СМОРГОНЬ.3-х КЛАСС.ГОРОД.УЧИЛИЩЕ:отец ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВСКИЙ /настоят.СВЯТО-МИХАЙЛОВ.ц-ви;УЧИТЕЛЯ1907

СМОРГОНЬ.3-х КЛАСС.ГОРОД.УЧИЛИЩЕ:отец ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВСКИЙ /настоят.СВЯТО-МИХАЙЛОВ.ц-ви;УЧИТЕЛЯ1907
Состояние: хорошее
номер лота 868606
Цена
35 000 руб.
2д 2ч. до окончания (02 Май 2024, 17:16:02)
Стоимость доставки оплачивает покупатель
  • Почта России (отправление 1 класса) 200 руб.
Местоположение: Санкт-Петербург
1 просмотров

Старинный кабинет-портрет.Формат:20на15см.СМОРГОНСКОЕ 3-х КЛАССОЕ ГОРОДСКОЕ УЧИЛИЩЕ.УЧИТЕЛЯ:законоучитель-священник отец ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВСКИЙ(настоятель СВЯТО-МИХАЙЛОВСКОЙ ЦЕРКВИ),П.С.ИВАНОВ, А.Н.ВАСИЛЬЕВ,Н.П.ОЛЬШУК, Л.Е.ЖИЛЬЧИК, И.А.МЕЛЕШКО, г. СМОРГОНЬ, Виленская губерния, Ошмянский уезд,Россия(Беларусь),1907г.НАДПИСЬ на ОБОРОТЕ:"Корпорация Сморгонского 3 классного городского училища 7 июня 1907года: СИДЯТ:законоучитель отец ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ; около него инспектор-учитель(надворный советник)П.С.ИВАНОВ ; крайний -учитель шестого отделения А.Н.ВАСИЛЬЕВ. СТОЯТ: первый с левой стороны-временно исполняющий должность городского учителя Н.П.ОЛЬШУК ;средний-учитель пятого отделения(коллежский секретарь) Л.Е.ЖИЛЬЧИК ; крайний справа-временно исполняющий должность учителя И.А.МЕЛЕШКО. 21/VIII1907 года". СОСТОЯНИЕ на ФОТО,ДОСТАВКА ЛОТА в ДРУГОЙ РЕГИОН-ПОЧТА РОССИИ. СМОРГОНСКОЕ ГОРОДСКОЕ РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ/СМОРГОНСКОЕ ТРЕХКЛАССНОЕ ГОРОДСКОЕ УЧИЛИЩЕ: В начале 20 века в Сморгони было 5 низших школ, в которых работало 9 учителей и училось 445детей, народное училище (обучалось 88 мальчиков и 19 девочек), небольшая частная женская 4-х классная прогимназия и еврейские учебные учреждения. В 1858 г. в Сморгони основано первое учебное заведение начального типа – Сморгонское народное училище. Туда принимали детей с 7 лет. Учебный курс ограничивался преподаванием закона Божьего, чтением гражданской и церковной печати, письмом и четырех правил арифметики. Крестьянам и мещанам после окончания народного училища запрещалось поступление в средние и высшие учебные заведения, т. е. в гимназии и университеты. В 1902 г. было открыто СМОРГОНСКОЕ ГОРОДСКОЕ РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ, которое позволяло подготовить ребенка для поступления в гимназию. Городские училища – государственные начальные школы повышенного типа – учреждались по "Положению о начальных народных училищах" от 1872 г., преобразовывались из бывших уездных училищ. Предназначались "для детей городских жителей, которые по средствам по условиям своей жизни не могут дать своим сыновьям высшего образования". В городские училища принимались дети из семей всех сословий не моложе 7 лет. Название "четырехклассное" или "трехклассное" не означало сроков обучения, который составлял для всех городских училищ 6 лет. Классы организовывались для каждого училища в соответствии с их финансовыми и организационными возможностями и могли насчитывать от одного до шести. Количество штатных учителей в училище соответствовало количеству классов. В трехклассном училище в каждом классе учились по два года, в четырехклассном - в последних двух классах, по году. В училищах преподавали Закон Божий, гражданское и церковно-славянское чтение, письмо, арифметику, геометрию, географию, историю, физику, черчение и рисование, гимнастику. Обучение в училище было платным и составляло на начало XX века от 8 до 18 рублей в год, количество учащихся составляло около 300 человек. Успешно проучившиеся в училище первые четыре года имели право на поступление в первый класс гимназии или реального училища. Для продолжения образования выпускники городских училищ могли поступать в низшие технические учебные заведения (готовившие мастеров) или, после