Старин.ДАМСКАЯ СУМОЧКА из БИСЕРА:ПТИЦА в РАЙСКОМ САДУ, бисерное плетение,золочен.бронза РОССИЯ 1820е

Старин.ДАМСКАЯ СУМОЧКА из БИСЕРА:ПТИЦА в РАЙСКОМ САДУ, бисерное плетение,золочен.бронза РОССИЯ 1820е
Состояние: хорошее
номер лота 864179
Цена
126 560 руб.
2д 13ч. до окончания (05 Май 2024, 14:11:07)
Стоимость доставки оплачивает покупатель
  • Почта России (бандероль/посылка «заказная») 300 руб.
Местоположение: Санкт-Петербург
0 просмотров

РЕДКОСТЬ.МУЗЕЙ. «РУССКИЙ БИДЕРМЕЙЕР». Старинная ДАМСКАЯ СУМОЧКА:ПТИЦА в РАЙСКОМ САДУ,БИСЕР, РОССИЯ,1820-е гг.Вязание крючком из мелкого круглого и граненого красного бисера, замок-золоченая бронза с рокайльным рельефным декором(великолепной проработки). Ручная работа.Размеры:высота-19см,ширина-16см, длина цепочки-26см.Состояние на фото,доставка лота в другой регион-почта России. ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ: Предметы подобного плана были представлены в экспозиции выставки, посвященной русским бисерным вышивкам XVIII—XIX веков из частных собраний Москвы-выставка проходила в 2002 году в Музее личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина (журнал "Наше Наследие" № 65 2003г.-есть фото экспонатов).Музей личных коллекций ГМИИ(государственный музей изобразительных искусств) им. А.С. Пушкина — отдел Пушкинского музея, созданный в 1985 году по инициативе директора Ирины Антоновой и коллекционера Ильи Зильберштейна для экспонирования частных коллекций, переданных в дар музею с 1980 годов. Открытие состоялось в 1994 году.Также несколько русских сумочек бисерного плетения 1-й пол.19 века есть в экспозиции Эрмитажа.

ДЛЯ СПРАВКИ:В XVIII веке кошельки и сумочки-мешочки появились и в России, войдя в обиход наряду с веерами, мушечницами, табакерками и другими европейскими новинками. Сумочки привозили иностранные купцы для продажи и путешественники — для подарков. Русские дамы по примеру европейских стали вышивать сумочки крестом по канве, гладью и бисером.Рисунки вышивок печатали в журналах. Из архивных документов известно, что в женских учебных заведениях, находившихся под попечительством императрицы Марии Федоровны (1759 —1828), жены императора Павла I, большое внимание уделяли преподаванию навыков рисования для того, чтобы воспитанницы могли самостоятельно переносить узоры вышивок с печатного образца на ткань, а также создавать собственные оригинальные композиции.Важный этап в истории дамской сумочки — период Великой французской революции, которая не только изменила общественное устройство, но и реформировала костюм. В моду вошли платья «греческого» фасона, похожие на античные туники. У платьев был короткий лиф, заканчивавшийся под грудью, и не скрывающая формы женского тела струящаяся юбка. Платья нового I фасона шили из легких полупрозрачных тканей, таких, как муслин, батист, египетская шерсть, тонкое шелковое полотно. Роскошные плотные шелковые ткани с богатыми цветочными узорами вышли из употребления. Карманы не должны были нарушать изящные линии платья, и роль сумочки возросла. К тому же при таком крое платья невозможно было носить сумочку пристегнутой к поясу, она окончательно отделилась от платья, стала самостоятельным аксессуаром костюма и заняла свое место на изящной женской ручке. Поэтому распространено мнение, что сумочка впервые появилась именно в конце XVIII века.К уже известному ранее набору необходимых предметов, находившихся в сумочке, добавились лорнет, карне (carnet de bal — бальная записная книжка), несессер. Кроме того, дамы стали носить с собой книги карманного формата. Сумочка должна была оставаться изящной, поэтому все предметы, предназначенные для ношения в ней, постепенно становились миниатюрными.Декоративная отделка сумочки предполагала вышивку шелком и бисером, кружево и плетение.Сумочки этой эпохи назывались "помпадур" и особое название «ридикюль».Сумочка «ПОМПАДУР» — маленькая кружевная сумочка, вошедшая в моду в XVIII веке. Она была названа в честь фаворитки короля Людовика XV маркизы де Помпадур и,изначально, представляла собой мешочек с круглым дном, горловина которого затягивалась тесьмой. «Ридикюль в конце XVIII —начале XIX — дамская сумка небольшого размера, мягкой формы из ткани (шерсти, шелка, бархата,бисера и др.).