БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ/МСБМ.БЕРЕГОВАЯ ОБОРОНА БАЛТИЙСКОГО МОРЯ:КАПИТАН 3-го РАНГА и МАТРОСЫ,КРОНШТАДТ,1920е

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ/МСБМ.БЕРЕГОВАЯ ОБОРОНА БАЛТИЙСКОГО МОРЯ:КАПИТАН 3-го РАНГА и МАТРОСЫ,КРОНШТАДТ,1920е
Состояние: хорошее
номер лота 879820
Цена
18 660 руб.
2д 8ч. до окончания (30 Апрель 2024, 18:48:06)
Стоимость доставки оплачивает покупатель
  • Почта России (отправление 1 класса) 200 руб.
Местоположение: Санкт-Петербург
1 просмотров

РЕДКОСТЬ. Старинное фото.РАННИЕ СОВЕТЫ. БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ(с 1921 по 1935гг-МСБМ-морские силы Балтийского моря).БЕРЕГОВАЯ ОБОРОНА БАЛТИЙСКОГО МОРЯ: КАПИТАН 3-го РАНГА и КОМАНДА МАТРОСОВ(на бескозырках "Береговая оборона Б.М."-береговая оборона Балтийского моря.Бескозырки образца начала 20 века.), 1920-е гг, Кронштадт/СПб.Размеры:паспарту-26х21см, само фото-17х11.2см. Оборот информации не несет. СОСТОЯНИЕ на ФОТО,ДОСТАВКА ЛОТА в ДРУГОЙ РЕГИОН-ПОЧТА РОССИИ.     ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ: последнее фото-Главком Домбровский в группе командиров Балтфлота.Март 1923г.Петроград(Из фондов ЦГАКФД СПБ).-ВТОРОЙ СЛЕВА от ДОМБРОВСКОГО-КАПИТАН с ДАННОЙ ФОТОГРАФИИ.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   ДЛЯ СПРАВКИ: В апреле 1921 года Балтийский флот был переименован в Морские силы Балтийского моря (МСБМ).                                                                                                                                                                                                                                          БЕРЕГОВАЯ ОБОРОНА-(БО) — совокупность сил и средств флота с фортификационными укреплениями и системой противодесантных и противовоздушных сооружений, предназначенные для защиты военно-морских баз,портов и важных прибрежных районов.Основным средством береговой обороны до середины 20 века была артиллерия, использовались также пулеметно-артиллерийские и стрелковые соединения и части, морская пехота,зенитная артиллерия,корабли и катера прибрежного действия, различные фортификационные сооружения.                                                                                                          К 1921 году Балтийский флот представлял внушительную силу, так как в основном сохранил корабельный состав: 7 линейных кораблей (из них 4 новейших типа «Гангут»), 8 крейсеров, 9 эсминцев типа «Новик», 20 старых эсминцев, 9 новых подводных лодок (типа «Барс»), 2 канонерские лодки, а также несколько минных заградителей, тральщиков и значительное число вспомогательных судов, а всего 121 боевой корабль и 121 вспомогательное судно общим водоизмещением в 350 тысяч тонн. После Кронштадского мятежа значительная часть корабельного состава была списана и к 1924 году на Балтике в боевом строю осталось лишь 2 линкора, 1 крейсер, 8 эсминцев, 9 подлодок, 2 канонерские лодки, 12 тральщиков и 3 вспомогательных судна.

 

"В результате проведенной в середине 1920-х гг. военной реформы ко-

рабельный состав и береговая инфраструктура Балтийского флота су-

щественно изменились. Большую часть крупных кораблей Балтийского

флота, переименованного в апреле 1921 г. в Морские силы Балтийского

моря (МСБМ), было решено разобрать на металл или продать за границу.

