ИФЗ.НИКОЛАЙ I.СЕРВИЗ КАПУСТНЫЕ ЛИСТЬЯ/Б.ПЕТЕРГОФ.ДВОРЕЦ:ТАРЕЛКА для ВТОРОГО ф-р роспись1847-53/битая

ИФЗ.НИКОЛАЙ I.СЕРВИЗ КАПУСТНЫЕ ЛИСТЬЯ/Б.ПЕТЕРГОФ.ДВОРЕЦ:ТАРЕЛКА для ВТОРОГО ф-р роспись1847-53/битая
Состояние: хорошее в реставрацию
номер лота 863065
Цена
79 890 руб.
2д 10ч. до окончания (30 Апрель 2024, 01:05:03)
Стоимость доставки оплачивает покупатель
  • Почта России (бандероль/посылка «заказная») 450 руб.
Местоположение: Санкт-Петербург
1 просмотров

ИФЗ.Старинная ТАРЕЛКА для ВТОРОГО(основной состав) из Банкетного сервиза "КАПУСТНЫЕ ЛИСТЬЯ" для Голубой гостиной Большого Петергофского дворца, период правления Николая I(марка-клеймо синее подглазурное "Н I" под короной),1847-1853 гг.,ИФЗ,художник КРАСОВСКИЙ, СПб,Россия. Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение,рельефный декор.Помимо клейма- синие знаки:три точки-из-за скола на ободе основания сохранилась только одна.Размеры:диаметр-25см, высота-3см.СОСТОЯНИЕ на ФОТО(БИТАЯ, В РЕСТАВРАЦИЮ).ДОСТАВКА ЛОТА в ДРУГОЙ РЕГИОН-ПОЧТА РОССИИ. Сервиз, за которым в начале ХХ века закрепилось название Банкетный, предназначался для парадных приемов, проводившихся в Большом Петергофском дворце. В создании Банкетного сервиза "Капустные листья" принимали участие ведущие художники ИФЗ: Егор Максимов, Алексей Красовский. Руководил работами над сервизом талантливейший художник, возглавлявший живописные работы завода по "цветочной росписи" Федор Иванович Красовский (1820-1863)-"мастер по цветам". Фёдор Иванович Красовский (1820—1863)- сын крепостного мастера-живописца по фарфору на фарфоровом заводе Попова. Выпускаемая продукция была очень разнообразна. Здесь производили как дорогие сервизы под заказ, так и простую посуду для людей среднего и низкого достатка. Помимо разнообразной посуды это были скульптуры, вазы и различные фарфоровые изделия для дома. В 1835 году Фёдор поступил на петербургский фарфоровый завод братьев Корниловых подмастерьем, а в 1839 году — живописцем на Императорский фарфоровый завод. Администрация завода отметила мастера: «работа его отличалась особенным художническим искусством, оставаясь до сего времени от всех других сего рода живописцев отличною». В 1861 году Академией Художеств «Ф.И. Красовскому дано звание Свободного художника живописи цветов и плодов за „Букет весенних цветов“, писанный на полотне масляными красками». Федор Иванович на ИФЗ называли "мастером по цветам".Человеком он был предприимчивым и, вскоре после начала работы на ИФЗ, уже смог приобрести себе дом в Санкт-Петербурге. ДЛЯ СПРАВКИ:Основной состав сервиза Капустные листья был выполнен на Императорском фарфоровом заводе в 1848-1853 гг. для Голубой гостиной в Большом Петергофском дворце. Всего в сервизе насчитывалось около 5570 предметов. Сервиз предназначался для Большого Петергофского дворца. Образцом для его создания послужил севрский сервиз «Капустные листья» (1790), получивший свое название благодаря рельефному орнаменту, напоминающему по форме капустный лист. В создании Банкетного сервиза принимали участие ведущие художники завода: Егор Максимов, Алексей Красовский. Сервиз неоднократно пополнялся в последующие годы.Почему-"Капустные листья"? Ответ прост: потому что это прямой перевод названия сервиза Севрской фарфоровой мануфактуры, с которого и был скопирован декор "русского сервиза" - "Feilles de choux" ("капустные листья").Впервые подобный декор был разработан во Франции во времена Людовика XV и неподражаемой маркизы де Помпадур в середине XVIII-го века.Сервизы с подобным декором попали и в Санкт-Петербург, и даже в Зимний дворец, и очень понравились тамошним обитателям.Считается, что узор в виде незакрытого резерва (или картуша) напоминает форму листа капусты. Нарядный эффект достигался благодаря синему зубчатому орнаменту по контуру и яркой росписи. На французских предметах периода РОКОКО основная роспись - по центру - была "богаче", и там, кроме цветов, были и птицы.