Ридикюль же довольно больших размеров из кожи (что делало ее устойчивее), вошла в употребление гораздо позднее.Название от фр. riticule — сетка (от латинского ridiculus — сеточка). Французское, ridicule в значении «смешной» имеет другое происхождение (лат. ridiculus — смешной). В нач. XVIII века эти значения сблизились, и название сумки «ридикюль» содержит в себе с тех пор некоторую иронию».Из другого источника:РИДИКЮЛЬ (фр. réticule ← лат. reticulum — «сетка», «плетёная сумка») — женская сумочка на длинном шёлковом шнуре, украшенная вышивкой или бисером; надевалась на руку. Появилась в 1790-x годах в связи с изменением моды: до этого свободные женские юбки позволяли женщинам использовать своеобразные карманы, которые прикреплялись к поясу. С распространением в конце XVIII и начале XIX века облегающих платьев («ампирная мода»), места для карманов не осталось, и в моду вошли сумочки в виде корзиночки или мешочка. В 1820—1830-х годах антикизированная мода себя изжила и сменилась романтическим стилем. Женские платья приобрели более строгие очертания и жесткие формы. В моду вошли сумочки правильной формы, соответствовавшей четкому силуэту платьев. Характерны сумочки того времени, напоминающие по форме раковину-жемчужницу, а также круглые,полукруглые и в виде многоугольника. Чтобы придать ридикюлю жесткость, использовали специальную ткань, о которой сообщал читателям в разделе обозрения мод литературный журнал «Галатея» (№ 12 за 1830 год): «Волосяная материя, называемая crinoline, употребляется для подкладки ридикюлей, корзинок, иногда подбивают ею шляпы». В отделке сумочек широко использовали вышивку бисером. Сюжеты вышивок отличались многообразием — миниатюрные пейзажи, охотничьи и жанровые сцены, букеты и цветочные гирлянды поражают тонкой детализацией, богатством и свежестью красок. В качестве дополнительного декора применяли бахрому и кисточки. Рамы сумочек в 1820-1830-х гг.были бронзовыми. БИСЕР В РОССИИ:XIX век провозгласили «золотым веком» бисера в России, потому что именно тогда искусство бисероплетения достигло своего расцвета и прочно закрепило свои позиции, став неотъемлемой частью культуры и быта нашей страны.Изделия из бисера поражают изяществом и красотой, которые нисколько не потускнели со временем.Кроме того, они обладают еще одной уникальной особенностью. В России XVIII—XIX веков в отличие от многих европейских стран не существовало ни фабричного, ни кустарного производства изделий из бисера. Украшенные им вещицы изготавливались рукодельницами исключительно индивидуально и предназначались для их родных и близких, иногда для собственного интерьера или туалета. Они всегда несли на себе отпечаток души мастерицы, заключавшийся не только в трогательных надписях, но и в выборе сюжета, имевшего большей частью еще и символическое значение, и в компоновке различных частей рисунка, и в подборе цветов бисера (число которых порой превышало 30 в одной вышивке).Рисунки для вышивок конца XVIII — начала XIX века были очень дороги. В объявлении из «Московских ведомостей» за 1798 г. сообщается, например, о том, что в книжной лавке у купца Кольчугина продаются узоры для шитья по канве, раскрашенные и нераскрашенные, ценою 10 и 6 рублей за тетрадь. Подписка на отечественные журналы с рисунками для вышивания стоила также далеко не дешево. А стоимость самого бисера можно приблизительно оценить по одному из изречений Козьмы Пруткова: «Ценность всего условна: зубочистка, подаренная тебе в сувенир, несравненно дороже двух рублей с полтиной». На чехол для зубочистки бисера идет совсем немного, а два с полтиной были по тем временам вполне солидные деньги. Для сравнения — 1 пуд ржаной муки стоил в середине XIX века около 50 коп. Таким образом, бисерное рукоделие в период его расцвета было доступно лишь состоятельным рукодельницам.