«Под нож» пошли не только устаревшие линкоры и крейсеры, но и вполне

современные, находящиеся в стадии достройки корабли, строившиеся по

«Большой кораблестроительной программе» 1912 года: 4 линейных крей-

сера типа «Измаил», 3 легких крейсера типа «Светлана», несколько эсмин-

цев типа «Новик» и др. В результате реорганизации МСБМ лишились 111

кораблей различных типов; после снятия с них ценного оборудования и

вооружения большая часть из них была разобрана на металл2. В строю

было решено оставить 1 линкор, 16 эсминцев в кампании и 8 в резерве, 9

подводных лодок в кампании и 2 в резерве, 2 канонерские лодки, минный

заградитель, 5 торпедных катеров и 31 тральщик.

12 мая 1922 г. в соответствии с приказом Реввоенсовета Республики

началось обследование кораблей и судов МСБМ специальными техни-

ческими комиссиями с целью вывода устаревших кораблей из боевого

состава флота. По результатам обследования к сдаче на слом были пред-

назначены 3 линкора, 6 крейсеров, несколько эсминцев, а также недо-

строенные линейные крейсеры («Кинбурн», «Наварин» и «Бородино»).

Снятые с кораблей орудия частично были сданы на хранение в арсеналы,

частично установлены на кронштадтских фортах.

Боевое ядро МСБМ в следующем, 1923 г. составляли: линкор, крейсер,

8 эсминцев типа «Новик», 9 подводных лодок типа «Барс», 2 канонерские

лодки, отряд траления из 20 единиц и 4 учебных корабля3. Для восстанов-

ления оставшихся кораблей на 5 съезде РКСМ (16 октября 1922 г.) была

объявлена мобилизация комсомольцев; специалисты-судостроители от-

зывались из РККА и различных областей народного хозяйства. К линкору

«Марат» (бывш. «Петропавловск»), вступившему в строй в августе 1922 г.,

через 3 года добавился линкор «Парижская Коммуна» (бывш. «Севасто-

поль»), в 1926 г. к ним присоединился линкор «Октябрьская Революция»

(бывш. «Гангут»). Количество эсминцев типа «Новик» к 1925 г. увеличи-

лось до 11 единиц. Были достроены крейсер «Профинтерн» и канонерская

лодка «Красное Знамя».

В связи с нехваткой средств советское правительство лишь во второй 

половине 1920-х гг. приступило к реализации собственной кораблестрои-

тельной программы. 3 марта 1925 г. в Кронштадте на плавбазе «Смольный»

под руководством председателя РВС СССР М.В.Фрунзе состоялось сове-

щание балтийских командиров-подводников, на котором обсуждались

перспективы отечественного подводного кораблестроения. Все участни-

ки совещания признали необходимость строительства подводных лодок

по советским проектам, но без копирования зарубежных образцов1.

Совет Труда и Обороны 26 ноября 1926 г. утвердил программу оте-

чественного военного судостроения, рассчитанную на 5 лет. Впервые

с момента окончания Гражданской войны в Советском Союзе начались

собственные разработки проектов надводных кораблей и подводных ло-

док. Программой предусматривалось строительство 12 новых подводных

лодок, 18 сторожевых кораблей, 30 торпедных катеров, а также достройка

2 крейсеров и 4 эсминцев. Благодаря проводимой в стране индустриали-

зации были существенно расширены возможности существовавших су-

достроительных верфей и заложены новые. 5 марта 1927 г. на Балтийском

заводе в Ленинграде были заложены первые 3 подводные лодки отече-

ственного проекта типа «Декабрист» (Д-1, Д-2, Д-3), на Северной верфи

в июле 1927 г. были заложены сторожевые корабли типа «Ураган» (6 еди-

ниц). Первая подводная лодка Д-1 («Декабрист») вступила в строй 12 но-

ября 1930 г., первый сторожевой корабль «Ураган» — 12 сентября 1931 г.

Первые 10 торпедных катеров, чья постройка началась в Ленинграде в

1927 г., вступили в строй в течение 1928-1929 гг. Следует констатировать,

что к 1928 г. восстановление флота было завершено. На Балтике были

сформированы новые морские соединения: бригады линкоров, эсминцев,

подводных лодок, заграждения и траления; все они были укомплектова-

ны кораблями, оставшимися в наследство от царского флота. В 1928 г. был

сформирован первый дивизион торпедных катеров, впоследствии раз-

вернутый в бригаду. В этот же период началась реорганизация береговой

артиллерии, в том числе фортов Кронштадтской крепости; в результате

этих мероприятий была создана Береговая оборона Балтийского моря

(БОБМ), имевшая на вооружении 113 орудий различных калибров. В со-

ставе авиации МСБМ насчитывался 31 самолёт.

