РЕДКОСТЬ. Старинное фото.РАННИЕ СОВЕТЫ. БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ(с 1921 по 1935гг-МСБМ-морские силы Балтийского моря).БЕРЕГОВАЯ ОБОРОНА БАЛТИЙСКОГО МОРЯ: КАПИТАН 3-го РАНГА и КОМАНДА МАТРОСОВ(на бескозырках "Береговая оборона Б.М."-береговая оборона Балтийского моря.Бескозырки образца начала 20 века.), 1920-е гг, Кронштадт/СПб.Размеры:паспарту-26х21см, само фото-17х11.2см. Оборот информации не несет. СОСТОЯНИЕ на ФОТО,ДОСТАВКА ЛОТА в ДРУГОЙ РЕГИОН-ПОЧТА РОССИИ. ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ: последнее фото-Главком Домбровский в группе командиров Балтфлота.Март 1923г.Петроград(Из фондов ЦГАКФД СПБ).-ВТОРОЙ СЛЕВА от ДОМБРОВСКОГО-КАПИТАН с ДАННОЙ ФОТОГРАФИИ. ДЛЯ СПРАВКИ: В апреле 1921 года Балтийский флот был переименован в Морские силы Балтийского моря (МСБМ). БЕРЕГОВАЯ ОБОРОНА-(БО) — совокупность сил и средств флота с фортификационными укреплениями и системой противодесантных и противовоздушных сооружений, предназначенные для защиты военно-морских баз,портов и важных прибрежных районов.Основным средством береговой обороны до середины 20 века была артиллерия, использовались также пулеметно-артиллерийские и стрелковые соединения и части, морская пехота,зенитная артиллерия,корабли и катера прибрежного действия, различные фортификационные сооружения. К 1921 году Балтийский флот представлял внушительную силу, так как в основном сохранил корабельный состав: 7 линейных кораблей (из них 4 новейших типа «Гангут»), 8 крейсеров, 9 эсминцев типа «Новик», 20 старых эсминцев, 9 новых подводных лодок (типа «Барс»), 2 канонерские лодки, а также несколько минных заградителей, тральщиков и значительное число вспомогательных судов, а всего 121 боевой корабль и 121 вспомогательное судно общим водоизмещением в 350 тысяч тонн. После Кронштадского мятежа значительная часть корабельного состава была списана и к 1924 году на Балтике в боевом строю осталось лишь 2 линкора, 1 крейсер, 8 эсминцев, 9 подлодок, 2 канонерские лодки, 12 тральщиков и 3 вспомогательных судна.
"В результате проведенной в середине 1920-х гг. военной реформы ко-
рабельный состав и береговая инфраструктура Балтийского флота су-
щественно изменились. Большую часть крупных кораблей Балтийского
флота, переименованного в апреле 1921 г. в Морские силы Балтийского
моря (МСБМ), было решено разобрать на металл или продать за границу.
«Под нож» пошли не только устаревшие линкоры и крейсеры, но и вполне
современные, находящиеся в стадии достройки корабли, строившиеся по
«Большой кораблестроительной программе» 1912 года: 4 линейных крей-
сера типа «Измаил», 3 легких крейсера типа «Светлана», несколько эсмин-
цев типа «Новик» и др. В результате реорганизации МСБМ лишились 111
кораблей различных типов; после снятия с них ценного оборудования и
вооружения большая часть из них была разобрана на металл2. В строю
было решено оставить 1 линкор, 16 эсминцев в кампании и 8 в резерве, 9
подводных лодок в кампании и 2 в резерве, 2 канонерские лодки, минный
заградитель, 5 торпедных катеров и 31 тральщик.
12 мая 1922 г. в соответствии с приказом Реввоенсовета Республики
началось обследование кораблей и судов МСБМ специальными техни-
ческими комиссиями с целью вывода устаревших кораблей из боевого
состава флота. По результатам обследования к сдаче на слом были пред-
назначены 3 линкора, 6 крейсеров, несколько эсминцев, а также недо-
строенные линейные крейсеры («Кинбурн», «Наварин» и «Бородино»).
