АНИМАЛИСТИКА.Статуэтка ЗАЯЦ БЕЛЫЙ(КРОЛИК), Фарфор, роспись,скульптор ВАТАГИН, ЛФЗ, 1940-е гг СССР

АНИМАЛИСТИКА.Статуэтка ЗАЯЦ БЕЛЫЙ(КРОЛИК), Фарфор, роспись,скульптор ВАТАГИН, ЛФЗ, 1940-е гг СССР
бу
номер лота 258046
2д 18ч. до окончания (25 Апрель 2021, 15:32:20)
Стоимость доставки оплачивает покупатель
Местоположение: Санкт-Петербург
1/1  просмотров

Статуэтка "Заяц белый". Фарфор, роспись. СССР, ЛФЗ, 1940-е гг Высота 7,5 см,длина-15см. На основании зеленое надглазурное клеймо "ЛФЗ". Автор оригинальной модели - русский художник, скульптор, анималист, представитель символизма Василий Алексеевич Ватагин (1884–1969)-Народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР .По образованию Василий Алексеевич Ватагин—биолог. Он закончил естественный факультет Московского университета. Однако основной стала для него профессия художника. «С тех пор, как я помню себя, моим любимым занятием было рисование»,—вспоминает Ватагин в своих автобиографических заметках. Следует добавить, что в этом рисовании главная роль была отведена животным и можно только удивляться поразительной верности Ватагина своему детскому пристрастию, так как вся жизнь художника была отдана изучению и изображению мира животных.В 1898 году Ватагин поступает в студию художника-акварелиста Н. А. Мартынова. Педагогическая система Мартынова заключалась в отсутствии всякой системы. Он ставил перед учеником чучело какого-нибудь зверя и предоставлял тому действовать, как он умеет, требуя лишь «законченности» рисунка. Проучившись таким образом несколько лет, Ватагин, как вспоминает он сам, «приобрел привычку доводить рисунок до конца, передавать подробности, часто скучные, и добросовестно исполнять работы мало интересные».В 1903 году, будучи студентом второго курса университета, Ватагин поступает в художественную школу К. Ф. Юона.С этого времени начинается «борьба» науки и искусства в творчестве Ватагина. Это было тем более трудно, что в течение всей жизни Ватагин работал в области научной иллюстрации, требовавшей от него как раз точного «научного» рисования. Ученый-зоолог и художник-анималист с трудом уживались в одном человеке. Следы этой борьбы заметны на многих произведениях художника.Стиль работ Ватагина начала 1900-х годов складывался под влиянием его многочисленных путешествий по России и за границей. В Афинском музее его поразила египетская скульптура. Отныне искусство Египта с его полными значительности образами животных, лаконизмом формы, изысканностью силуэта надолго подчинит себе воображение художника.Первые скульптурные опыты Ватагина относятся к 1908 году и носят следы подражания египетскому искусству.Дальнейшие усилия художника направлены к созданию эмоционального и живого образа зверя, его характерных жестов, повадок, пластики, к достижению «простоты и понятности изображения». Он работает серьезно и углубленно, стараясь выйти за пределы зоологической трактовки образа. Постепенно он вырабатывает язык простой и ясный. Его «палитра» обогащается, помимо дерева, он работает в мраморе, фаянсе, терракоте, майолике, режет по кости. Он досконально изучил возможности различных материалов и научился ими пользоваться.Чувство неиссякаемой любви к животному миру, восторг и преклонение перед его поразительным разнообразием и совершенством,—лежали в основе творчества Ватагина. Он часто обращается к жанру звериного портрета: «Голова оранга», «Голова гориллы», «Голова львицы» и др. В них он пытливо и доброжелательно проникает во внутренний мир зверя. В жанровых скульптурах он умеет тактично и неясно передать проявления звериной ласки, дружбы, любви.Ватагин обладал «чувством зверя», как говорил он сам, помогающим ему любить и творчески осмысливать мир живой природы.Художник много работает, участвует во многих выставках. К 1920-м годам он уже не только известный, но и признанный скульптор. Его отмечает критика. Искусствовед А.А. Федоров-Давыдов называет Ватагина художником «удивительным и оригинальным», цельным «в своем изумительном чутье материала и формы...» п. А.В. Луначарский в обзоре откликов зарубежной печати на участие советских художников в XIV международной выставке искусств в Венеции сообщает: «Почти все критики с похвалой отмечают скульптуру Ватагина». Посетив первую выставку Общества русских скульпторов (ОРС), Луначарский также дает собственную оценку: «Чрезвычайно большое впечатление на выставке, кроме старых мастеров — Коненкова, Голубкиной, Домогацкого с его замечательным французским изяществом,— произвел на меня Ватагин, в особенности своими животными..."Работы Ватагина воссоздают особый мир, разрушающий канонизированные представления о животных.В его образах зверей нет смешного. Остановленные художником мгновения их жизни, как правило, наполнены тишиной и самоуглубленностью. Они часто задумчивы, порой грустны.Взгляд художника, обращенный на свою модель, серьезен и внимателен; он творит композиции уравновешенные, замкнутые, порой как бы застывшие в предначертанной им статике, и тогда вспоминается влюбленность скульптора в Египет.Животные Ватагина не вырваны из их родной стихии (хотя жизненная среда, эта составная стихии, в скульптуре никак не обозначается). Он не приводит их на суд и лицезрение человеку. Напротив, он умеет приоткрыть завесу, приглашая нас заглянуть, приобщиться к сокровенности природы, прикоснуться к ее сути. Еще в 1910 году, будучи в Берлине, Ватагин изучал технику литографии в мастерской известного немецкого графика Капштейна.В 1938 году Ватагин выпускает две серии: «Звери» и «Ископаемые», а в 1944 году серию «Звериное и птичье детство и материнство». И, конечно, самая известная графическая работа Ватагина— иллюстрации к его любимой книге «Маугли». В ней объединились его глубокое знание животного мира и фантастические воспоминания путешествия художника по Индии. Им создан труд «Образ животного в искусстве», в котором его интересовали роль и значение анимализма в различные эпохи развития искусства.ВАТАГИН-одна из выдающихся фигур в анималистическом жанре. Его называли основоположником московской анималистической школы. «Всякий, кто наблюдал животных, имел с ними дело, кто с добрым вниманием относился к ним, тот знает, как разнообразны их эмоции, как выразительны их чувства радости или огорчения, ласки или обиды, злобы, тоски или самоотверженного чувства материнства. Присматриваясь к облику многих зверей и птиц, я всегда замечал разнообразие их мимики, которое легко выражается на языке человеческих чувств и настроений. Мы увидим «тупое» выражение у бобра, «вдумчивое» у марабу, «надменное» у верблюда и ламы, «созерцательное» у обезьяны...»,— резюмирует свои наблюдения художник. Состояние на фото,доставка лота в другой регион-почта России. 

Смотрите другие мои товары
Похожие товары