годичной подготовки, в учительские институты - средние педагогические учебные заведения, готовившие учителей для городских и уездных училищ. С 1912 года городские училища преобразуются в высшие начальные училища со сроком обучения в 4 года. После его окончания выпускники имели право на поступление в 3 класс гимназии. «Литовские епархиальные ведомости»…: Рождественская ёлка в местечке Сморгони, Виленской губернии, Ошмянского уезда. "26-го декабря, на второй день Рождества Христова, у нас, в Сморгонях, была устроена настоятелем Сморгонской Спасо-Преображенской церкви отцом Николаем Коченовским для учениц церковно-приходской школы небывалая и невиданная по своей обстановке и торжественности ёлка. Так как церковно-приходская школа помещается пока в бывшей церковной богадельне, то ёлка состоялась в более обширном Сморгонском народном училище. К 6-ти часам вечера в здании народного училища собралась масса народа, а также приглашённые почетные гости: председатель съезда мировых судей с семейством и его секретарём, несколько акцизных чиновников, два пристава — становой и судебный, начальник железнодорожной станции Сморгонь со своими помощниками и семействами и многие другие. После вечерни сюда же прибыли и настоятели двух Сморгонских церквей – Свято-Преображенской отец Николай Коченовский и Свято-Михайловской отец ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВСКИЙ и хор учениц женской церковно-приходской школы.

Программа ёлки составлена была весьма тщательно и состояла из двух отделений: религиозного и, так сказать, светского. Отдел первый состоял из чтения о Рождестве Господа нашего Иисуса Христа, сопровождаемого световыми картинами, и из прекрасной вступительной речи отца Павла Александровского. Прежде всего, ученицы стройно пропели пред иконою с возожженною лампадою тропарь праздника, затем огни были потушены, и при наступившем мраке мгновенно на экране фонаря засияла как живая величественная картина Рождества Христова.

Народ, никогда не видевший ничего подобного и пораженный неожиданностью, ахнул от благоговейного изумления, послышались сердечные вздохи, поднялись руки для крестного знамения. Но вот, после минутного молчаливого созерцания дивной невиданной картины раздался голос отца Павла Александровскаго, произнёсшего прекрасную вступительную речь. В ней он говорил о тех чувствованиях, которые вызываются этою картиною и празднуемым величайшим событием Рождества Христова, говорил и о милости Божией, особенно проявившейся в этом великом событии. Народ же с великим вниманием, молча, слушал... Кончилась речь — вздохнул народ, тогда другой священник отец Николай Коченовский начал уже самое чтение, сопровождаемое световыми картинами и по временам прерываемое пением учениц. Так, когда читалось о том, как Ангелы Божии воспевали при рождении Спасителя «Слава в вышних Богу», ученицы тихонько трижды исполнили песнь, нарочно приготовленную и разученную к этому дню. Прекрасно пропеты были также в промежутках чтения при сияющих картинах рождественские канты: «Ныне Адаме возвеселися» и «Небо и земля ныне торжествуют». В заключение чтения торжественно был пропет кондак праздника «Дева днесь», муз. Бахметьева, и во время начала кондака опять засияла картина Рождества Христова, затем, когда пели «Ангели с пастырьми славословятъ» была показана другая картина «Поклонение пастырей», во время же пения слова кондака «Волхви-же со звездою путешествуют — картина «Путешествие волхвов» и наконец, опять картина Рождества Христова, особенно сильно понравившаяся народу. Все это еще более усилило впечатление и посему, когда чтение кончилось, присутствовавшие не знали, как и благодарить батюшку. Сначала раздалось несмелое, «благодарим покорнейше», потом уже дружное спасибо, и народ зашумел... Так кончилось невиданное и никогда еще неслыханное сморгонцами первое религиозно-нравственное чтение.