Показателем возрастающей мощи МСБМ являлось и проведение уче-

ний и маневров. Командующий МСБМ М.В. Викторов 9 сентября 1921 г.

произвел первый после Гражданской войны смотр кораблей Практи-

ческой эскадры и военно-морской крепости Кронштадт. В этом году в

море выходили только тральщики, осуществлявшие боевое траление

мин, оставшихся после Первой мировой войны. Первые маневры МСБМ

прошли летом 1922 г.; в них участвовали линкор «Марат», 6 эсминцев, 7

подлодок, 11 тральщиков, 2 канлодки, учебный корабль и 13 самолетов.

Задачей маневров была отработка отражения флотом и Кронштадтской                                                                                           

крепостью вторжение вражеского флота в Финский залив и высадки его

десанта на советское побережье.

5–7 октября 1922 г. линкор «Марат» в сопровождении 6 эсминцев, 4

тральщиков, 3 подводных лодок и посыльного судна совершил поход к

острову Мохни. Из-за сильного шторма подводные лодки, шедшие в над-

водном положении, вынуждены были вернуться в Кронштадт. В том же

месяце дальний (по тому времени) поход до Кильской бухты соверши-

ло учебное судно «Комсомолец» (бывш. «Океан»). В июле-августе 1924 г.

тот же «Комсомолец» вместе с крейсером «Аврора» с курсантами Воен-

но-морского училища на борту совершили учебный поход вокруг Скан-

динавии до Архангельска с заходом в норвежский порт Берген. Наконец,

осенью 1924 г. впервые были проведены двухсторонние маневры, в кото-

рых участвовали 22 корабля, включая линкоры «Марат» и «Октябрьская

Революция», а также 20 самолетов. Отрабатывалась торпедная атака эс-

минцев на линкоры; эсминец «Троцкий» впервые в истории советского

флота принял топливо с танкера в море на ходу.

В июне 1925 г. эскадра МСБМ под флагом Народного комиссара по во-

енным и морским делам СССР М.В. Фрунзе совершила 7-дневный поход

в открытую Балтику к Кильской бухте, вошедший в историю советского

ВМФ как «Большой поход». В походе протяженность более 1700 миль еже-

дневно отрабатывались различные тактические задачи.

В августе 1928 г. в такой же 7-дневный поход в юго-западную часть

Балтийского моря корабли МСБМ (3 линкора, крейсер, 9 эсминцев и 9

подводных лодок, 3 транспорта) выходили под флагом уже нового нарко-

ма К.Е. Ворошилова. Отработка балтийцами учебно-боевых задач в море

проводилась ежедневно, все же главной целью подобных походов явля-

лось изучении морского театра, с которым советские моряки практически

не были знакомы. С конца 1920-х гг. на Балтийском море стали ежегодно

проводиться итоговые осенние маневры, к которым привлекались все на-

ходящиеся в строю корабли.

В докладе, подготовленном в ноябре 1928 г. в Управлении Военно-мор-

ских сил (УВМС) РККА, отмечалось, что восстановление корабельного со-

става завершено и флот способен решать поставленные правительством

задачи, т.е. вести активные боевые действия на закрытом морском театре,

каким является Балтийское море, против стран сопредельных государств.

В случае же появления на Балтике флотов таких держав, как Германия и

Англия, МСБМ могли вести лишь оборонительные операции, опираясь

на минно-артиллерийские позиции. Подобная тактика прошла проверку

в период Первой мировой войны (т.н. «план Эссена»), однако в условиях

новых политических реалий устройство минно-артиллерийских позиций

было затрудненно в связи с потерей островов Моонзундского архипелага

и северного (финляндского) и южного (эстонского) побережий Финского

залива.

