Кабинетка: Русская балерина МАТИЛЬДА ФЕЛИКСОВНА КШЕСИНСКАЯ, ф.ФИШЕР/бывш.Дьяговченко, МОСКВА 1896г.

Кабинетка: Русская балерина МАТИЛЬДА ФЕЛИКСОВНА КШЕСИНСКАЯ, ф.ФИШЕР/бывш.Дьяговченко, МОСКВА 1896г.
Состояние: хорошее
номер лота 878363
Цена
36 560 руб.
1д 22ч. до окончания (07 Май 2024, 21:02:01)
Стоимость доставки оплачивает покупатель
  • Почта России (отправление 1 класса) 200 руб.
Местоположение: Санкт-Петербург
1 просмотров

Старинный кабинет-портрет.Формат:14.2х10см.БАЛЕРИНА МАТИЛЬДА-ФЕЛИКСОВНА КШЕСИНСКАЯ в ТЕАТРАЛЬНОМ КОСТЮМЕ(участвовала в Парадном спектакле в Москве -Коронационные торжества в мае 1896 года), фотограф Карл ФИШЕР(бывшая Дьговченко), МОСКВА(Кузнецкий мост, 11), 1896г. СОСТОЯНИЕ на ФОТО,ДОСТАВКА ЛОТА в ДРУГОЙ РЕГИОН-ПОЧТА РОССИИ.                                                                                                                                                               ДЛЯ СПРАВКИ:   Ее танец , как пишут современники, был естественным, как дыхание, живым, капризным, пленительным, теплым - таким же, как и она сама. Ошеломляющим, притягивающим помимо воли, властным, энергичным. В нем было все то, что было в ней.Танец был ее жизнью.                  В мае 1896 года в Москве проходили коронационные торжества, петербургская труппа была направлена в Москву, но так вышло, что Кшесинской не нашлось роли в парадном спектакле «Жемчужина», а только в «Пробуждении Флоры». Как раз тогда гастролировала итальянка Пьерина Леньяни, которой и была отдана главная партия в «Жемчужине».«Я сочла это оскорблением для себя перед всей труппой, которого я перенести, само собой разумеется, не могла.»Кшесинская жалуется Великому Князю Сергею Михайловичу, и Дирекция Императорских театров получает приказ свыше, чтобы Матильда участвовала в парадном спектакле.«Моя честь была восстановлена, и я была счастлива, так как я знала, что это Ники лично для меня сделал. Я увидела, что после своей женитьбы и двух лет разлуки Ники исполнил мое желание и защитил меня, отдав соответствующее распоряжение. Я убедилась, что наша встреча не была для него мимолетным увлечением, и он в своем благородном сердце сохранил уголок для меня на всю жизнь».Но ко времени получения приказа от Двора весь балет был срепетирован и роли распределены. Чтобы выполнить приказ Двора, Рикардо Дриго пришлось писать добавочную музыку, а Петипа ставить дополнительное па-де-де. Но, похоже, это ничуть не смущало Кшесинскую, уверенную в своем праве танцевать там и тогда, когда она хотела."Роль белой жемчужины исполняла балерина Леньяни; роль жёлтой жемчужины - балерина Кшесинская II; роли розовых жемчужин - артистки московской балетной труппы Джури и Рославлева; роли чёрных жемчужин - артистки петербургской балетной труппы Иогансон и Куличевская".Изначально планировались, в дополнение к белой жемчужине, чёрные и розовые. А вот для Кшесинской пришлось добавить жёлтую.                                                                         МАТИЛЬДА  ФЕЛИКСОВНА КШЕСИНСКАЯ (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Matylda Maria Krzesińska;1872-1971) — русская  артистка балета и педагог ,прима-балерина Императорского Мариинского театра. Заслуженная артистка Императорских театров (1904).Дочь танцовщика Феликса Кшесинского, сестра артистов Юлии и Иосифа Кшесинских , мать Владимира Красинского (1902—1974). Известна своими отношениями с членами Дома Романовых: в 1890—1894 годах встречалась с цесаревичем Николаем Александровичем, затем с великими князьями Сергеем Михайловичем(Маля — так ласково звал Кшесинскую князь Сергей Михайлович. Рассказывают, в 1918 году во время казни большевиками великий князь сжимал в руке медальон с портретом Матильды) и Андреем Владимировичем. С 1920 года в эмиграции. В 1921 году вышла замуж за Андрея Владимировича, после чего получила титул княгини Красинской (1926), затем светлейшей княгини Романовской-Красинской (1935).Она хотела славы – и добилась своего. Сперва это была скандальная слава – как у всякой молодой артистки, которая стала бы подругой наследника трона. Потом всем стали видны ее талант и мастерство, трудолюбие и упрямство.Матильда Феликсовна Кшесинская была потомственной "балетной" - она родилась 31  августа 1872 года в театральной семье поляка, танцовщика и оперного певца Феликса Кшесинского и балерины Юлии Долинской  в Петербурге.Матильда  стала последним, тринадцатым ребенком в этой семье и имела ласковое имя - Маля, Малечка. Старшая дочь Феликса Кшесинского, Юлия, танцевала вместе с отцом и часто на фотографиях сегодня ее путают с Матильдой Феликсовной. Балетным стал также и брат Матильды - Иосиф.  Вот в такой атмосфере мира театра и росла юная Малечка.