Успех его и впечатления громадны. Об этом свидетельствуют сердечные охи и ахи, раздававшиеся при появлении каждой новой картины и, не смолкавшие в течение нескольких дней разговоры о нем. Волшебного фонаря в Сморгонях пока, конечно, нет, но благодаря добрым людям, как фонарь, так и картины к нему были одолжены в Вильно и доставили сморгонцам старым и малым невиданное зрелище и великое праздничное утешение. После чтения последовала малая перемена, во время которой в другой половине училища, тоже очень обширной, была зажжена ёлка. Вот, раскрылась дверь и взорам присутствующих представилась высокая ёлка, богато убранная светом и сластями. Сначала перевели туда учениц, затем почетные гости заняли приготовленные им места и, наконец, перешел туда же и остальной народ. Ученицы полукругом окружили ёлку. Все они в этот день впервые были наряжены в форменные коричневые платьица и беленькие передники. (Это, ведь, провинция то!) Велика посему была радость приглашенных отцов и матерей, увидевших своих деток в таком виде, при такой обстановке, веселых, довольных, счастливых. Но вот они под управлением псаломщика местной церкви И. С. Недвецкаго запели первую песнь «Святая Русь богата чудесами», вот маленькая девочка вышла, раскланялась, и смело и с чувством прочитала стихотворение «Молитва Божией Матери», вот опять запели песню «Жил был мужичек», вот вышли три девочки и продекламировали басню в лицах «Два мужика»... Народ тронут. Он от роду не видел ничего подобного. Многие, вероятно, вспомнили теперь, что детки их не даром то учатся в школе, вспомнили, как часто задерживали они своих девочек дома для помощи в хозяйстве и почувствовали свою вину пред ними. Далее ученицы прелестно пропели по несколько раз песенку «Куманёчек», затем «Там, вдали за рекой», «Многие лета» и, наконец, «Боже, Царя храни». Относительно пения их, надобно заметить, что благодаря стараниям местного псаломщика И. Недвецкого, дети очень хорошо поют, как в школе, так, в особенности, в церкви и по справедливости составляют гордость и славу своего прихода. Декламировали же стихотворения тоже очень недурно. Нужно было только удивляться их смелости и той выразительности, с какою произносили стихотворения эти девочки. Честь и слава в этом случае учительнице А. П. Орнатской, положившей на это дело много труда и усердия. Она же, в скобках сказать, собственными руками пошила очень многим девочкам их форменные платьица, так всем понравившиеся в этот вечер. Неудивительно посему, что после каждой песни, после каждого стихотворения раздавались шумные возгласы и знаки одобрения. Пением народного гимна закончилась эта часть вечера. После этого поднялся со своего места уважаемый всеми председатель съезда мировых судей, он же и мировой судья, и вслух всего народа выразил свою благодарность священнику по поводу всего виданного и слышанного, свое спасибо учительнице и всем потрудившимся для устройства ёлки и чтения. Тоже сделали и остальные гости.

