СКАУТЫ ПЕТРОГРАДА - ПОСЛЕДНИЕ РУССКИЕ СКАУТЫ:МАЛЫШИ в ФОРМЕ при ПОЛНОМ ПАРАДЕ, Петроград, 1921г.

СКАУТЫ ПЕТРОГРАДА - ПОСЛЕДНИЕ РУССКИЕ СКАУТЫ:МАЛЫШИ в ФОРМЕ при ПОЛНОМ ПАРАДЕ, Петроград, 1921г.
Состояние: хорошее
номер лота 873373
Цена
18 980 руб.
1д 13ч. до окончания (04 Май 2024, 15:47:13)
Стоимость доставки оплачивает покупатель
  • Почта России (отправление 1 класса) 200 руб.
Местоположение: Санкт-Петербург
2 просмотров

Из питерского семейного альбома.Старинный кабинет-портрет.Формат:16.1на10.7см.ПОСЛЕДНИЕ РУССКИЕ СКАУТЫ ПЕТРОГРАДА:МАЛЫШИ в ФОРМЕ при ПОЛНОМ ПАРАДЕ, Петроград, 1921г.На обороте надпись:"5 мая Снимались в 1921 году".СОСТОЯНИЕ на ФОТО,ДОСТАВКА ЛОТА в ДРУГОЙ РЕГИОН-ПОЧТА РОССИИ. ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ:фото "Петроградские скауты на параде.Бой-скауты у знамени св.Георгия,их покровителя"-журнал "Нива",№23 за 1917г. ДЛЯ СПРАВКИ:Фильмы "Кортик", "Бронзовая птица"(по книгам Анатолия Рыбакова) - любимые фильмы детей, очень близки к истине в показе первых скаутских отрядов после революции, мальчишки стремились попасть в ряды Скаутов, туда выбирали лучших из лучших.С 1920 года в Советской России начались гонения на скаутские организации, многие были вынуждены свернуть свою деятельность. Комсомол, видя в скаутах своих соперников, резко отрицательно относился ко всем этим формам и уже в 1919 г. объявил им войну. Скаутинг был объявлен реакционным, буржуазным и монархическим явлением. Особенно усилились гонения с начала 1922 г., когда было принято решение о создании детской коммунистической организации(Всероссийского Пионерского движения имени Спартака), перенявшей ряд внешних форм скаутинга. После этого скаутские организации в Советской России были запрещены(хотя,часть скаутских организаций была преобразована в пионерские ( например, Ливенский клуб «Красный скаут»)). С ребят-скаутов срывали символику, "прорабатывали" на собраниях. Дети и подростки, сочувствующие революции, избивали их и "сдавали" их в ОГПУ.
Наиболее стойкие из русских скаутских организаций дотянули до весны 1923 г., когда в мае прошел последний скаутский слёт у села Всехсвятское под Москвой. Участники слёта шли в форме и со знамёнами. Слет был разогнан, а организаторы его — арестованы. В апреле 1926 ОГПУ произвело массовые аресты скаутов (было арестовано около 100 скаутских руководителей, отправленных главным образом в Соловецкий лагерь). Скаутские организации, однако, некоторое время продолжали существовать в подполье, как, например "Братство костра", члены которого пели:
Нас десять, вы слышите, десять!
И старшему нет двадцати!
Нас можно, конечно, повесить,
Но надо сначала найти!
