Старин.статуэтка-подсвечникДАМА и ОФИЦЕРв форме вр.Петра I,фарфор,ГАРДНЕР без клейма,Россия 1830-40е

Старин.статуэтка-подсвечникДАМА и ОФИЦЕРв форме вр.Петра I,фарфор,ГАРДНЕР без клейма,Россия 1830-40е
Состояние: хорошее
номер лота 274923
Цена
379 990 руб.
1д 15ч. до окончания (10 Февраль 2023, 01:47:40)
Стоимость доставки оплачивает покупатель
  • Почта России (бандероль/посылка «заказная») 650 руб.
Местоположение: Санкт-Петербург
8/6  просмотров

РУССКАЯ ЖАНРОВАЯ СКУЛЬПТУРА.Из серии "ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ" ГАРДНЕРА.Российская Империя,частные заводы:фарфор(смешанный:бисквит и глазурь),Гарднер без клейма, 1830-1840-е гг.(подобного типа статуэтки Гарднера(только покрытые глазурью) есть в собрании русского фарфора Алексея Викуловича Морозова(Кусково) и собрании Орлова в Ярославле).Фигура офицера в форме времен Петра I(треуголка времен Полтавской битвы,камзол без воротника(до 1720г.),парадный выход-одет парик"В конце царствования Петра Великого, нередко в парадных случаях надевали парики, но без пудры."Краги(только для офицеров).Офицеры часто носили башмаки в сочетании с крагами или штиблетами. Внешне они напоминали ботфорты, но «строились» из более мягкой кожи и имели на внешней стороне голенища разрез, застегивавшийся при помощи пуговиц или вертикальной стальной планки с петлей и крючком. К низу голенища пришивались кожаный козырек, закрывавший пряжку башмака.) Состояние на фото(склейка на чаше подсвечника),доставка лота в другой регион-почта России.
ДЛЯ СПРАВКИ:Образцами для сюжетов росписи фарфора и фарфоровых статуэток нередко служили гравюры.
В 1780-х годах на Императорском фарфоровом заводе была создана серия статуэток, по сюжетам гравюр с трехтомного сочинения Иоганна Готлиба Георги "Описание всех в России обитающих народов", изображавших народности России. Появление этой серии, можно рассматривать, как первую попытку отойти от саксонских образцов и обратиться к русской жизни. Эта тенденция с особой силой зазвучит в русской фарфоровой пластике следующего столетия.
В 1817 году в Петербурге появилось иллюстрированное издание "Волшебный фонарь или зрелище С.-Петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простанородных промышленников, изображенных верною кистию в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию. Ежемесячное издание на 1817 год".
Выпуская в свет этот "журнал совершенно в новом роде", издатель отдавал дань модному увлечению простонародными русскими типами.
Успех "Волшебного фонаря" подсказал практичным владельцам фабрики Гарднера в Вербилках идею создания фарфоровых статуэток на русские бытовые сюжеты.
Подобные фигурки пользовались большим спросом в крупных городах и на ярмарках. Фарфоровые "куклы", как их называли в первой половине XIX века, были доступны почти всем - стоили от 15 копеек до 6 рублей, ими одаривали в праздники и украшали интерьеры. Очень быстро эти скульптурки заполнили столичные и провинциальные гостиные и будуары, кабинеты и библиотеки. Удачно использовав гравюры "Волшебного фонаря", владельцы фабрики Гарднера стали изготавливать бытовые фигуры по рисункам и других известных изданий того времени ("Московский телеграф", по рисункам художников И.С. Щедровского и В.Ф. Тимма к "Салопнице" Ф.В. Булгарина, "Сценам из русского народного быта" и "Картинкам русских нравов").