В ноябре 1929 г. из Кронштадта в Севастополь на усиление Черномор-                                                                                             

ского флота вышел отряд, состоящий из линкора «Октябрьская Револю-

ция» и крейсера «Профинтерн», под командованием опытного моряка,

бывшего капитан 2 ранга царского флота Л.М. Галлера. Обогнув Европу,

корабли 30 января 1930 г. прибыли в Севастополь. Как и в дореволюци-

онный период своей истории, Балтийский флот вновь стал постоянным

резервом для усиления других флотов страны.

В связи с успехами в области индустриализации страны и приняти-

ем первого пятилетнего плана развития народного хозяйства программа

военного кораблестроения была пересмотрена. 4 февраля 1929 г. СТО

утвердил новую программу судостроения, которая предусматривала

строительство в течение первой пятилетки 3 эсминцев, 18 сторожевых

кораблей, 5 охотников за подводными лодками, 18 больших и 4 малых

подводных лодок, речных канонерских лодок и др. судов – всего 98 бое-

вых кораблей и 37 вспомогательных судов. Программа корректировалась

(в сторону увеличения числа кораблей) 13 июня и 22 декабря 1930 г. ре-

шениями РВС СССР, в частности, предполагалось заложить серию лег-

ких крейсеров. Согласно данной программе, значительная часть кораблей

предназначалась для Морских сил Балтийского моря.

В 1930 г. в состав МСБМ вошла бывшая английская подводная лодка

L-55, потопленная советскими моряками в 1919 г. и поднятая спустя 9 лет.

В первой половине 1930-х гг. на линкорах «Марат» и «Октябрьская рево-

люция» были проведены капитальный ремонт и модернизация. В 1932 г.

на Северной верфи в Ленинграде началась работа над проектом новых

эскадренных миноносцев, лидеров эсминцев (5 ноября 1932 г. заложен

«Ленинград», 5 октября 1934 г. - «Минск»), новых подводных лодок типа

«Щ», «Л», «С», «П» и «М». В феврале 1935 г. был заложен первый отече-

ственный крейсер («Киров»), велось также строительство базовых траль-

щиков, малых охотников за подводными лодками и торпедных катеров.

На вооружение ВВС флота также стали поступать новые образцы авиаци-

онной техники: самолеты МБР-2, МДР-4, КОР-1 и др. В ходе выполнения

судостроительных программ как первой, так и второй пятилетки были

выявлены существенные недостатки. Так, лидеры эсминцев, заложенные

в 1932 г., превратились в «долгострой», из 8 легких крейсеров успели зало-

жить только 2; план строительства подводных лодок выполнялся на 50%.

Причинами подобного положения, являлись низкая технологическая дис-

циплина, недостаточный уровень подготовки рабочих, нарушение преем-

ственности опыта проектирования и строительства, недостаточная ква-

лификация инженерно-конструкторского руководящего звена.

Тем не менее в первой половине 1930-х гг. полным ходом шла работа

над разработкой новой, третьей по счету, кораблестроительной програм-

мы. Успехи в индустриализации позволили существенно повысить мощь

Красной армии, настало время обратить внимание и на флот, ранее нахо-

дившийся на втором плане. На XVII съезде ВКП (б) 30 января 1934 г. нар-

ком по военным и морским делам К.Е. Ворошилов, говоря о флоте, отме-                                                                                         

тил: «…я еще раз считаю нужным отметить, что товарищ Сталин взялся

по-настоящему, по-сталински и за этот участок, и я не сомневаюсь, что

окрепшая на базе побед индустриализации судостроительная промыш-

ленность поможет нам быстро сделать наши флоты настоящими могуще-

ственными рабоче-крестьянскими флотами»1.

Необходимость пересмотра программы военного судостроения была

обусловлена не только возросшими возможностями советской промыш-

ленности, но и изменением внешнеполитической обстановки. Германия

стремительно вооружалась, нарушая условия Версальского договора. В

1934 г., впервые после окончания Первой мировой войны, на немецких

верфях были заложены линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау», с объявлен-

ным водоизмещением 26  000 т. Вскоре 18 июня 1935 г. было заключено

англо-германское морское соглашение, по которому Германия получала

право на строительство флота в количестве не более 35% от общего тон-

нажа всего флота Британского содружества, а в отношении подводных ло-

док — 45% от британского2. Все верфи Третьего рейха находились на бал-

тийском побережье; таким образом, угроза с моря для СССР существенно

возрастала. Стоит отметить, что и Франция с Италией в 1933-1934 гг. при-

ступили к строительству линейного флота.