        Никого не удивило ,что Матильда решила стать танцовщицей и поступила в императорское театральное  училище.Из воспоминаний современников:"У нее не было многих качеств, присущих ее современницам и соперницам по сцене: ни красоты Тамары Карсавиной и Веры Трефиловой, ни утонченности и легкости гениальной Анны Павловой. Кшесинская была небольшого роста, крепкая, темноволосая, с узкой, затянутой в корсет талией и мускулистыми, почти атлетическими ногами.
       Но она обладала неисчерпаемой энергией, пикантностью, затмевающим всех блеском, шиком, несомненной женственностью и непреодолимым обаянием. У нее были превосходные, очень красивые зубы, которые Матильда постоянно демонстрировала в сияющей улыбке. Несомненными козырями были и врожденный практицизм, сила воли, удачливость и фантастическая работоспособность."Отнюдь не красавица, ростом всего 153 сантиметра, с короткими, пухлыми для балерины ногами — такой была главная сердцеедка дореволюционной России, в чьи сети угодили два великих князя и цесаревич Николай.Балерина Матильда Кшесинская брала особым очарованием, которое не оставляет равнодушным ни одного мужчину.Мать Кшесинской Юлия Доминская тоже когда-то была балериной, но покинула сцену, посвятив себя семье. В двух браках (первый муж Юлии скончался) она родила 13 детей. Матильда была самой младшей — тринадцатой.В Мариинском театре Матильда начинала как «Кшесинская вторая». «Кшесинской первой» звали ее старшую сестру Юлию. Но уже скоро Матильда стала самой влиятельной балериной страны. Она сама решала, кто выйдет с ней на сцену, запросто могла забрать себе чужую роль, выгнать выписанную из-за границы танцовщицу со словами: «Не дам, это мой балет!»Как-то раз Матильда без разрешения сменила неудобный костюм для выступления на собственный. Тут уж руководство не выдержало — балерину оштрафовали. Впрочем, найти управу на Кшесинскую так и не удалось.«Неужели это театр, и неужели этим я руковожу? — писал в дневнике директор императорских театров Владимир Теляковский. — Все довольны, все рады и прославляют необыкновенную, технически сильную, нравственно нахальную, циничную, наглую балерину».Изгоняя неуместных ей балерин, Кшесинская, по сути, боролась за импортозамещение в сфере искусства. Танцовщица использовала все свои связи для того, чтобы в Императорский Театр перестали приглашать иностранных знаменитостей и уж тем более давать им главные партии. В центре внимания должна была оставаться только она — Матильда.Матильда первая среди русских балерин исполнила на сцене 32 фуэте подряд. До нее кружиться так могли лишь итальянские балерины Эмма Бессон и Пьерина Леньяни, выступавшие на сценах Петербурга. С тех пор 32 фуэте подряд считаются фирменным знаком классического балета. Впервые в России 14 фуэте подряд исполнила в 1887 году на сцене Мариинского театра балерина из Италии Эмма Бессон. Тогда Кшесинской было всего 15 лет – будущая прима училась в Императорском театральном училище и о славе пока только мечтала.Позже рекорд Эммы Бессон в 1883 году побила также приглашённая итальянская танцовщица Пьерина Леньяни – она исполнила 32 фуэте. Но первой русской балериной, исполнившей 32 фуэте на сцене Мариинки, стала именно Матильда Кшесинская. Тут нужно понимать, что «32 фуэте» итальянки и «32 фуэте» русской балерины – вещи совершенно разные по объёму приложенных для их исполнения усилий. В Императорском училище таким вещам просто не учили. Кшесинская сама выучила «трюк», совершенно немыслимый для российских балерин конца XIX–начала XX века. Большинство её коллег и соперниц не могли повторить этот виртуозный элемент не только технически, но и физически – по воспоминаниям современников, уже после восьмого фуэте у них начинала невыносимо кружиться голова. Однажды вечером после спектакля Кшесинская давала у себя  торжественный обед.Присутствовали сплошь великие князья.Здесь она впервые познакомилась с Андреем Владимировичем,кузеном императора. « Великий Князь Андрей Владимирович произвёл на меня сразу в этот первый вечер,что я с ним познакомилась ,громадное впечатление:он был удивительно красив и очень застенчив,что его вовсе не портило,напротив.Во время обеда нечаянно он задел своим рукавом стакан с красным вином,который опрокинулся в мою сторону и облил моё платье.Я не огорчилась тем,что чудное платье погибло,я сразу увидела в этом предзнаменование,что это принесёт мне много счастья в жизни…»  Великий князь был на 6 лет моложе Кшесинской.С ним она отправилась в Европу.Он был мил,трогателен и ,главное, предан.Может быть, поэтому Матильда Кшесинская Решилась  на отчаянный шаг : 18 июня 1902 года родила сына.