Наиболее популярные бытовые фигурки, на фабрике Гарднера выпускались повторно с небольшими изменениями: менялась форма постамента, а начиная с 1860 -х годов, скульптурки стали делать из бисквита (фарфора, не покрытого глазурью).Обращение к народной тематике - вполне закономерное явление. Подобная продукция выпускалась для широких слоев населения и привлекала своей искренностью и непосредственностью. Со временем приверженность к оригинальным бытовым сюжетам становится традицией гарднеровской фабрики. Кроме "торговых типов" появляются фигурки щеголя и щеголихи, странников, камеристки, слуги, дамы, сидящей в кресле, господина с цилиндром в руках и другие.
Ценность подобных статуэток не только в их эстетических достоинствах. Они интересны и с точки зрения истории - забавные фарфоровые скульптурки являются подлинной иллюстрацией быта своего времени, отражением эпохи. В первой половине XIX века скульптуры Гарднера служили образцами, которыми пользовались мелкие заводы Гжели для "лубочных" вариантов, полюбившихся публике, фарфоровых фигур,также,как образец,их использовали и другие частные заводы Российской империи:Попов,Сафронов,Козлов,братьев Новых и др. ЗАВОД ФРАНЦА ГАРДНЕРА:1766-1891 г.г. Основан английским купцом Ф.Я. Гарднером в селе Вербилки. Среди частных фарфоровых предприятий завод Гарднера отличался высоким техническим и художественным уровнем. Еще в XVIII веке продукция завода Ф.Я. Гарднера успешно конкурировала с дорогими изделиями Невской порцелиновой мануфактуры, которая при Екатерине II получила название Императорского фарфорового завода. В XVIII веке на заводе Гарднера был выработан определенный круг орнаментального и цветочного декора, по которому изделия этого завода всегда узнавались. Начиная с XVIII века, наряду с Императорским фарфоровым заводом, это самый крупный, ведущий отечественный фарфоровый завод, он превосходит другие и по количеству, и по качеству выпускаемой продукции; его фарфоровые изделия часто были образцами для изделий других фарфоровых производств России. Ассортимент: столовая и чайная посуда, вазы, скульптура. С 1891 г. принадлежал М.С.Кузнецову. C 1918 - Дмитровский фарфоровый завод. АЛЕКСЕЙ ВИКУЛОВИЧ МОРОЗОВ(1857-1934)-Выдающийся Московский Коллекционер, собиратель русского искусства.Его коллекция фарфора которого была лучшей в Москве.Алексей Викулович принадлежал к четвертому поколению династии крупных владельцев предприятий текстильной промышленности, обладавших миллионными состояниями, значительную часть которых они тратили на меценатство, собирательство и благотворительность. Это было новое поколение не только богатых, но и просвещенных людей. А.В. Морозов до сих пор находится в тени ярких и даже эксцентричных фигур его родственников — Михаила Абрамовича и Саввы Тимофеевича Морозовых.Алексей Викулович тоже был заметной фигурой, но его жизнь в основном была сосредоточена на главном деле — коллекционировании предметов русского искусства.Разнообразен и очень ценен подбор изделий завода Гарднера XVIII века. Среди них почетное место занимают кружки в виде голов турка и турчанки и двойные солонки с фигурами мальчиков и девочек, которые представлены в нескольких экземплярах, позволяющих проследить трансформацию этих произведений от точных реплик мейсенских моделей до образов, уже в большей степени ориентированных на российского покупателя.Безусловное превосходство коллекции Moрозова состоит в необычайно полном, интереснейшем подборе фарфоровой пластики практически всех известных русских заводов, начиная от ранних скульптурных произведений Императорского и гарднеровского заводов и заканчивая авторскими работами художников начала XX века, включая первые произведения советского периода.