Действительно, имеется множество свидетельств тому, что бисерным вышиванием занимались в основном богатые люди. Например, графиня Толстая, вяжущая бисерный кисет, на портрете Аргунова или княжна Ромодановская-Ладыженская, оставившая свою подпись на ящике для сигар, принадлежавшем лейб-медику Николая I Н.Ф.Арендту и украшенном вышитыми бисером пейзажами, а в Эрмитаже хранится трубка Кутузова с разборным бисерным чубуком, каждая часть которого выполнена одной из его дочерей, включивших свои имена в декор вышивки.Несмотря на то что рукодельницы пользовались большей частью готовыми рисунками, всегда находилось место и для проявления их творческой индивидуальности. Так, М.Д.Бутурлин пишет в воспоминаниях о своей матери: «Не вышивала она цветов раболепно по рисунку, как делают все женщины, а с живых цветов, которые она группировала, как ей хотелось, перед глазами». Не только символика, но и жанр занимал достойное место в бисерных вышивках. Это вполне соответствует еще одному направлению в искусстве 1820—1840-х гг., которое теперь часто называют «русским бидермейером». Действительно, для этого направления характерно стремление к эстетизации повседневного быта, но в отличие от Германии, в России эстетизировалась не бюргерская, а усадебная культура. В частности, все бесчисленные беседки, храмы, урны, колонны, которые встречаются на бисерных вышивках, воспринимались не только как символы любви, дружбы, памяти, но и как вполне реальные объекты, украшавшие в то время барские парки. БИСЕРНОЕ РУКОДЕЛИЕ оставалось долгое время исключительно занятием русских барышень и дам из высших слоев общества.Только к середине XIX века бисерное рукоделие распространилось в монастырях. ИЗ ДРУГОГО ИСТОЧНИКА: Бисер, то есть мельчайшие разноцветные стеклянные бусинки, применялся в рукоделии и ювелирном искусстве с древнейших времен, но увлечение этим тонким художественным материалом, охватившее Западную Европу и Россию в конце XVIII — первой половине XIX века, было поистине всеобъемлющим. РУССКИЙ БИСЕР:"БЕЗ ОНЫХ ЧТО БЫ ВАМ В НАРЯДАХ ПОМОГЛО,КОГДА БЫ БИСЕРУ ВАМ НЕ ДАЛО СТЕКЛО";«Так в бисере стекло, подобяся жемчугу, любимо по всему земному ходит кругу. Им красится народ в полунощных степях, им красится Арап на южных берегах..." (М.Ломоносов "Письмо о пользе стекла").Большое внимание развитию стеклоделия в России уделял Петр I. Он отменил пошлины на стеклянные изделия, привозимые к нам из Чехии, Германии и Италии. При этом он привлекал иностранных стеклоделов для подготовки русских мастеров, а также посылал русских за границу учиться стекольному делу и, в частности, искусству изготовления бисера.Однако, свидетельств о массовом производстве русского бисера учёные так и не нашли. На протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Италии и Германии. Ещё в XV веке привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и жемчугом.Но с увеличением бисерного рукоделия в XVIII веке резко повышается спрос на заграничный бисер и стеклярус разных сортов и оттенков. Если в 1748 году только через Петербургский порт было ввезено в Россию из-за границы 472 пуда бисера и 2 пуда стекляруса, то уже в 1752 году было завезено 2126 пудов бисера и 29 пудов стекляруса.Следующая знаковая веха в развитии стеклоделия и новая попытка создания производства бисера в России относится к середине XVIII века и связана с научной деятельностью великого русского учёного М. В. Ломоносова. Именно он первым стал изучать цветное стекло и заложил научную основу в его производство(Усть-Рудицкая фабрика:Из всех видов продукции Усть-Рудицкой фабрики труднее всего было наладить изготовление бисера. Сделанная по указанию Ломоносова машина для производства бисера вначале его не удовлетворяла, и только после того, как эта машина была усовершенствована, учёный с радостью сообщил: «Ныне сыскал я надёжный способ делать бисер, пронизки (стеклянные бусы) и стеклярус скорым способом, так что могу удовольствовать будущего, 1761 года, оным здешнюю коммерцию»).Стекольная фабрика в Усть-Рудицах просуществовала почти полных 12 лет - с середины 1753 до самой смерти учёного в 1765 году. К сожалению фабрика М. В. Ломоносова так и не смогла полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка в бисере и стеклярусе, о чём так мечтал учёный.