После того, как в 1923 году скаутизм в России был официально запрещён, русские скаутские организации начались основываться в среде эмигрантов, выходцев из России, за рубежом первоначально в Латвии и Эстонии, а затем в Маньчжурии, Финляндии, Болгарии, Греции, Франции и Югославии. ИСТОРИЯ СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ в РОССИИ:Скаутское движение в России — молодёжное движение Российской империи , созданное для довоенной подготовки молодёжи, помощи ближнему, а также воспитания ответственности и патриотизма. Слово «скаут» (scout) переводят с английского как «разведчик». Поэтому в России скаутинг также иногда называют «разведчеством». Как и скауты во всём мире российские скауты тоже организовывают палаточные слёты с элементами соревнований. Во время Первой мировой войны движение активно сотрудничало с Русской императорской армией и партизанами. Организация была распущена после победы большевиков в Гражданской войне. Скаутов сменило пионерское движение.Осенью 1908 года в России по повелению Николая II была переведена книга Баден-Пауэлла "Юный разведчик" ("Скаутинг для мальчиков"). Она сразу произвела большое впечатление. Император хотел изданием этой книги помочь «потешным», считая их русским вариантом бой-скаутов. Начало детского движения в России можно отнести к 8 января 1908 года, когда императором Николаем II было инициировано создание «Школ строю и гимнастики»(В первую очередь скаутами стали собственные дети Николая II и дети министров.Организовывали работу с юными поданными на принципах офицерской чести. И уже тогда Пётр Столыпин вместе со своим маленьким сыном Аркашей вступил в петербургское отделение молодёжной организации «Союз Русского Сокольства»). Первым и единственным, кто исполнил волю царя, был инспектор народных училищ Бахмута Антиох Луцкевич, который создал «Народный класс военного строя и гимнастики имени наследника цесаревича Алексея Николаевича». В это формирование он набрал 40 мальчиков, одел их в военизированную форму, выдал им деревянные ружья и даже организовал для них духовой оркестр.Захваченный идеями скаутизма штабс-капитан лейб-гвардии Олег Иванович Пантюхов создает в Царском Селе 30 апреля 1909 года первый скаутский патруль "Бобр". Первый скаутский костёр был зажжён в этот же день в Павловском парке. Этот день считается днем рождения русского скаутинга. Об организации стало известно властям и уже 22 мая 1910 года Николай II лично провёл её смотр в Царском селе.(Полковник Олег Иванович Пантюхов (25 марта 1882 — 25 октября 1973)-основатель российского скаутского движения. Во время Первой мировой войны Пантюхов находился на фронте и дослужился до полковника. Был награждён орденом Святого Георгия за мужество и храбрость в бою с немцами под местечком Майшагола 3 сентября 1915 года. В августе 1917 года Пантюхов был назначен начальником 3-й Московской Школы Прапорщиков. В 1920 эмигрировал за границу вместе с семьёй. В эмиграции основал Национальную Организацию Русских Скаутов (НОРС)). Высочайшее одобрение стимулировало создание подобных организаций, среди которых были «юные моряки», «юные сапёры», «юные разведчики» и другие. Первыми, кто откликнулся на призыв царя, были кронштадтцы, создавшие своих «потешных» в тот же день 22 мая. В 1910 году при Семёновском полку была создана капитаном С. И. Назимовым рота «потешных». 28 июля (9 августа) 1911 года был проведен Первый высочайший смотр «потешных», по итогам которого С. И. Назимов был произведён в подполковники. В последующие годы скаутские отряды создаются в Петрограде, Москве, Батуми – всего в 23 местах.В 1909—1910 годах были основаны формирования юных разведчиков штабс-ротмистром Григорием Алексеевичем Захарченко в Москве, гвардейским капитаном Олегом Ивановичем Пантюховым в Царском селе, учителем и, в будущем, известным писателем Василием Григорьевичем Янчевецким в Санкт-Петербурге. Идеологической основой для первопроходцев стал поступивший в продажу 15 декабря 1909 года русский перевод книги «Юный разведчик» (оригинальное название — Scouting for Boys) Баден-Пауэлла. Судьба этих трёх российских скаутских формирований сложилась по-разному. Захарченко удалось набрать в дружину 1,5 тысяч детей и юношей, он создал лагеря для московских разведчиков в 1910—1911 годах, но в связи с командировкой в