Собрание скульптуры завода Гарднера XVIII века в морозовской коллекции можно назвать уникальным. В нем насчитывалось чуть более ста произведений. Эта часть гарднеровского наследия до сих пор недостаточно изучена и не полностью опубликована. Состав коллекции пластики Гарднера чрезвычайно разнообразен. Это целая серия фигур детей-садовников, созданная по моделям Мейсенской мануфактуры и представленная в различных вариантах росписи и оформления подножий (30 экземпляров); фигуры музыкантов во всем многообразии пластического решения (17 фигур), мифологические и аллегорические образы, крестьянские и пасторальные сценки, торговцы, турки, персонажи итальянской комедии масок, повторяющие модели немецких заводов и демонстрирующие их различную переработку русскими мастерами.Состав коллекции позволяет выявить ряд моделей, которые были заимствованы Гарднером не у Мейсена, а у других немецких заводов, например, в Хёхсте. Среди них — известная фигура садовницы в платке с козырьком и женщина в экзотическом наряде с европейским музыкальным инструментом — «Китаянка». Удивительна долгая жизнь у этой модели на заводе Гарднера, где ее выпускали в нескольких вариантах, а в начале XIX века бывшая китаянка стала русской разносчицей с туесами ягод.Несомненно, особенно ценны в его собрании коллекции скульптуры подмосковных заводов. Им было собрано более 400 фигур завода Гарднера XIX века. Эти произведения всегда (и по сей день) являются предметом особого внимания коллекционеров. Но в собрании Морозова был единственный в своем роде подбор ранних первоклассных фигур народных типов первой трети XIX столетия, перечислить которые в рамках этой публикации невозможно. В их числе — самый полный комплект фигур, выполненный по гравюрам популярного издания 1817— 1818 годов «Волшебный фонарь, или Зрелища Санкт-Петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображенных верной кистью в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию», СПб., 1817—1818 гг. (13 моделей, многие из которых были в коллекции в нескольких экземплярах: кучер и блинник, почтальон и градский страж, крестьянин и крестьянка, еврей и торговка старыми вещами, дворник, вестовой, молочница, лакей, чухонец). А.В.Морозов написал первую работу, посвященную этим ставшим впоследствии знаменитыми фигурам, опубликовав небольшую книжку в 1924 году. В его коллекции можно выделить целые серии фигур, созданные по самым разным графическим оригиналам, многие из которых до сих пор не выявлены. Это, например, фигуры различных торговцев, почти неизвестные в литературе, множество вариантов моделей только одних сбитенщиков (около 10), серии крестьян и крестьянок разного размера, фигуры большого размера, изображающие иностранные типы, модницы, 5 вариантов фигуры «Водоноски» по модели ИФЗ, в том числе с очень нарядной росписью синего сарафана, украшенного по подолу полихромной каймой с модными «турецкими бобами». Для изучения скульптуры завода Гарднера очень ценно и то, что фигуры, выпущенные в 1810 — 1820-х годах и повторявшиеся в 1830-х в меньшем размере и с измененными деталями, тоже были во множестве представлены в собрании Морозова. По классификации самого коллекционера, русские типы в скульптуре завода Гарднера первой трети XIX века насчитывали более 200 экземпляров; в пластике второй четверти столетия около 50 составляли русские модели и 85 — это подражание иностранным образцам. Выделив основные группы в разнообразнейшей по тематике гарднеровской скульптуре первой половины XIX века, Морозов назвал будущим исследователям основные ориентиры в изучении богатейшего наследия лучшего русского частного завода. Примерно 65 произведений составляла скульптура Гарднера второй половины XIX века, в том числе популярные композиции из раскрашенного бисквита на крестьянскую тему, а также более 15 фигур из серии «Народы России» (сохранились не все). Надо отметить, что в коллекции почти не было невысоких в художественном отношении изделий завода кузнецовского периода.Коллекция пластики завода Гарднера была самой яркой и значительной в собрании Морозова. Широкая картина русской народной жизни, запечатленная в скульптурных произведениях первого русского частного завода, была по достоинству оценена специалистами еще в 1920-е годы. В Музее фарфора в качестве научной темы А.В. Морозова было утверждено как раз изучение отражения народного быта в русском фарфоре.

Смотрите другие мои товары
Похожие товары