После смерти учёного фабрикой некоторое время руководила его жена. После её кончины фабрику и вовсе закрыли, не успев должным образом развернуть производство бисера и стекляруса. Постройки фабрики были уничтожены, осталась лишь усадьба, которая перешла к потомкам Ломоносовых. Несмотря на уход М. В. Ломоносова, спрос на бисер в России не упал, а продолжил поддерживаться за счет поставок из Богемии и Венеции.Мода на бисер приходит из Франции, где его начинают использовать в отделке городского костюма и его дополнений - сумочек, косынок, шарфов.Однако основным фактором, определившим необыкновенную популярность бисерного рукоделия того времени, была, несомненно, смена направления в изобразительном и прикладном искусстве. В Европе вошел в моду стиль, позднее названный «бидермейер», поэтизировавший прелести семейного уюта.Образ добродетельной хозяйки дома, вышивающей бисерный бумажник к именинам супруга, или юной девицы, вяжущей кисет для любимого дядюшки, как нельзя лучше соответствовал идеалу эпохи. И тысячи рукодельниц во всех европейских странах принялись за бисерное рукоделие.В Россию стиль «бидермейер» пришёл с некоторым опозданием - в конце XVIII - начале XIX столетия, но полюбился многим представительницам прекрасного пола. Именно с этого времени искусство бисероплетения обрело характер массового увлечения сначала в аристократических кругах, а потом и среди остального населения нашей страны. Это было обусловлено и вековой привычкой русских женщин к рукоделию, и давней их любовью к растительному и цветочному орнаментам. К тому же высокое мастерство в рукоделии служило признаком хорошего воспитания и бытового образования.Эти факторы определили не только расцвет бисерного рукоделия в России, но и неповторимое своеобразие русских бисерных работ, несмотря на то, что почти весь бисер для вышивания да и значительная часть рисунков привозились из-за границы.XIX век провозгласили «золотым веком» бисера в России, потому что именно тогда искусство бисероплетения достигло своего расцвета и прочно закрепило свои позиции, став неотъемлемой частью культуры и быта нашей страны.Чего только не делали наши предки из бисера, стекляруса и бусин! Этот красивый и прочный материал имел широкую область применения - его использовали при изготовлении сумочек, кошельков, чехлов для зонтов, обложек для записных книжек и альбомов, футляров для карт, коробочек для табака. Им вышивали иконы, картины с жанровыми сценками или роскошными букетами и птицами, которые вставляли в каминные экраны или просто вешали на стену в рамке. Бисером обвязывали трости, курительные трубки, шкатулки, вазы, подстаканники, рожки для кормления детей. Стеклярусными гобеленами украшали стены во дворцах, в том числе и в императорских.Более того, среди этого разнообразия встречаются удивительные предметы. Например,ЧЕХОЛЬЧИК для МЕЛА. Оденешь бисерный чехольчик на мелок — и красиво, и руки не пачкаются.Или вот ещё забавная выдумка — бисерный чехольчик на зубочистку! Но в Эрмитаже хранится именно такой предмет, связанный крючком и датируемый 1820-1830 годами. И не просто чехольчик, а с премиленьким орнаментом и крышечкой!Надо также сказать, что часто вещи, обшитые бисером, были адресованы и мужчинам. Так в Эрмитаже хранится трубка великого полководца М. И. Кутузова с разборным бисерным чубуком, все части орнамента которого были выполнены дочерьми фельдмаршала. Гофрированное серебро и перламутр очень гармонируют со стеклянным переплетением в виде виноградных листьев. В орнамент вышивки его дочери также включили и свои имена.К тому же, по изысканному узору и очень мелкому, ровному, разнообразному по цвету материалу можно было определить, что авторами изделий из бисера являются богатые и знатные дамы. Они могли себе позволить приобрести дорогой бисер в нужном количестве, тончайшие английские иголки и заграничные трафареты с рисунками для вышивки, которые попадали в Россию из Германии и Франции. Даже сама императрица Мария Фёдоровна тоже была большой любительницей разного рода рукоделий и вышивки. Именно ей принадлежит знаменитая поговорка: «Лень - мать всех пороков». Поэтому рукоделия в те времена были не только приятным времяпровождением, но и средством от праздности.