Персию он оставил работу с ней уже в 1911 году. Василий Янчевецкий пошёл по другому пути. Он создал в 1910 году журнал «Ученик» со специальным разделом «Юный разведчик», который выходил еженедельно под редакцией сначала самого Янчевецкого, а с 1913 года под редакцией Д. П. Якушева (до июля 1914 года). Хотя Янчевецкий был штатским (в отличие от Григория Захарченко и Олега Пантюхова), он включил в программу подготовки юных разведчиков военный строй. Также в первые годы в программу разведческой работы были включены: лёгкая атлетика (включая джиу-джитсу), жизнь на открытом воздухе, сигнализация, первая помощь при несчастных случаях, помощь при пожарах, уроки естественной истории на открытом воздухе, обучение ремёслам и механике, знакомство с морем, всевозможные групповые игры для развития находчивости и инициативы, приручение животных и сельскохозяйственные работы. Кроме того, Василий Янчевецкий в июле 1912 года организовал скаутский летний лагерь, в котором было создано первое русское звено девочек-скаутов. Российские организаторы скаутского движения старались поддерживать связь с генералом Баден-Пауэллом. Например, когда генерал по приглашению императора посетил в декабре 1910 года Санкт-Петербург, то он, помимо аудиенции с царём, встретился с Янчевецким и Пантюховым. Скаутское движение также расширялось, в 1912 году возникли формирования в Нарве, Пскове, Пернове.B 1912 году состоялся первый серьезный скаутский съезд, утвердивший устав, организационную структуру и символику русского скаутизма.Летом 1915 года близ Петрограда организуется первый лагерь скаутов. В этом же году возникают и подобные организации для девочек. В 1915 году состоялся Первый Всероссийский съезд скаутов, на котором были приняты тексты десяти скаутских законов, торжественное обещание и заповеди, гимн. Девизом организации стала триада: "Вера в Бога. Верность царю. Помощь Ближним"(Общество «Русский скаут» с 25 по 30 декабря 1915 года (по старому стилю) провело в Петрограде Первый съезд по скаутизму. К этому времени в России в 24 городах уже велась скаутская работа. Но на съезде были представлены только 4 «организации»: Петроград, Царское Село, Москва и Киев. На этом съезде были приняты тексты 10 законов, торжественного обещания и заповедей скаута. Обсуждался вопрос названий: «юный разведчик», «скаут» и было решено, что можно пользоваться и одним и другим названием, по усмотрению). С самого начала скаутское движение развивалось как неполитическое, пацифистское, строящееся на общечеловеческих ценностях. Не существовало различий по классовому, религиозному или этническому признаку.Движение разведчиков перед Первой мировой войной сосуществовало с движением «потешных». В 1910 году было создано формирование «потешных» в Вильно, которое возглавил есаул Владимир Федорович фон Эксе, который в следующем году даже издал книгу «Виленское потешное войско или Государево дело, изложенное воинским языком законов и дающее ответы на все вопросы устройства и обучения войска по английской системе, но в духе Российском». Оба движения были тогда очень похожими, и те, и другие занимались военными упражнениями. В 1911 году Олег Пантюхов, Василий Янчевецкий и Владимир фон Эксе пытались создать «Всероссийский союз разведчиков», но власти не разрешили этого.Наиболее интенсивно скаутское движение стало развиваться в годы Первой мировой войны. Скауты помогали раненым, беженцам, занимались благотворительностью, работали на общественных огородах. В годы войны движение росло. В 1915 году в Риге был создан музей по скаутизму, первый музей скаутинга в мире. Первая мировая война привела к сплочению скаутского движения в России, хотя правительству это не очень нравилось. Центром объединения стал Петроград, где было создано Общество содействия мальчикам-разведчикам «Русский скаут». Устав «Русского скаута», утверждённый властями 28 августа (8 сентября) 1914 года, запрещал принимать в его ряды лиц моложе 19 лет, а также военнослужащих и учащихся. Хотя «Русский скаут» должен был по его уставу работать только в Петрограде, он стал центром общероссийского скаутского движения. В конце 1915 года в России скаутские организации действовали в 24 городах: Петроград, Москва, Царское