Наконец после всего этого состоялась торжественная раздача ученицам праздничных гостинцев и подарков. Каждая девочка получила по фунтовой коробке конфет и какой-нибудь подарок из письменных или школьных принадлежностей. На устройство ёлки собрано было по подписке более 47 рублей, поэтому, яблоками, конфетами и орехами были щедро одарены и присутствовавшие ученики народного училища. Так кончилась и вторая часть ёлки. Искренно горячо благодарили дети батюшку своего и свою любимую учительницу и радостные и весёлые спешили домой, а народ медленно расходился по домам своим, многие призадумались, другие, может быть, пожалели о чем-то, иные же оживленно передавали и делились своими впечатлениями. Я сам лично, пишущий эти строки виленец, но признать, что и у нас подобные школьные торжества редко так удаются и это потому, конечно, что у нас, как в город этим никого не удивишь. Посему, священникам Сморгонских церквей – отцу Николаю Коченовскому и отцу Павлу Александровскому, учительнице А. Орнатской и псаломщику И. Недвецкому, много потрудившимся для сего доброго дела, заявляю искреннюю благодарность, не от себя конечно, а от лица всех тех, кому школьное дело и народное образование важно, дорого и свято. Надеюсь, что вполне могу это сделать. Итак, общее наше искреннее спасибо, заявленное во всеуслышание, да будет им лучшею наградою в их великом, трудном и святом дел просвещения народа". СМОРГОНЬ(БЕЛАРУСЬ):Впервые местечко Сморгонь упоминается в письменных источниках в 1503 г. В конце XIX – начале XX вв. местечко Сморгонь переживало период бурного роста. Если по переписи населения 1897 г. в нем проживало 8098 человек, то в 1904 г. насчитывалось уже 10733 жителя (из них 5287 мужчин и 5446 женщин). В числе жителей было58 дворян, 11 почетных граждан, 12представителей духовенства, 75 купцов, 8990мещан. Учитывая бурный рост местечка, император Николай II 6 июня 1904 г. утвердил Указ Кабинета Министров Российской империи о присвоении Сморгони статуса города.Сморгонь была типичным уездным городом региона. Здесь жило 16 тыс. человек, в основном, естественно, евреи. Церковь, костел, синагоги, довольно много кирпичных зданий, еще больше деревянных, 85 верст до Вильно, 100 — до Минска (двух губернских столиц), оживленная станция на Либаво-Роменской железной дороге. Прежде город был славен уникальной «медвежьей академией». С XVII века, давних, радзивилловских еще времен, именно Сморгонь стала европейской столицей дрессировки медведей, что не забывали отмечать все ее гости. «Здесь, в Сморгони дрессировали медведей для публичного показа. Говорят, что все скоморохи-поводыри медведей, с которыми они путешествуют по миру, имеют в Сморгони свою высшую школу (Högskola), поэтому это местечко для них — „земля обетованная“», — писал один из шведских солдат, оказавшихся там во время Северной войны в 1708 году.«Академия» располагалась на северной окраине города, на одном из холмов, в котором выкапывались ямы. В яму устанавливались клетки с отловленными в ближних пущах медведями. Затем медное дно клетки нагревали, и возмущенное животное поднималось на задние лапы, а затем начинало на них переминаться, «танцевать». Полезный навык закреплялся угощением. Весной сморгонские медведи отправлялись с хозяевами в разные страны Европы, где развлекали публику на городских площадях. В XIX веке промысел угас, но память о нем живет и на городском гербе, и в скульптурах, установленных в Сморгони.