Снятые с кораблей орудия частично были сданы на хранение в арсеналы,
частично установлены на кронштадтских фортах.
Боевое ядро МСБМ в следующем, 1923 г. составляли: линкор, крейсер,
8 эсминцев типа «Новик», 9 подводных лодок типа «Барс», 2 канонерские
лодки, отряд траления из 20 единиц и 4 учебных корабля3. Для восстанов-
ления оставшихся кораблей на 5 съезде РКСМ (16 октября 1922 г.) была
объявлена мобилизация комсомольцев; специалисты-судостроители от-
зывались из РККА и различных областей народного хозяйства. К линкору
«Марат» (бывш. «Петропавловск»), вступившему в строй в августе 1922 г.,
через 3 года добавился линкор «Парижская Коммуна» (бывш. «Севасто-
поль»), в 1926 г. к ним присоединился линкор «Октябрьская Революция»
(бывш. «Гангут»). Количество эсминцев типа «Новик» к 1925 г. увеличи-
лось до 11 единиц. Были достроены крейсер «Профинтерн» и канонерская
лодка «Красное Знамя».
В связи с нехваткой средств советское правительство лишь во второй
половине 1920-х гг. приступило к реализации собственной кораблестрои-
тельной программы. 3 марта 1925 г. в Кронштадте на плавбазе «Смольный»
под руководством председателя РВС СССР М.В.Фрунзе состоялось сове-
щание балтийских командиров-подводников, на котором обсуждались
перспективы отечественного подводного кораблестроения. Все участни-
ки совещания признали необходимость строительства подводных лодок
по советским проектам, но без копирования зарубежных образцов1.
Совет Труда и Обороны 26 ноября 1926 г. утвердил программу оте-
чественного военного судостроения, рассчитанную на 5 лет. Впервые
с момента окончания Гражданской войны в Советском Союзе начались
собственные разработки проектов надводных кораблей и подводных ло-
док. Программой предусматривалось строительство 12 новых подводных
лодок, 18 сторожевых кораблей, 30 торпедных катеров, а также достройка
2 крейсеров и 4 эсминцев. Благодаря проводимой в стране индустриали-
зации были существенно расширены возможности существовавших су-
достроительных верфей и заложены новые. 5 марта 1927 г. на Балтийском
заводе в Ленинграде были заложены первые 3 подводные лодки отече-
ственного проекта типа «Декабрист» (Д-1, Д-2, Д-3), на Северной верфи
в июле 1927 г. были заложены сторожевые корабли типа «Ураган» (6 еди-
ниц). Первая подводная лодка Д-1 («Декабрист») вступила в строй 12 но-
ября 1930 г., первый сторожевой корабль «Ураган» — 12 сентября 1931 г.
Первые 10 торпедных катеров, чья постройка началась в Ленинграде в
1927 г., вступили в строй в течение 1928-1929 гг. Следует констатировать,
что к 1928 г. восстановление флота было завершено. На Балтике были
сформированы новые морские соединения: бригады линкоров, эсминцев,
подводных лодок, заграждения и траления; все они были укомплектова-
ны кораблями, оставшимися в наследство от царского флота. В 1928 г. был
сформирован первый дивизион торпедных катеров, впоследствии раз-
вернутый в бригаду. В этот же период началась реорганизация береговой
артиллерии, в том числе фортов Кронштадтской крепости; в результате
этих мероприятий была создана Береговая оборона Балтийского моря
(БОБМ), имевшая на вооружении 113 орудий различных калибров. В со-
ставе авиации МСБМ насчитывался 31 самолёт.
Показателем возрастающей мощи МСБМ являлось и проведение уче-
ний и маневров. Командующий МСБМ М.В. Викторов 9 сентября 1921 г.