Село, Петергоф, Киев, Одесса, Астрахань, Вятка, Кострома, Гомель, Пенза, Баку, Бахмут, Царицын, Пермь, Александровск, Екатеринодар, Валуйки, Бобров, Бирск, Кисловодск, Саратов и других. Популярности «Русского скаута» способствовало издание им с 1915 года первого в России скаутского журнала «Русский скаут». В декабре 1915 года (январе 1916 года) состоялся первый съезд по скаутизму в России, организованный «Русским скаутом», по итогам которого были изданы «Труды». Кроме того, массовый исход беженцев в европейскую Россию (особенно с 1915 года) привёл к появлению национальных отрядов скаутов из беженцев. В 1916 году учитель Петрас Юргела создал в Воронеже из эвакуированных литовских школьников первый литовский скаутский отряд. В 1917 году в Одессе существовал еврейский скаутский отряд. Революционный 1917 год привёл к фактическому исчезновению правительственного контроля над формированием скаутского движения (особенно национальных отрядов). В 1917 году возникли: эстонский (в Ревеле, основан А. Ыунапуу), украинские в Белой Церкви (основатель Е. Сладченко, издавал журнал «Украинский скаутинг» (укр. «Український скавтінг») и Чернигове. Во Владивостоке в 1917 году действовал даже корейский скаутский отряд.Осенью 1917 года насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах. Старинный гимн русских скаутов БУДЬ ГОТОВ! Сл. Н. Адуева Муз. В. Попова Будь готов, разведчик, к делу честному, Трудный путь лежит перед тобой, Глянь же смело в очи неизвестному, Бодрый телом, мыслью и душой! Припев: Будь готов, будь готов, Будь готов, будь готов, Будь готов, разведчик, Будь готов! В мире много горя и мучения, Наступила страдная пора. Не забудь святого назначения, Стой на страже правды и добра. Припев Тем позор, кто в низкой безучастности Равнодушно слышит брата стон. Не страшись работы и опасности, Твердо помни - с верой ты силен. Припев Помогай больному и несчастному, К погибающим спеши на зов. Ко всему большому и прекрасному Будь готов, разведчик, будь готов! Припев: Будь готов, будь готов, Будь готов, будь готов, За Россию будь всегда готов! Всегда готов!(Девиз скаута: «Будь готов!» на самом деле был сокращением от фразы Баден-Пауэлла «Будь готов умереть за свою страну»). снователь Российского скаутского движения Олег Иванович Пантюхов перед смертью, в далекой Франции, написал Предсмертное письмо: "Завещаю Скаутам-разведчикам: Помнить Россию. Помнить и исполнять наши правила и чудесные законы скаутов. Учиться, трудиться и жить так, чтобы высоко держалось русское имя наших предков и наше Георгиевское знамя. Сторонитесь всяческих разладов: разлады не скаутское дело! Будьте "один за всех и все за одного". Опора вам - Русская Православная Церковь. Помните, что освободится Русь и тогда наши труды заграницей оправдаются и вы с гордостью передадите наши заветы, правила и традиции, которые мы так бережем, в руки молодежи в Воскресшей России. Будь Готовъ! За Россiю! Олег Пантюхов Ницца, 20 октября, 1973 г." ВЫДЕРЖКА из КНИГИ "ЮНЫЙ РАЗВЕДЧИК"(1909г.):Разсказъ у костра No 4, Законы развѣдчиковъ. У развѣдчиковъ, въ какой бы части свѣта они ни находились, существуютъ свои не писанные законы, которые для нихъ такъ же обязательны, какъ если бы они были напечатаны. Законы эти возникли въ глубокой древности. У японцевъ существуетъ Бушидо или законы старыхъ Самураевъ, точно также какъ въ Европѣ мы имѣемъ правила рыцарей среднихъ вѣковъ. У краснокожихъ индѣйцевъ Америки также существуютъ свои законы чести: у зулусовъ, у обитателей Индіи, у европейскихъ народовъ -- у всѣхъ есть свои древніе законы и обычаи. Ниже приведены правила, обязательныя для '"юныхъ развѣдчиковъ", которымъ всякій приносящій присягу развѣдчика клянется безпрекословно повиноваться. Поэтому надо, чтобы вы какъ можно лучше съ ними познакомились. Девизъ развѣдчиковъ: "Будь готовъ", означаетъ, что вы всегда, должны быть готовыми нравственно и физически исполнить свой долгъ. "Будьте готовы нравственно" въ томъ смыслѣ, чтобы вы были способны повиноваться всякому приказанію, а также и въ смыслѣ предварительнаго обдумыванія возможныхъ положеній, съ тѣмъ, чтобы сразу рѣшитъ, что необходимо сдѣлать въ данномъ случаѣ. "Будьте готовы физически", чтобы, развивая свои силы, стать сильными, дѣятельными и "способными исполнить свой долгъ, когда для этого представится случай". 