СЕРОШЕВСКИЙ.РАССКАЗЫ(ЯКУТСКИЕ) ХАЙЛАК, ИЗ ЖИЗНИ ПРОКАЖЕННЫХ, В СЕТЯХ том №2, СПб изд.ЗНАНИЕ 1908г.

СЕРОШЕВСКИЙ.РАССКАЗЫ(ЯКУТСКИЕ) ХАЙЛАК, ИЗ ЖИЗНИ ПРОКАЖЕННЫХ, В СЕТЯХ том №2, СПб изд.ЗНАНИЕ 1908г.
хорошее
номер лота 491440
3д 5ч. до окончания (01 Март 2021, 15:55:24)
Стоимость доставки оплачивает покупатель
  • Почта России (бандероль/посылка «заказная») 250 руб.
Местоположение: Санкт-Петербург
1/1  просмотров

РЕДКОСТЬ.ПРИЖИЗНЕННОЕ ИЗДАНИЕ СЕРОШЕВСКОГО.Том 2-й из издания: Рассказы, 8 тт., изд. «Знание», СПб, 1908—1909гг.276стр.Владельческий переплет эпохи-полукожа.Содержание:Предел скорби. Из жизни прокаженных;Хайлак; В сетях.Штамп "10-е МУЖСКОЕ ГОРОДСКОЕ 4-х классное училище,Петербургская сторона,Зверинская улица,21-23.Состояние на фото(отсутствует титул и первый лист ПРЕДЕЛА СКОРБИ),доставка лота в другой регион-почта России.Серошевский, Вацлав Леопольдович (польск. Wacław Sieroszewski,1858 — 1945) — поляк по происхождению, российский и польский этнограф-сибиривед, писатель, публицист, участник польского освободительного движения. В 1933—1939 годах был президентом Польской Академии литературы. Впервые описал быт и нравы якутского народа.Вацлав Леопольдович Серошевский- первый президент Польской академии литературы, человек, проживший богатую событиями жизнь, которая нашла отражение в его литературных трудах.Серошевский происходил из польской мелкодворянской семьи, поместье которой было конфисковано после польского восстания 1863 года. В.Л. Серошевский был участником польского освободительного движения, и его арестовали. Серошевский участвовал в бунте узников, был приговорен военно-окружным судом к каторжным работам, замененными ссылкой в Сибирь.Вацлав Серошевский — поляк-революционер, в 1880–1893 годах отбывал ссылку в Сибири в самой что ни на есть глухомани даже по сибирским меркам: Андылах, Баягантайский улус, Намский улус; кормился с земли, осваивал промыслы. Именно культурная изоляция развила в молодом образованном шляхтиче мощнейшую волю к саморазвитию: Серошевский решает стать «бытописателем Сибири», осваивает якутский язык, изучает нравы и обычаи якутов. 29 марта 1880 г. Вацлав Леопольдович впервые увидел Якутию, где ему предстояло провести 12 лет. За время, проведенное в ссылке, Серошевскому пришлось пережить очень многое. Он пытался бежать, но попытка не увенчалась успехом; женился на якутке. В ссылке Серошевский стал писать рассказы из жизни местных жителей и собирать этнографические материалы, изучил якутский язык. Именно он впервые описал быт и нравы якутского народа. В 1892 г. Серошевскому было разрешено свободное передвижение по Сибири, он уехал в Иркутск, где получает возможность систематизировать и перебелить собранный материал. Через четыре года ему разрешили вернуться в родные края.В 1898 году Серошевскому было разрешено вернуться на территорию Царства Польского. В конце 1890-х гг. путешествовал по Кавказу. В 1903 году вместе с другим польским этнографом, Брониславом Пилсудским, участвовал в экспедиции Русского географического общества к хоккайдским айнам, прерванной из-за осложнения отношений между Россией и Японией.В 1914 году Серошевский вступил в легионы Пилсудского. В 1918 году был назначен на пост министра информации и пропаганды во Временном правительстве Дашинского. В 1935—1938 годах член Сената Польши. У Серошевского накопился целый цикл рассказов:в частности «Хайлах» о трагическом столкновении ссыльного уголовника с местными жителями-якутами.Для произведений Серошевского характерны идеализм, гуманизм, вера в единство человечества. В его дальневосточных рассказах любовно изображается добродушие, наивность, гостеприимство местных жителей. Одним из критиков было замечено, что «якутский и тунгусский миры у Серошевского привлекают наше внимание больше тем, чем они похожи на нас, нежели тем, чем от нас разнятся». В фильме «Кочегар» главный герой перепечатывает по памяти рассказ «Хайлах».По мотивам романа Серошевского «Предел скорби» поставлен фильм Алексея Балабанова «Река»(После того, как в автокатастрофе 21 ноября 2000 года погибла Туйара Свинобоева, съёмки были прекращены.