Второй давний местный «бренд» — баранки. Поэт и краевед Владислав Сырокомля рассказывал в своем дневнике 1856 года из Сморгони: «Добрый день, город старой академии медведей, столица прославленных на всю Литву обваранок, которые, оказывается, и сейчас вон продаются на станции, около почтового дома». Производство маленьких бубликов из обварного (заварного) теста (отсюда обваранки, трансформировавшиеся потом в баранки) стало основным занятием в Сморгони, откуда ценный продукт затем отправлялся в соседние города, в том числе и губернские столицы. Но это углеводное процветание закончилось в сентябре 1915 года, когда сюда подошли отступавшая русская и наступавшая немецкая армии и… остановились. Все 16 тыс. жителей уездного центра получили приказ эвакуироваться. Город, оставшийся с русской стороны передовой, опустел, но вряд ли кто-то из беженцев пожалел о своей судьбе, ведь выжить в родных домах было невозможно.16 228 жителей города Сморгони получили военный приказ покинуть город в течение трёх часов. В одночасье люди лишились своих домов, стали беженцами. Сморгонцы покидали свой город, а город прощался со своими жителями, прощался навсегда. Та Сморгонь погибнет, но врагу не достанется. В 1916 г. её назовут «мёртвым городом». Битва за Сморгонь продолжалась более 800 дней. Бесконечные немецкие обстрелы оставили от города одни руины, и лишь чудом выжил самый ценный местный памятник — бывший кальвинский сбор XVII века, редчайший для Беларуси храм, превращенный ныне в костел. Другие «довоенные» здания можно пересчитать по пальцам одной руки — трагедия Сморгони, погибшей сто лет назад, известна гораздо меньше, чем аналогичные примеры времен Великой Отечественной. СМОРГОНЬ в годы ПМВ:"МЕРТВЫЙ ГОРОД":«Как будто страшное землетрясение разрушило здания, не оставив камня на камне, а злая чума промчалась по улицам — и опустели шумные улицы. И теперь между печальными остатками живописного шумного городка, среди полуразрушенных стен и обгорелых деревьев носится лишь ветер, жалобно визжа, царапая жестью крыш и глухо стуча отодранными досками». Так описывал Сморгонь еженедельник «Нива» в июне 1916 года. Очерк назывался «Из мертвого города», и сложно было придумать лучшее определение. В годы Великой войны, как называли Первую мировую современники, именно в районе Сморгони развернулись самые упорные позиционные бои на русско-германском фронте. Бесконечные два с половиной года закопавшиеся в землю, бетонные бункеры и блиндажи солдаты обеих армий фактически круглосуточно обстреливали друг друга и травили газом. Жертвами этой страшной битвы, белорусского Вердена, стали не только десятки тысяч человек, но и сам несчастный город, угодивший прямо на передовую. По степени разрушения и ярости осенних боев 1915 года Сморгонь похожа на Сталинград. А вот что касается длительности противостояния, то здесь Сморгонь лучше соотнести с блокадным Ленинградом во время Великой Отечественной. На сморгонской земле российская армия 810 дней упорно противостояла врагу! Из воспоминаниях немецких офицеров, попавших в плен: «Как же так? Русские сдали Брест, Гродно, Вильню, а у этого маленького городка бьются до смерти...» В память о боях под Сморгонью композитор Герман Блюме написал «Сморгонский марш»(«кто под Сморгонью не был, тот войны не видел»). Бои за Сморгонь были очень страшными. Наши военные получили приказ: «Стоять насмерть! Ни шагу назад! За нами — Россия». Только в один день — 25 сентября 1915 года — погибло 5,5 тысячи немцев и 3,5 тысячи русских солдат гвардейских полков. В нарушение всех приказов было заключено перемирие, чтобы собрать убитых и раненых с поля боя у реки Вилии. Сморгонь потом назовут «мертвым городом»: он будет полностью разрушен и сожжен. После войны из 16 тысяч жителей сюда вернутся всего 130 человек...С сентября 1915 по февраль 1918 года через Сморгонь проходила линия русско-германского фронта. В результате позиционных боев 16-тысячный город превратился в руины. После 810-дневной обороны он практически перестал существовать. Газеты того времени называли его «мёртвым городом».