В "русском" же варианте решили ограничиться цветочным орнаментом. Декор набора севрской посуды для десерта "Feilles de choux" стал эталоном для росписи "Нового богатого сервиза" на 250 персон,исполненного на ИФЗ. Но,в отличии от французского сервиза,русский включал полный комплект из столовой и десертной частей(французский "Feilles de choux"-набор для десерта).Кроме того,в него входили 15 ваз для цветов и 5 канделябров,состоящих из сосудов такой же формы с бронзовыми золочеными держателями для свечей.Автор проекта ваз-А.А.Новиков(работал на ИФЗ в 1812-1850-х гг.).Так или иначе, но французский сервиз был любим царствующей фамилией, и в 1847-м император Николай I заказал для Петергофского дворцового комплекса банкетный сервиз с декором "Feilles de choux" на 250 (двести пятьдесят!) персон. Что такое "250 персон"? Это 250 подставных тарелок (подтарелочников) плюс 250 тарелок под первое, плюс 250 тарелок под второе, плюс 250 тарелок под десерт, плюс различные виды салатников, менажниц, креманок, соусников, фруктовниц, чашек, блюдец и т.д. и т.п. Кроме того, русские мастера создали новые предметы, которых не было во французской версии сервиза - например, розетки в виде раковин, солонки с хватами и такие, которые даже нынешние знатоки истории европейского фарфора затрудняются назвать и объяснить, для чего они служат! Убранство стола дополняли вазы и геридоны для фруктов и конфет. Также для украшения парадного стола вместе с сервизом были заказаны 15 "ваз высоких для цветов" трех размеров: высотой 75 см., 55 см., и 31 см. Т.е. сервиз был просто огромный, поэтому и изготавливали его несколько лет (приступили в июне 1847-го года и закончили в сентябре 1853-го). Всего произвели около 5570 предметов.28 сентября 1853 г. администрация Императорского фарфорового завода уведомила Придворную Его Императорского Величества Контору об окончании исполнения "Нового богатого фарфорового сервиза по голубому грунту с цветами и позолотою на 250 персон", и доставке его в петергофскую сервизную кладовую. Сервиз предназначался для парадных приемов, проводившихся в Большом Петергофском дворце. Сохранилась запись на некоторых тарелках с именами художников завода: Алексея Красовского и представителя одной из династий мастеровых завода Егора Максимова. Руководил работами талантливейший художник, возглавлявший живописные работы завода по "цветочной росписи" Федор Иванович Красовский (1820-1863).Пополнение сервиза продолжалось в течение 2-й половины 19-начала 20 века(Банкетный сервиз был одним из самых больших и популярных при царском дворе, поэтому на Императорском фарфоровом заводе на протяжении XIX века неоднократно выполнялись повторения его предметов взамен утраченных,на таких доделках ставилось соответствующее правлению клеймо-"А II","А III","Н II".В 1901-1913 гг в сервиз были включены новые посудные формы:пирожковые тарелки и бульонные чашки с блюдцами.В этот период появилось бытующее ныне название сервиза - "БАНКЕТНЫЙ",которое употреблено в описи 1902г.У большевиков, которые в ноябре 1917-го года захватили власть, свергнув отнюдь не царя, а Временное правительство, почему-то всё, что было связано с монархией, вызывало если не лютую ненависть, то отторжение. В 1920-е–1930-е годы пошла массовая распродажа музейных коллекций через торговое объединение «Антиквариат», и императорский фарфор был одним из первых товарных категорий, предназначенных для реализации (за рубежом). От многих сервизов, включавших под тысячу и более предметов, сейчас после тех распродаж сохранились десятки, а подчас и считанные вещи. Скорее всего, после смерти "вождя мирового пролетариата" В.И. Ленина большевики решили таким вот странным образом "ударить по мировой буржуазии". В 1924-м году основная масса посуды была исключена из коллекции музея. Из пятнадцати ваз для цветов Банкетного сервиза "Капустные листья" сотрудникам музея удалось отстоять лишь восемь.