В 2002 году отснятый материал был смонтирован и выпущен как короткометражный фильм. Пропущенные эпизоды заменены закадровым текстом. Премьера усечённого, фактически короткометражного варианта «Реки» состоялась на фестивале «Белые Столбы».)Свой первый рассказ, «Хайлак», Серошевский опубликовал в 1887 году по-польски в Варшаве, а затем в 1890 — в иркутском «Сибирском вестнике» (в переводе Л. В. Василевского). Рассказ был перепечатан «Русским богатством», и якутские повести и рассказы Серошевского стали регулярно появляться на страницах тогдашних столичных «тяжеловесов» — того же «Русского богатства» и «Мира Божьего».Якутская проза Серошевского изначально выглядела странно на фоне текущей литературы, и столетняя выдержка только усиливает это впечатление. Это совершенно нелитературная литература, лишенная какой бы то ни было декоративности и, что называется, работы со словом; последовательность действий по преимуществу, на грани протокола. Она не адресована никакому читателю, рождена практически в пустоте (в пустоту), в первую очередь для того, чтобы заполнить вакуум мыслью и огласить речью. Из косноязычия лепится мир грубый, жестокий, мощный, действенный, лишенный этики и рефлексии. У Серошевского напрочь отсутствует привычное для экзотической этнографии сочувственное умиление («Вот ведь как живут!»), он практичен и обыден, он сам тут живет.Якутский хронотоп Серошевского монолитен, несмотря на все стыки и склейки. Беспредельное пространство и нескончаемое время сжимаются в здесь и сейчас проживаемые мгновения, наполненные единственным смыслом и единственной целью — выжить. Никаких изысков и отклонений от прямой, никакого прошлого и будущего, все предельно просто: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Добра ниоткуда не жди. Извне может прийти только насилие, и когда придет оно — отгони, или терпи, пока жив. Вариантов нет. Или ты погибнешь, или выживешь, и завтра все начнется по-новому, и оборвется, или же растянется на годы — никто не знает пределов скорби."ПРЕДЕЛ СКОРБИ:ИЗ ЖИЗНИ ПРОКАЖЕННЫХ"-Действие происходит в общине прокаженных, на выселках, на краю земли. Эти люди случайно оказались вместе, они не народ и не семья. Здесь не чтут стариков и не балуют детей, потому что перед проказой (они называют ее Госпожой) все равны. Они не знают своих сроков, их будущее — каждый следующий день. Они изгнаны из любой цивилизации — языческой ли, христианской. Эти цивилизации милостиво оставили им только простейшие орудия для добывания пищи и память о Пасхе, которую надо праздновать и к которой нужно приберечь единственный существующий платок или рубашку. Их тающие силы направлены только на выживание: если могут ходить — ловят рыбу, заготавливают дрова и собирают сено для единственной коровы. Если не могут — ложатся в чуме, укутываются чем попало и ждут, пока «общество» пришлет им что-нибудь. За ледяными окнами день сменяется ночью; сквозь гнилые шкуры в чум проникает дождь и снег; умерших выбрасывают, если есть силы встать и вынести труп, а нет — и так полежит, не барин. Никаких красот тундры — только серый монохром. Герои говорят о себе: мы тени, мы уже умерли. Это — «нулевой» социум, свободный от всего, от чего только можно.Главная героиня, Мергень, не родила своему мужу детей. Чтобы не возвращать ей имущество при разводе, муж бросил ее, связанную, в лесу. Ее нашли прокаженные, она полюбила одного из них и забеременела. И тут к ее «мужу» приезжает жена. Мергень не хочет терпеть эту женщину. Она пытается напугать ее; потом пытается уйти — забрав общие сети и лодку, бросив умирать только что родившегося ребенка, да и всю общину. Но, не пересилив своей любви, возвращается. А когда понимает, что избранник ее не хочет, боится и предпочитает тихо-мирно жить со своей беременной женой, — поджигает юрту, и пожар уничтожает все убогое поселение.Финал повести Серошевского: к разрушенному поселению приходит медведь и поедает и трупы, и единственную чудом уцелевшую в пожаре восьмилетнюю девочку. 

Смотрите другие мои товары
Похожие товары