произвел первый после Гражданской войны смотр кораблей Практи-
ческой эскадры и военно-морской крепости Кронштадт. В этом году в
море выходили только тральщики, осуществлявшие боевое траление
мин, оставшихся после Первой мировой войны. Первые маневры МСБМ
прошли летом 1922 г.; в них участвовали линкор «Марат», 6 эсминцев, 7
подлодок, 11 тральщиков, 2 канлодки, учебный корабль и 13 самолетов.
Задачей маневров была отработка отражения флотом и Кронштадтской
крепостью вторжение вражеского флота в Финский залив и высадки его
десанта на советское побережье.
5–7 октября 1922 г. линкор «Марат» в сопровождении 6 эсминцев, 4
тральщиков, 3 подводных лодок и посыльного судна совершил поход к
острову Мохни. Из-за сильного шторма подводные лодки, шедшие в над-
водном положении, вынуждены были вернуться в Кронштадт. В том же
месяце дальний (по тому времени) поход до Кильской бухты соверши-
ло учебное судно «Комсомолец» (бывш. «Океан»). В июле-августе 1924 г.
тот же «Комсомолец» вместе с крейсером «Аврора» с курсантами Воен-
но-морского училища на борту совершили учебный поход вокруг Скан-
динавии до Архангельска с заходом в норвежский порт Берген. Наконец,
осенью 1924 г. впервые были проведены двухсторонние маневры, в кото-
рых участвовали 22 корабля, включая линкоры «Марат» и «Октябрьская
Революция», а также 20 самолетов. Отрабатывалась торпедная атака эс-
минцев на линкоры; эсминец «Троцкий» впервые в истории советского
флота принял топливо с танкера в море на ходу.
В июне 1925 г. эскадра МСБМ под флагом Народного комиссара по во-
енным и морским делам СССР М.В. Фрунзе совершила 7-дневный поход
в открытую Балтику к Кильской бухте, вошедший в историю советского
ВМФ как «Большой поход». В походе протяженность более 1700 миль еже-
дневно отрабатывались различные тактические задачи.
В августе 1928 г. в такой же 7-дневный поход в юго-западную часть
Балтийского моря корабли МСБМ (3 линкора, крейсер, 9 эсминцев и 9
подводных лодок, 3 транспорта) выходили под флагом уже нового нарко-
ма К.Е. Ворошилова. Отработка балтийцами учебно-боевых задач в море
проводилась ежедневно, все же главной целью подобных походов явля-
лось изучении морского театра, с которым советские моряки практически
не были знакомы. С конца 1920-х гг. на Балтийском море стали ежегодно
проводиться итоговые осенние маневры, к которым привлекались все на-
ходящиеся в строю корабли.
В докладе, подготовленном в ноябре 1928 г. в Управлении Военно-мор-
ских сил (УВМС) РККА, отмечалось, что восстановление корабельного со-
става завершено и флот способен решать поставленные правительством
задачи, т.е. вести активные боевые действия на закрытом морском театре,
каким является Балтийское море, против стран сопредельных государств.
В случае же появления на Балтике флотов таких держав, как Германия и
Англия, МСБМ могли вести лишь оборонительные операции, опираясь
на минно-артиллерийские позиции. Подобная тактика прошла проверку
в период Первой мировой войны (т.н. «план Эссена»), однако в условиях
новых политических реалий устройство минно-артиллерийских позиций
было затрудненно в связи с потерей островов Моонзундского архипелага
и северного (финляндского) и южного (эстонского) побережий Финского
залива.
В ноябре 1929 г. из Кронштадта в Севастополь на усиление Черномор-
ского флота вышел отряд, состоящий из линкора «Октябрьская Револю-
ция» и крейсера «Профинтерн», под командованием опытного моряка,
бывшего капитан 2 ранга царского флота Л.М. Галлера. Обогнув Европу,
корабли 30 января 1930 г. прибыли в Севастополь. Как и в дореволюци-
онный период своей истории, Балтийский флот вновь стал постоянным
резервом для усиления других флотов страны.