1) На честь развѣдчика должны полагаться. Если развѣдчикъ говорить "клянусь честью", то это значитъ, что это правда и равносильно самой торжественной клятвѣ. Точно также, если развѣдчикъ офицеръ скажетъ развѣдчику рядовому: "Полагаюсь на вашу честь, что это будетъ исполнено", послѣдній обязанъ выполнить возложенное порученіе или данное приказаніе какъ можно лучше, преодолѣвая всѣ препятствія. Если развѣдчикъ лишился чести, солгавъ или не выполнивъ въ точности приказанія,-- онъ перестаетъ быть развѣдчикомъ, обязалъ возвратить свой значокъ и не имѣетъ права его болѣе надѣвать, 2) Развѣдчикъ преданъ своему Государю, своей Родинѣ, своимъ офицерамъ и тѣмъ, на службѣ у кого онъ находится. Онъ обязанъ защищать ихъ до послѣдней крайности не только отъ враговъ, но даже отъ лицъ, дурно о нихъ отзывающихся. 3) Обязанности развѣдчика заключаются въ томъ, чтобы исполнять свой долшъ и помогать ближнему. Долго свой онъ обязалъ исполнять прежде всего, даже если бы ему приходилось для этого пожертвовать удовольствіемъ, удобствомъ или собственной безопасностью. Если онъ затрудняется, какъ поступить, имѣя возможность выбирать между двумя путями, то долженъ спросить себя: "Въ чемъ заключается мой долгъ?", т. е. "Что болѣе на пользу другихъ людей?" и, отвѣтивъ себѣ, сдѣлать это.. Онъ долженъ во всякую минуту быть готовымъ спасать жизнь людей, находящихся въ опасности, или помогать обиженнымъ. Онъ обязанъ каждый день кому-нибудь оказать услугу. 4) Развѣдчикъ -- другъ всякаго и братъ всѣмъ другимъ развѣдчикамъ, безъ различія ихъ общественнаго положенія. Такимъ образомъ, если одинъ развѣдчикъ встрѣтили, другого. хотя бы незнакомаго ему. то долженъ заговорить съ нимъ и помочь, въ чемъ только окажется возможность. Развѣдчикъ не долженъ былъ снобомъ. Снобомъ въ Англіи называютъ, человѣка, который свысока смотритъ на другого только потому, что тотъ бѣднѣе, или же такого, который, будучи бѣденъ, питаетъ злобу къ другому, потому что толъ богатъ. Развѣдчикъ же относится къ человѣку, какъ голъ того заслуживаетъ. 5) Развѣдчикъ -- вѣжливъ и услужливъ. Онъ вѣжливъ и услужливъ со всѣми, но въ особенности съ женщинами и дѣтьми, старыми людьми, больными и калѣками и проч. Никакого вознагражденія за услуги онъ брать не долженъ. 6) Развѣдчикъ -- другъ животныхъ. Онъ долженъ, насколько это возможно, спасалъ ихъ отъ страданія и не долженъ умерщвлять какое бы то ни было живое существо -- хотя бы то была муха.-- такъ какъ и муха Божья тварь. 7 ) Развѣдчикъ безпрекословно исполняетъ приказанія вожатаго или старшины. Даже если ему дано приказаніе, которое ему не нравится, съ которымъ онъ не согласенъ, онъ обязанъ, точно такъ же, какъ это дѣлаютъ солдаты и матросы,-- исполнить его, потому что это его долгъ, а послѣ исполненія его онъ можетъ явиться и представить свои возраженія; но исполнить приказаніе онъ долженъ немедленно. Это -- дисциплина. 8) Развѣдчикъ, улыбается и насвистываетъ или напѣваетъ что-нибудь при всѣхъ обстоятельствахъ. Когда онъ получаетъ приказаніе, онъ долженъ выполнить его съ бодрымъ, веселымъ видомъ, а не кое-какъ, нехотя, еле волоча, ноги. Развѣдчики никогда не жалуются на трудности, никогда не перебраниваются другъ съ другомъ и не сквернословятъ. Когда вы опоздаете на поѣздъ или если вамъ кто-нибудь наступитъ на мозоль,-- хотя у развѣдчика вообще не должно быть мозолей,-- когда вамъ досадно на что-нибудь, то вы заставьте себя сейчасъ же, улыбнуться, а потомъ посвистите, и вамъ сразу станетъ легче. Развѣдчикъ ходитъ съ улыбкой и насвистывая. Это ему придаетъ бодрость, онъ заражаетъ бодростью и другихъ, особенно въ минуты опасности, и тогда онъ долженъ держать себя точно такъ же бодро и весело. Наказаніе за сквернословіе или божбу полагается слѣдующее: за каждый подобный проступокъ другіе развѣдчики выливаютъ провинившемуся за рукавъ кружку холодной воды. Это наказаніе было придумано триста лѣтъ тому назадъ старымъ англійскимъ развѣдчикомъ, капитаномъ Джономъ Смитомъ. 9) Развѣдчикъ долженъ бытъ бережливъ, г. е. онъ долженъ откладывать въ сберегательную кассу каждую копейку, безъ которой онъ можетъ обойтись, чтобы имѣть деньги, во-первыхъ, для содержанія себя, когда у него случайно не будетъ заработка, и такимъ образомъ не быть въ это время въ тягость другимъ, и во-вторыхъ для снабженія ими другихъ, когда они будутъ въ нихъ нуждаться."

Смотрите другие мои товары
Похожие товары