В дворянских усадьбах и в городах был распространен обычай дарить родственникам, соседям и просто знакомым милые вещицы, сделанные из бисера своими руками, которые предназначались для благочестивых вкладов или использовались в домашнем обиходе. Так что вышивка в то время была далеко не единственной, но наиболее распространённой техникой выполнения работ из бисера среди обеспеченных дам наряду с вязанием крючком и на спицах.Но несмотря на наличие такого изобилия предметов ручной работы, в России изделия из бисера почти не предназначались для продажи, в отличие, например, от европейских стран, потому что рукоделие в ту пору в нашей стране было чисто домашним занятием. Исключения составляли лишь изделия из бисера, производившиеся в женских монастырях, а также крепостными мастерицами в небольших мастерских. ИЗ ДРУГОГО ИСТОЧНИКА:Изделия из бисера поражают изяществом и красотой, которые нисколько не потускнели со временем.В России XVIII—XIX веков в отличие от многих европейских стран не существовало ни фабричного, ни кустарного производства изделий из бисера. Украшенные им вещицы изготавливались рукодельницами исключительно индивидуально и предназначались для их родных и близких, иногда для собственного интерьера или туалета. Они всегда несли на себе отпечаток души мастерицы, заключавшийся не только в трогательных надписях, но и в выборе сюжета, имевшего большей частью еще и символическое значение, и в компоновке различных частей рисунка, и в подборе цветов бисера (число которых порой превышало 30 в одной вышивке).С конца XVIII века начинают выходить русские модные журналы: «Магазин английских, французских и немецких новых мод» (М., 1791), «Журнал приятного, любопытного и забавного чтения» (1802—1804), «Журнал для милых» (М., 1804), «Дамский журнал» (М., 1806) и т.д. В некоторых из этих журналов печатались рисунки для вышивания, но большей частью это были перепечатки с иностранных образцов.Рисунки для бисерного рукоделия составлялись в основном профессиональными художниками, которые делали их самостоятельно или брали в качестве оригиналов картины, гравюры, книжные иллюстрации, виньетки. Например, бисерная вышивка «Атрибуты виноделия» выполнена по рисунку виньетки из книги аббата де Сен-Нона «Путешествие по Неаполитанскому королевству», первое издание которой вышло в 1781—1786 гг., а второе — в 1828 г.Опытный художник существенно перерабатывал исходный рисунок, учитывая специфику техники и назначения бисерных вещиц.Рисунки для вышивок конца XVIII — начала XIX века были очень дороги. В объявлении из «Московских ведомостей» за 1798 г. сообщается, например, о том, что в книжной лавке у купца Кольчугина продаются узоры для шитья по канве, раскрашенные и нераскрашенные, ценою 10 и 6 рублей за тетрадь. Подписка на отечественные журналы с рисунками для вышивания стоила также далеко не дешево. А стоимость самого бисера можно приблизительно оценить по одному из изречений Козьмы Пруткова: «Ценность всего условна: зубочистка, подаренная тебе в сувенир, несравненно дороже двух рублей с полтиной». На чехол для зубочистки бисера идет совсем немного, а два с полтиной были по тем временам вполне солидные деньги. Для сравнения — 1 пуд ржаной муки стоил в середине XIX века около 50 коп. Таким образом, бисерное рукоделие в период его расцвета было доступно лишь состоятельным рукодельницам.Действительно, имеется множество свидетельств тому, что бисерным вышиванием занимались в основном богатые люди. Например, графиня Толстая, вяжущая бисерный кисет, на портрете Аргунова или княжна Ромодановская-Ладыженская, оставившая свою подпись на ящике для сигар, принадлежавшем лейб-медику Николая I Н.Ф.Арендту и украшенном вышитыми бисером пейзажами, а в Эрмитаже хранится трубка Кутузова с разборным бисерным чубуком, каждая часть которого выполнена одной из его дочерей, включивших свои имена в декор вышивки.