В связи с успехами в области индустриализации страны и приняти-
ем первого пятилетнего плана развития народного хозяйства программа
военного кораблестроения была пересмотрена. 4 февраля 1929 г. СТО
утвердил новую программу судостроения, которая предусматривала
строительство в течение первой пятилетки 3 эсминцев, 18 сторожевых
кораблей, 5 охотников за подводными лодками, 18 больших и 4 малых
подводных лодок, речных канонерских лодок и др. судов – всего 98 бое-
вых кораблей и 37 вспомогательных судов. Программа корректировалась
(в сторону увеличения числа кораблей) 13 июня и 22 декабря 1930 г. ре-
шениями РВС СССР, в частности, предполагалось заложить серию лег-
ких крейсеров. Согласно данной программе, значительная часть кораблей
предназначалась для Морских сил Балтийского моря.
В 1930 г. в состав МСБМ вошла бывшая английская подводная лодка
L-55, потопленная советскими моряками в 1919 г. и поднятая спустя 9 лет.
В первой половине 1930-х гг. на линкорах «Марат» и «Октябрьская рево-
люция» были проведены капитальный ремонт и модернизация. В 1932 г.
на Северной верфи в Ленинграде началась работа над проектом новых
эскадренных миноносцев, лидеров эсминцев (5 ноября 1932 г. заложен
«Ленинград», 5 октября 1934 г. - «Минск»), новых подводных лодок типа
«Щ», «Л», «С», «П» и «М». В феврале 1935 г. был заложен первый отече-
ственный крейсер («Киров»), велось также строительство базовых траль-
щиков, малых охотников за подводными лодками и торпедных катеров.
На вооружение ВВС флота также стали поступать новые образцы авиаци-
онной техники: самолеты МБР-2, МДР-4, КОР-1 и др. В ходе выполнения
судостроительных программ как первой, так и второй пятилетки были
выявлены существенные недостатки. Так, лидеры эсминцев, заложенные
в 1932 г., превратились в «долгострой», из 8 легких крейсеров успели зало-
жить только 2; план строительства подводных лодок выполнялся на 50%.
Причинами подобного положения, являлись низкая технологическая дис-
циплина, недостаточный уровень подготовки рабочих, нарушение преем-
ственности опыта проектирования и строительства, недостаточная ква-
лификация инженерно-конструкторского руководящего звена.
Тем не менее в первой половине 1930-х гг. полным ходом шла работа
над разработкой новой, третьей по счету, кораблестроительной програм-
мы. Успехи в индустриализации позволили существенно повысить мощь
Красной армии, настало время обратить внимание и на флот, ранее нахо-
дившийся на втором плане. На XVII съезде ВКП (б) 30 января 1934 г. нар-
ком по военным и морским делам К.Е. Ворошилов, говоря о флоте, отме-
тил: «…я еще раз считаю нужным отметить, что товарищ Сталин взялся
по-настоящему, по-сталински и за этот участок, и я не сомневаюсь, что
окрепшая на базе побед индустриализации судостроительная промыш-
ленность поможет нам быстро сделать наши флоты настоящими могуще-
ственными рабоче-крестьянскими флотами»1.
Необходимость пересмотра программы военного судостроения была
обусловлена не только возросшими возможностями советской промыш-
ленности, но и изменением внешнеполитической обстановки. Германия
стремительно вооружалась, нарушая условия Версальского договора. В
1934 г., впервые после окончания Первой мировой войны, на немецких
верфях были заложены линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау», с объявлен-
ным водоизмещением 26 000 т. Вскоре 18 июня 1935 г. было заключено
англо-германское морское соглашение, по которому Германия получала
право на строительство флота в количестве не более 35% от общего тон-
нажа всего флота Британского содружества, а в отношении подводных ло-
док — 45% от британского2. Все верфи Третьего рейха находились на бал-
тийском побережье; таким образом, угроза с моря для СССР существенно
возрастала. Стоит отметить, что и Франция с Италией в 1933-1934 гг. при-
ступили к строительству линейного флота.
