенного обихода или в общественном служении в молитвенных домах.
Первые меднолитейные мастерские появились в общежительстве в первой четверти XVIII века. Известны изделия, датированные 1713 — 1721 годами. В этот период производство формируется как самостоятельное художественное направление, отличающееся технологическими, иконографическими и стилистическими признаками.Выговцы изготавливали предметы в основном трех групп: кресты, иконы и складни, имеющие единые иконографические и композиционные признаки. Так, например, беспоповцы безошибочно признавали «свои» восьмиконечные, киотные или другие кресты по изображению в оглавии образа Спаса Нерукотворного. Особо почитались маленькие двустворчатые складни с изображением «Троицы Ветхозаветной» и «Богоматери Знамение». Их размеры доходили до 3,5×7,1 см. Такие миниатюрные складни получили название «поморская панагия», их могли носить на груди.
Кресты и складни больших размеров использовали в общественном богослужении. Наиболее тиражированными произведениями поморцев были большие четырехстворчатые «Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери». В раскрытом виде они представляли целый иконостас из двадцати клейм-икон. Деятельность Выговского общежительства периодически находилась под угрозой закрытия. С 1836 года правительство начинает осуществлять меры по «искоренению раскола». Середина XIX века стала временем полного уничтожения хорошо налаженной экономической деятельности, закрытия молелен, вывозом уникальной библиотеки, икон, полным разрушением жилых построек и даже разорением кладбищ. Меднолитое производство переместилось из обители в мастерские скитов. С конца XVIII века с поморским Выговским общежительством постоянную связь поддерживала московская беспоповская Федосеевская община Преображенского кладбища. После очередной волны гонений на поморское общежительство и полной его ликвидации в середине XIX века их традиции изготовления и декоративного убранства меднолитых изделий выговских литейщиков восприняли московские мастера. Используя теоретический и практический опыт поморцев, столичные литейщики не только наладили технологический процесс, но и расширили ассортимент выпускаемой продукции. Литейные мастерские располагались в частных домовладениях на территории города. Исследователи старообрядческой меднолитой пластики отмечают, что «...становление видового, типологического и иконографического ряда медного художественного литья в данном регионе происходило под непосредственным влиянием поморских образцов Выговского общежительства».Опыт поморской литейной школы, формы и композиции крестов, икон и складней были приняты всеми московскими старообрядческими беспоповскими общинами. К концу XIX в. московские мастера выпускали до 100 вариантов крестов, икон, складней и накладок на книжные переплеты. Это многообразие ассортимента свидетельствует о развитии традиций поморского литья мастерами «медных заведений» Москвы. С середины XIX века «медные заведения», выполнявшие заказы Преображенского кладбища, снабжали литьем общины беспоповского согласия на всей территории России.

Смотрите другие мои товары
Похожие товары