Руководство ВМС РККА (В.М. Орлов, И.М. Лудри, П.И. Смир-

нов-Светловский) в этот период вплотную занималось разработкой де-

талей новой кораблестроительной программы, прежде всего – выбором

типов кораблей для советского флота. Было понятно, что имеющимися в

наличие силами выполнение даже тех ограниченных задач, стоящих перед

флотом, — оборона в прибрежных водах и удержание побережья – будет

весьма затруднительно. Поэтому было решено, что легкие ударные силы

флота должны поддерживаться линейными кораблями. К сожалению, к

обсуждению того, каким именно должен был быть новый флот, практиче-

ски не привлекались флагманы флотских соединений и флотские ученые.

Новая программа была утверждена закрытым правительственным по-

становлением 26 июня 1936 г. Балтийский флот должен был получить но-

вые корабли общим водоизмещением 400 тыс. т. Этому флоту предполага-

лось передать 4 линкора типа «А» (35 000 т), 4 линкора типа «Б» (26 000 т),

3 крейсера типа «Киров» (7300 т) и 3 новых легких крейсера (7500 т), 2 ли-

дера эсминцев типа «Ленинград» (2021 т) и 3 новых лидера (2790 т), 40 эс-

минцев типа «Гневный» (1425 т), 12 больших подводных лодок (типа «К»,

«П», «Л», «Д»), 36 средних лодок (типа «С» и «Щ») и 30 малых лодок (типа

«М-1», «М-3» и «М-4»)3. Большую часть новых кораблей предполагалось

заложить на ленинградских заводах. К 1942 г. при условии выполнения                                                                                             

кораблестроительной программы в советском ВМФ насчитывалось бы 11

линейных кораблей, что должно было вывести Советский Союз в число

ведущих морских держав. Морские силы Балтийского моря обладали бы

второй по численности корабельной группировкой после Морских сил

Дальнего Востока.

В январе 1935 г. МСБМ были переименованы в Краснознаменный Бал-

тийский флот (КБФ), о чем состоялся приказ командующего КБФ №06 от

4 января 1935 г.1 В том же году была введена, согласно штатам 1934 г., но-

вая организация штаба флота.                                                                                                                                                                   

С образованием КБФ в его состав вошли новые соединения и части:

две авиационные бригады и три бригады подводных лодок (вместо од-

ной), а также дивизион сторожевых кораблей, организационно входив-

ший в состав бригады линкоров.