Руководство ВМС РККА (В.М. Орлов, И.М. Лудри, П.И. Смир-
нов-Светловский) в этот период вплотную занималось разработкой де-
талей новой кораблестроительной программы, прежде всего – выбором
типов кораблей для советского флота. Было понятно, что имеющимися в
наличие силами выполнение даже тех ограниченных задач, стоящих перед
флотом, — оборона в прибрежных водах и удержание побережья – будет
весьма затруднительно. Поэтому было решено, что легкие ударные силы
флота должны поддерживаться линейными кораблями. К сожалению, к
обсуждению того, каким именно должен был быть новый флот, практиче-
ски не привлекались флагманы флотских соединений и флотские ученые.
Новая программа была утверждена закрытым правительственным по-
становлением 26 июня 1936 г. Балтийский флот должен был получить но-
вые корабли общим водоизмещением 400 тыс. т. Этому флоту предполага-
лось передать 4 линкора типа «А» (35 000 т), 4 линкора типа «Б» (26 000 т),
3 крейсера типа «Киров» (7300 т) и 3 новых легких крейсера (7500 т), 2 ли-
дера эсминцев типа «Ленинград» (2021 т) и 3 новых лидера (2790 т), 40 эс-
минцев типа «Гневный» (1425 т), 12 больших подводных лодок (типа «К»,
«П», «Л», «Д»), 36 средних лодок (типа «С» и «Щ») и 30 малых лодок (типа
«М-1», «М-3» и «М-4»)3. Большую часть новых кораблей предполагалось
заложить на ленинградских заводах. К 1942 г. при условии выполнения
кораблестроительной программы в советском ВМФ насчитывалось бы 11
линейных кораблей, что должно было вывести Советский Союз в число
ведущих морских держав. Морские силы Балтийского моря обладали бы
второй по численности корабельной группировкой после Морских сил
Дальнего Востока.
В январе 1935 г. МСБМ были переименованы в Краснознаменный Бал-
тийский флот (КБФ), о чем состоялся приказ командующего КБФ №06 от
4 января 1935 г.1 В том же году была введена, согласно штатам 1934 г., но-
вая организация штаба флота.
С образованием КБФ в его состав вошли новые соединения и части:
две авиационные бригады и три бригады подводных лодок (вместо од-
ной), а также дивизион сторожевых кораблей, организационно входив-
ший в состав бригады линкоров.
Основой КБФ к маю 1937 г. были: бригада линкоров («Марат» и
«Октябрьская Революция»); бригада эсминцев (лидеры «Ленинград» и
«Минск» (еще не достроенные), эсминцы «Калинин», «Яков Свердлов»,
«Ленин», «Артём», «Карл Маркс», «Володарский», «Энгельс», «Серго
Орджоникидзе»), дивизион сторожевых кораблей («Тайфун», «Циклон»,
«Вихрь», «Пурга», «Буря», «Снег», «Туча»); 1-я бригада подводных ло-
док (подводные лодки П-1, П-2, П-3, Л-1, Л-2, Л-3, Н-1, Н-2, Н-3, Щ-305,
Щ-306, Щ-307, Щ-308, L-55 и спасательное судно «Коммуна»); 2-я бригада
подводных лодок (подводные лодки типа «Щ» с № 309 по № 319 и с № 321
по № 324, а также плавбазы «Полярная Звезда» и «Красная Звезда»); 3-я
бригада подводных лодок (подводные лодки типа «М» с № 71 по № 88,
а также плавбазы «Кронштадт», «Ока» и посыльное судно «Абрек»); от-
дельный учебный дивизион подводные лодок (подводные лодки Щ-301,
Щ-302, Щ-303, Щ-304, плавбаза «Смольный); бригада заграждения и
траления (заградители «Марти», «25 Октября», «9 Января», быстроход-
ные тральщики «Буй», «Заряд», «Патрон», «Фугас», тральщики «Запал»,
«Клюз», «Ударник» и посыльное судно «Ижора»); отряд учебных кораблей
(крейсер «Аврора», канонерская лодка «Красное Знамя», учебные корабли
«Свирь», «Комсомолец», «Ленинградсовет», «Курсант» и «Яуза»); охрана
водного района Главной базы КБФ (три тральщика); суда гидрографиче-
ского отдела (8 единиц); бригада торпедных катеров (ТКА), в которуюпо-
мимо большого количества ТКА типа «Г-5» входили плавбазы «Литке»,
«Пейпия», «Кроншлот» и посыльное судно «Пионер»).