Впервые немцы использовали газы против российских войск в Польше 31 мая 1915 года. В Сморгони этот ужас произошел 12 октября 1915 года против 3-й гвардейской пехотной дивизии. В дальнейшем газовые атаки вошли в разряд обычных боевых действий и чаще всего проводились противником, исходя из условий местности на участке от Сморгони до Крево. В районе Сморгони германскими войсками была произведена газовая атака против русской Кавказской гренадерской дивизии в ночь с 1 на 2 августа 1916 года (19—20 июля по старому стилю). Был применён отравляющий газ фосген, погибли 286 человек и выведено из строя 3846 солдат и офицеров. В ответ первая газобаллонная атака Русской армии была произведена также в районе Сморгони 5—6 сентября 1916 года.Чудовищные по своим последствиям газовые атаки со стороны немецких и русских войск в Сморгони вошли примерами в серьезные исследования о «газовой войне» в годы Первой мировой.Сформированные в России в 1917 году Женские батальоны смерти принимали участие в боевых действиях лишь однажды — в июле 1917 года под деревней Крево, что под Сморгонью, «Первая женская военная команда смерти Марии Бочкарёвой» стойко отбивала атаки перешедших в контрнаступление германцев.В боях под Сморгонью принимали участие: будущий Маршал Советского Союза и министр обороны СССР, пулемётчик 256-го Елисаветградского полка Родион Малиновский, вольноопределяющийся Валентин Катаев, будущий Маршал Советского Союза Борис Шапошников,руководитель штаба 64-й пехотной дивизии в 1915 году полковник Михаил Дроздовский и капитан Александр Кутепов (в будущем известные генералы белого движения), Александра Толстая (дочь Льва Толстого), штабс-капитан 16-го Мингрельского гренадерского полка Михаил Зощенко (всемирно известный писатель-сатирик). Десятки тысяч солдат и офицеров отдали свою жизнь, обороняя Родину, сотни неизвестных и 847 поименно известных героев Сморгони стали в тех боях Георгиевскими кавалерами.К лету 1917-го здесь было собрано огромное войско, причем русские значительно превосходили немцев в артиллерии и живой силе. Только в войсках наблюдался политический раскол, поэтому наступление российской армии успеха не имело: фронт был практически прорван, однако солдаты не пошли наступать дальше. В декабре в поселке Солы было заключено перемирие с немцами.После подписания перемирия в 1917 году события разворачивались с невероятной быстротой. Как известно из истории, переговоры между молодой республикой Советов и германским командованием в Брест-Литовске были сорваны Троцким и перемирие было прервано(18 февраля 1918г.), немецкие войска по всему фронту перешли в наступление. Поднялись они из «своих» окопов и на Сморгонском участке фронта. В одно мгновение, не встречая никакого сопротивления, они заняли позиции, которые на протяжении 2,5 лет так самоотверженно обороняли русские солдаты.Взяв Сморгонь, немцы пошли на Минск. Россия в марте вышла из войны, подписав Брестский мир.Началась новая страница в истории Сморгони – немецкая оккупация. Почти год, до Началась новая страница в нашей истории – немецкая оккупация. А в ноябре Германия потерпела поражение на западе, и война закончилась. Как ни парадоксально, но в числе победителей России не было...После ухода кайзеровских войск( декабрь 1918 г.) в Сморгонь вошли легионы Пилсудского. Ситуация, которая сложилась в связи с революцией в Германии, позволила начать освобождение Белоруссии от захватчиков. После освобождения коммунистические организации вышли из подполья и начали строительство новой жизни. Советская власть продержалась до апреля 1919 г., когда началось наступление польской армии и до июля 1920 года здесь господствовала польская власть. 18 марта 1921 г. согласно Рижскому мирному договору Сморгонь входит в состав Польского государства.Большая часть гражданского населения Сморгони выжила, но вот возвращаться назад люди почему-то не стали .По данным польской переписи 1921 года, здесь жило всего 154 человека — в сто раз меньше, чем до Великой войны.. И вплоть до 1939 г. город не смог подняться до своего довоенного уровня. СВЯТО-МИХАЙЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ/КОСТЕЛ СВЯТОГО МИХАИЛА АРХАНГЕЛА в СМОРГОНИ-главный памятник Сморгони — кальвинский сбор(собор).