В конце 1920-х годов пошла новая "забава", спущенная сверху : распродажа музейных ценностей ради ускоренного развития производства в стране (деньги от распродажи должны были пойти на покупку новых технологических линий и готовых заводов с полным циклом производства) - т.е. на т.н. индустриализацию. Но так уж вышло, что именно в то же самое время ударил Мировой Кризис, цены на антиквариат резко обрушились, и было решено перейти на продажу возобновляемых ресуров - древесины и зерна. Некоторые историки уверяют, что если бы распродажа была продолжена такими темпами, какие были вначале, "Эрмитаж" за пару лет превратился бы в заурядный музейчик, но сослагательного наклонения История не знает. Так или иначе, в музейных фондах "Петергофа" к 1941-му году оставались крохи от того первого сервиза на 250 персон. И тут, в дополнение ко всему пережитому, грянула Война. Отечественная.В августе-сентябре 1941-го войска группы армий "Север" рвались к Ленинграду. Многие сотрудники музея "Петергоф" были мобилизованы или ушли в ополчение. Предстояло эвакуировать огромную коллекцию музейного комплекса, включая статуи каскада Большого дворца. Что-то музейным работникам и выделенным им в помощь местным жителям удалось вывезти, что-то - из-за нехватки средств механизации (например, статую Самсона и ещё несколько статуй: "Нева", "Волхов" и "Тритоны" с Большого каскада) - не удалось. Всего было шесть очередей эвакуации: первая ушла 29 июня, последняя – 13 сентября 1941 года. Первые три эшелона с музейным имуществом Петергофа направились в Горький, четвёртая и пятая партии пошли в г. Сарапул Удмуртской АССР, а заключительную увезли в Ленинград, где культурные ценности хранились в подвалах Исаакиевского собора, и частично, в товарном депо Московского вокзала. Что-то пришлось оставить - не было ни времени, ни сил, ни рук, чтобы вывезти всё. Так, эвакуировали остатки столовой части Банкетного сервиза "Капустные листья", а чайную часть, как менее значимую, пришлось оставить на милость врагу... Всего удалось вывезти 12932 музейных предмета – лишь 22% от первоначальной коллекции! Оставшуюся часть гитлеровцы расхитили. В 1945-м во время боёв в Восточной Пруссии наши солдаты в подвале одного из домов обнаружили ящики с надписью "Peterhof". Их вскрыли, и увидели аккуратно упакованную посуду изумительной выделки и красоты с инвентарными номерами музея "Петергоф". Это была оставленная в 1941-м в Петергофе чайная часть Банкетного сервиза "Капустные листья". Военные начальники приняли решение отправить ящики в СССР. Но на железной дороге что-то перепутали, вагон с сокровищами Петергофа прицепили не к тому паровозу, и вагон уехал в Сибирь и оказался на станции Зима. Но и там нашлись люди, которые поняли особую ценность груза, и отправили вагон в Ленинград. В эвакуации комплект довоенного столового сервиза также удалось сохранить.В настоящее время предметы из сервиза "КАПУСТНЫЕ ЛИСТЬЯ" вновь занимают место в музейной экспозиции Голубой гостиной Большого дворца в Петергофе.
P.S. Комплекс зданий музея "Петергоф" восстанавливали трудно и медленно: петергофский Эрмитаж заработал в августе 1952-го, в мае 1961-го ввели в эксплуатацию дворец Монплезир. Наконец, Большой дворец открылся 17 мая 1964 года. Точнее, первые четыре музейных интерьера дворца: Портретный зал, Диванная, Коронная и Куропаточная гостиная. После 1964-го года реставраторы постепенно вводили в строй всё новые залы Большого дворца. Церковный корпус - восстановили лишь в 2011-м году.(материалы взяты из каталога "Из сервизных кладовых.Убранство русского императорского стола 18-начала 20 века",СПб,изд.Гос.Эрмитажа.2016г,из публикаций,из док.фильма "Неизвестный Петергоф" и др.)

Смотрите другие мои товары
Похожие товары