Стоит отметить, что в составе бригады торпедных катеров появились
радиоуправляемые ТКА, которые наводились на цель с помощью самоле-
тов «волнового управления» (ВУ), для чего в состав бригады была вклю-
чена специальная авиаэскадрилья. В плане организационных мероприя-
тий на 1937 г. предусматривалось введение в строй крейсера «Киров» и
эсминцев «Гневный», «Грозный», «Грозящий», «Громкий», «Сокрушитель-
ны», «Славный», «Сметливый» и «Стремительный»1. По корабельному
составу КБФ превосходил все флоты вероятных противников на Балтий-
ском море, за исключением Германии.
Подразделения противовоздушной обороны были сведены в 1-ю бри-
гаду ПВО в составе трех зенитно-артиллерийских дивизионов (1-й, 2-й и
3-й).
Существенно изменилась и структура береговой обороны КБФ. В
1935-1937 гг. был образован Кронштадтский укрепленный район, в ко-
торый вошла артиллерия Кронштадтских фортов; был создан Ижорский
укрепленный район, основу которого составили орудия на железнодо-
рожных транспортерах ТМ-1 в составе отдельных железнодорожных ар-
тиллерийских дивизионов (ОЖДАД). Укреплённые районы располагали
также отдельными зенитно-артиллерийскими дивизионами (ОЗАД) и
другими специальными частями.
До 1928 г. авиация флота состояла лишь из разведывательных машин,
но с 1933 г. в ее составе находились бомбардировщики, истребители и
торпедоносцы. Военно-воздушные силы КБФ к январю 1937 г. состояли
из трех авиационных бригад (31-я истребительная, 105-я тяжелобомбар-
дировочная и 139-я бомбардировочная), а также из различных отдельных
эскадрилий и авиаотрядов, в том числе штурмовых, корректировочных,
разведывательных. Помимо гидросамолетов МБР-2 и МДР-4 на вооруже-
ние ВВС флота поступали самолеты ТБ-3, СБ, ДБ-3Ф, Ар-2, И-15, И-16,
И-153. В каждой бригаде имелись авиапарки, подразделения связи, а в со-
став 139-й авиабригады была включена 139-я школа младших авиаспеци-
алистов; вскоре такая же школа появилась в 105-й авиабригаде. Морская
авиация вошла в состав флота на правах рода сил. Предусматривалось
увеличение числа самолетов более чем в три раза. К 1 января 1934 г. авиа-
ция флота имела 91 самолет, к концу 1938 г. — 253."
(материалы из книги: Мильбах В.С., Саберов Ф.К.
"Политические репрессии командно-начальствующего состава,1937–1938 гг. Краснознаменный Балтийский флот."— СПб: Издательско-полиграфический комплекс «Гангут», 2016г. — 384 стр.) С 31 мая 1940г. береговая оборона Финского залива,организационно сгруппированная в трех секторах, стала замыкаться на Кронштадскую военно-морскую базу,которой также стали подчиняться средства ПВО и другие подразделения и части.Для обороны водного района базы ,простиравшегося на 100 миль к западу от Кронштадта, в ее штат ввели три соединения кораблей.