БИСЕРНОЕ РУКОДЕЛИЕ оставалось долгое время исключительно занятием русских барышень и дам из высших слоев общества.Только к середине XIX века бисерное рукоделие распространилось в монастырях, но к тому времени расцвет его уже в значительной степени прошел.В соответствии с книгой Н.М.Максимовича-Амбодика «Емблемы и символы избранные», изданной в 1788 г., вышитый бисером «великий букет цветов» мог иметь исключительно патриотическое значение: «Токмо отечество мое мне нравится». А поскольку жизнь в отечестве протекала в то время преимущественно в сельской местности, в бисерных аллегориях нашла отражение и эта тема.Общепринятым символом верности и преданности было изображение собаки. Отсюда все многочисленные изображения собак разнообразнейших пород на бисерных картинках, кошельках, портмоне, бюварах.Не только символика, но и жанр занимал достойное место в бисерных вышивках. Это вполне соответствует еще одному направлению в искусстве 1820—1840-х гг., которое теперь часто называют «РУССКИЙ БИДЕРМЕЙЕР». Действительно, для этого направления характерно стремление к эстетизации повседневного быта, но в отличие от Германии, в России эстетизировалась не бюргерская, а усадебная культура. В частности, все бесчисленные беседки, храмы, урны, колонны, которые встречаются на бисерных вышивках, воспринимались не только как символы любви, дружбы, памяти, но и как вполне реальные объекты, украшавшие в то время барские парки. Кроме того, предметом вышивки могли стать самые обыденные вещи: например, табурет, а под ним играющие с клубком кошки, или жардиньерка со стоящим на ней аквариумом. Скромное представление уличного артиста тоже становится предметом чудесной бисерной композиции: перед ширмами, за которыми спрятан кукольник, пляшет и играет на некоем инструменте Пьеро; двое детишек обнявшись смотрят на происходящее. На крошечной сцене можно различить Петрушку с дубинкой и черта с палкой — заключительную сцену классического театра «Петрушки», в которой главный герой дерется с пришедшим за ним чертом. В это же время становятся необычайно модными сцены и типы народной жизни. В России такие сюжеты обязаны своим появлением публикации в 1817—1818 гг. «Волшебного фонаря» — иллюстрированного сборника забавных сценок из русской народной жизни. Эта тематика появляется в росписи фарфора, в мелкой фарфоровой и керамической пластике. Находит она отклик и в бисерных вышивках. Интересна довольно часто встречающаяся сцена русского народного гулянья: танцующие крестьянки, мужик, играющий на балалайке, и другой, слегка подвыпивший, с зажатым в руке штофом «зелена вина». Три фигуры этой вышивки — балалаечник и две пляшущие женщины — имеют в своей основе рисунок К.Кольмана «Лето» из серии «Виды русской деревни», а фигура мужика со штофом взята из гравюры Аткинсона «Кабак», опубликованной в Лондоне в 1803 г. Эта композиция встречается и полностью, и во фрагментах. Иногда ее дополняют изображением повозки или поводыря с медведем.Большой популярностью пользовались также изображения разнообразных повозок с запряженными в них парами и тройками лошадей.Тема наполеоновских войн нашла отражение во многих вышивках первой половины XIX века. Большинство сюжетных вышивок украшалось либо орнаментальной полоской, либо более или менее пышным цветочным узором. Оба эти вида декора могли существовать в бисерных работах и вполне самостоятельно. Более того, букеты, гирлянды, венки из цветов и плодов единодушно признаны шедеврами русского бисероплетения. Если в XVIII веке вышитые изображения цветов носили достаточно условный характер, то в XIX — бисерная флористика обретает исключительно натуралистический характер: цветы легко распознаются с помощью ботанических атласов или определителей растений. Помимо красоты и ботанической точности бисерные букеты и венки заключали в себе зачастую и определенный смысл, котрый мог быть понят в соответствии с общеизвестным тогда «языком цветов».

Смотрите другие мои товары
Похожие товары