Основой КБФ к маю 1937 г. были: бригада линкоров («Марат» и

«Октябрьская Революция»); бригада эсминцев (лидеры «Ленинград» и

«Минск» (еще не достроенные), эсминцы «Калинин», «Яков Свердлов»,

«Ленин», «Артём», «Карл Маркс», «Володарский», «Энгельс», «Серго

Орджоникидзе»), дивизион сторожевых кораблей («Тайфун», «Циклон»,

«Вихрь», «Пурга», «Буря», «Снег», «Туча»); 1-я бригада подводных ло-

док (подводные лодки П-1, П-2, П-3, Л-1, Л-2, Л-3, Н-1, Н-2, Н-3, Щ-305,

Щ-306, Щ-307, Щ-308, L-55 и спасательное судно «Коммуна»); 2-я бригада                                                                                         

подводных лодок (подводные лодки типа «Щ» с № 309 по № 319 и с № 321

по № 324, а также плавбазы «Полярная Звезда» и «Красная Звезда»); 3-я

бригада подводных лодок (подводные лодки типа «М» с № 71 по № 88,

а также плавбазы «Кронштадт», «Ока» и посыльное судно «Абрек»); от-

дельный учебный дивизион подводные лодок (подводные лодки Щ-301,

Щ-302, Щ-303, Щ-304, плавбаза «Смольный); бригада заграждения и

траления (заградители «Марти», «25 Октября», «9 Января», быстроход-

ные тральщики «Буй», «Заряд», «Патрон», «Фугас», тральщики «Запал»,

«Клюз», «Ударник» и посыльное судно «Ижора»); отряд учебных кораблей

(крейсер «Аврора», канонерская лодка «Красное Знамя», учебные корабли

«Свирь», «Комсомолец», «Ленинградсовет», «Курсант» и «Яуза»); охрана

водного района Главной базы КБФ (три тральщика); суда гидрографиче-

ского отдела (8 единиц); бригада торпедных катеров (ТКА), в которуюпо-

мимо большого количества ТКА типа «Г-5» входили плавбазы «Литке»,

«Пейпия», «Кроншлот» и посыльное судно «Пионер»).

Стоит отметить, что в составе бригады торпедных катеров появились

радиоуправляемые ТКА, которые наводились на цель с помощью самоле-

тов «волнового управления» (ВУ), для чего в состав бригады была вклю-

чена специальная авиаэскадрилья. В плане организационных мероприя-

тий на 1937 г. предусматривалось введение в строй крейсера «Киров» и

эсминцев «Гневный», «Грозный», «Грозящий», «Громкий», «Сокрушитель-

ны», «Славный», «Сметливый» и «Стремительный»1. По корабельному

составу КБФ превосходил все флоты вероятных противников на Балтий-

ском море, за исключением Германии.

Подразделения противовоздушной обороны были сведены в 1-ю бри-

гаду ПВО в составе трех зенитно-артиллерийских дивизионов (1-й, 2-й и

3-й).

Существенно изменилась и структура береговой обороны КБФ. В

1935-1937 гг. был образован Кронштадтский укрепленный район, в ко-

торый вошла артиллерия Кронштадтских фортов; был создан Ижорский

укрепленный район, основу которого составили орудия на железнодо-

рожных транспортерах ТМ-1 в составе отдельных железнодорожных ар-

тиллерийских дивизионов (ОЖДАД). Укреплённые районы располагали

также отдельными зенитно-артиллерийскими дивизионами (ОЗАД) и

другими специальными частями.

До 1928 г. авиация флота состояла лишь из разведывательных машин,

но с 1933 г. в ее составе находились бомбардировщики, истребители и

торпедоносцы. Военно-воздушные силы КБФ к январю 1937 г. состояли

из трех авиационных бригад (31-я истребительная, 105-я тяжелобомбар-

дировочная и 139-я бомбардировочная), а также из различных отдельных

эскадрилий и авиаотрядов, в том числе штурмовых, корректировочных,

разведывательных. Помимо гидросамолетов МБР-2 и МДР-4 на вооруже-

ние ВВС флота поступали самолеты ТБ-3, СБ, ДБ-3Ф, Ар-2, И-15, И-16,                                                                                               

И-153. В каждой бригаде имелись авиапарки, подразделения связи, а в со-

став 139-й авиабригады была включена 139-я школа младших авиаспеци-

алистов; вскоре такая же школа появилась в 105-й авиабригаде. Морская

авиация вошла в состав флота на правах рода сил. Предусматривалось

увеличение числа самолетов более чем в три раза. К 1 января 1934 г. авиа-

ция флота имела 91 самолет, к концу 1938 г. — 253."

(материалы из книги: Мильбах В.С., Саберов Ф.К.

"Политические репрессии командно-начальствующего состава,1937–1938 гг. Краснознаменный Балтийский флот."— СПб: Издательско-полиграфический комплекс «Гангут», 2016г. — 384 стр.)                                                                                                 С 31 мая 1940г. береговая оборона Финского залива,организационно сгруппированная в трех секторах, стала замыкаться на Кронштадскую военно-морскую базу,которой также стали подчиняться средства ПВО и другие подразделения и части.Для обороны водного района базы ,простиравшегося на 100 миль к западу от Кронштадта, в ее штат ввели три соединения кораблей.

Смотрите другие мои товары
Похожие товары