Памятники эпохи Ренессанса в Беларуси можно пересчитать по пальцам. И костел Святого Михаила Архангела в Сморгони – самый знаменитый среди них. Построен он предположительно в 1606-1612 годах на средства Криштофа Зеновича как кальвинский сбор. А уже спустя несколько лет (в 1621 году) передан католикам. Использовался он и православными, правда, чуть позже, с 1866 по 1918 годы. В годы Первой мировой войны был частично разрушен. Легенды гласят, что под храмом находятся усыпальница семьи Зеновичей и система подземных ходов, ведущих к Вильне и в Крево.Памятник архитектуры эпохи Ренессанса с элементами оборонительного зодчества. Внесён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь как ценность категории «2» — объекты историко-культурного наследства республиканского значения. Костёл является главным храмом Сморгонского деканата Гродненской епархии. История возникновения этого храма тесно связана с историей жизни владельцев и патриотов Сморгони Зеновичей. Внук Юрия Зеновича Юрий Миколаевич Зенович, живший в эпоху завзятого пропагандиста кальвинизма Миколая Радзивилла Черного, принял модное в то время религиозное течение за основу своего вероисповедания и из католика сделался протестантом. В 1553 г. он построил на берегу Оксны деревянный кальвинский сбор. Криштоф Юрьевич Зенович не отступил от веры отца. Более того, он поспособствовал открытию при храме кальвинской школы, куда были приглашены сведущие бакалавры «для упражнения деточек, о которых должно серьезно заботиться и воспитывать». Именно при Криштофе Юрьевиче (умер в 1614 г.) Сморгоньский сбор из деревянного превратился в каменный. Храм представляет собой приземистое восьмигранное в плане сооружение в стиле ренессанс. С западной стороны он оснащен массивной двухъярусной башней, в которой устроен парадный вход в храм и колокольня. С северной стороны к нему пристроен придел, с южной — круглая башня с окнами-бойницами, в которой расположена винтовая лестница, ведущая на хоры и колокольню. Толщина стен разная — от одного метра до 4-х метров. Кладка насчитывает три поперечных ряда: из красного кирпича, желтого и одного ряда камней. Кроме того, для хорошей акустики в стены (со стороны внутреннего пространства зала) вмурованы пустые глиняные посудины (горшки). Под всей площадью храма — подземелье. Из него в сторону берега реки Оксны вел подземный ход. Сын Криштофа Юрьевича Миколай Богуслав Зенович (умер в 1621 г.) оставил терявший свои позиции кальвинизм и вернул свой род в католичество. Его дочь Анна Софья окончательно передала Сморгоньский храм католикам. Он был переосвящен в Троицкий костел. В документах Виленской археологической комиссии за 1689 г. имеется такая запись: «… на углу улицы со стороны пруда около дороги находится каменный костел Святой Троицы с куполом, колокольней и кладбищем, обнесенным каменной стеной». После поражения польского восстания 1863—1864 годов католические костёлы повсеместно закрывались российскими властями.В 1866 г. Троицкий костел в Сморгони закрыли, а в его здании освятили православную Михайловскую церковь. Не обошлось без стилизации. При подготовке к переосвящению в Сморгоньском храме забелили фрески и перестроили крышу (оснастили ее луковичными куполами). В годы Первой мировой войны храм был сильно повреждён, частично разрушен. При Польше (в 1921—1926 годах) храм восстанавливался уже как католический костёл.И вновь не обошлось без ощутимых переделок этого сооружения. Купол расписывал белорусский художник Пётр Сергиевич. После ВОВ многострадальный храм закрыли и долгие годы только надпись на его стене напоминала, что это памятник истории. В 70-е гг. XX в. храм реставрировали, и в нем какое-то время размещался выставочный зал. В 1990 г. храм передали католической парафии. Он опять стал костелом.

Смотрите другие мои товары
Похожие товары