Мальчика назвали Владимиром в честь отца князя Андрея. В годы революции Кшесинской пришлось перенести серьезные душевные муки: она потеряла людей, с которыми тесно была связана раньше, - Николая II и великого князя Сергея Михайловича. В начале 1920 года Кшесинская навсегда покинула измученную политическими потрясениями Россию и обосновалась в Венеции. Несколько позже, во Франции, она вновь встретила великого князя Андрея, и влюбленные воссоединились. «Мы часто обсуждали с Андреем вопрос о нашем браке, - писала она. - Мы думали не только о собственном счастье, но и главным образом о положении Вовы… Ведь до сих пор оно было неопределенным».  Согласовав вопрос о женитьбе с братом Андрея, Кириллом Владимировичем, влюбленные обвенчались в Русской церкви в Каннах 30 января 1921 года. В дневнике Андрей записал: «Наконец сбылась моя мечта - я очень счастлив». Матильда тоже была безмерно счастлива. Ведь она получила титул княгини.  В 1929 году Ксешинская открыла в Париже свою балетную студию, где у нее брали уроки ученики даже из Англии, США, Испании.                                                              В роду Кшесинских было много долгожителей. Дед балерины умер в 106 лет. Сестра Юлия прожила до 103 лет. Сама Матильда не дожила всего несколько месяцев до 100-летия. Она умерла 6 декабря 1971 года. Интересный факт:В свои 64 года Матильда Ксешинская исполнила любимую «Русскую» в Ковент-Гардене. Забывшие о чопорности британцы взорвали зал аплодисментами. Кшесинскую в шитом серебром сарафане и жемчужном кокошнике вызывали на поклон 18 раз.                                                                                                 Карл Андреевич Фишер (1859 — после 1923, Москва) — известный фотограф, прусский подданный; владелец одного из крупнейших фотографических заведений в Москве «К. Фишер, бывшая Дьяговченко». Член Московского общества любителей художеств (с 1893), один из основателей и член Русского фотографического общества (с 1894), член Совета Московского отделения Русского общества деятелей печатного дела (1905—1908).Родился в 1859 году. Профессиональную деятельность фотографа начал в 1878 году в Оренбурге. Владел фотографическими мастерскими в Самаре и Оренбурге. В 1889 году стал «преемником Придворной фотографии И. Дьяговченко». Это заведение досталось ему от вдовы Дьяговченко — Матрёны Яковлевны. До 1895 года на вывеске значилось слово «преемник», а затем заведение стало именоваться «Фотография К. А. Фишера, бывшая И. Дьяговченко», вероятно в связи с тем, что Фишер выкупил ателье у вдовы. С 1892 года К. А. Фишер стал «фотографом императорских театров», что ознаменовало последующий творческий расцвет мастера, продолжавшийся два десятилетия.В 1906 г. К.Фишер взял в аренду Фотографию Императорских театров в Санкт-Петербурге. Директор Императорских театров В. А. Теляковский в рапорте Министру Двора характеризует Ф. как фотографа, известного Дирекции «по солидности его фирмы и по аккуратности и качеству работ, исполняемых им уже свыше 15 лет для Императорских Московских Театров».По условиям контракта, фотография переходила в аренду к Фишеру с 1 августа 1906 г., однако, из-за затянувшихся ремонтных работ эта дата была перенесена на 1 октября того же года. Согласно контракту, Фишер получал фотографию в арендное содержание сроком на 12 лет, до 1 октября 1918 г., со всем оборудованием, инвентарем и исполненными к моменту передачи негативами.1 января 1912 г. является знаменательным днём для известного московского и петербургского фотографа К. А. Фишера. В этот день исполняется 40 лет, как К. А. начал заниматься фотографией, затем – 25 лет, как он владеет одной из выдающихся в Москве фотографией, и наконец, 5 лет как он открыл свою фотографию в С.-Петербурге (в Марииинском театре).К 1915 г. Карл Фишер лишился званий по приказу Министерства Императорского Двора. Дирекция Московских Императорских театров обратилась к Главнокомандующему Москвы с просьбой предложить К. Фишеру убрать с вывески и бланков звание «фотограф Императорских театров». По настоянию министра Двора в январе 1915 г. был расторгнут контракт на аренду Фишера Фотографии Императорских театров «как с германским подданным» с разрешением закончить начатые работы к маю 1915 г. В феврале 1915 г. Фишер подаёт прошение о российском подданстве, в мае во время погрома на Кузнецком мосту фотоателье Фишера сильно пострадало.После немецкого погрома в мае 1915 г. фотография Фишера на Кузнецком мосту и фототипия с мастерскими на Лесной ул. (собственный дом) были разгромлены до основания, а сам Фишер был арестован и выслан впоследствии в Германию.

Смотрите другие мои товары
Похожие товары