Визит-портрет.ВОСПИТАННИЦА УЧИЛИЩА ДЕВИЦ ДУХОВНОГО ЗВАНИЯ №2,ф.фон СВЕЙКОВСКИЙ,ЯРОСЛАВЛЬ 1890е текст

Визит-портрет.ВОСПИТАННИЦА УЧИЛИЩА ДЕВИЦ ДУХОВНОГО ЗВАНИЯ №2,ф.фон СВЕЙКОВСКИЙ,ЯРОСЛАВЛЬ 1890е текст
Состояние: хорошее
номер лота 602584
Цена
2 400 руб.
2ч 34мин. до окончания (29 Март 2024, 00:14:05)
Стоимость доставки оплачивает покупатель
  • Почта России (письмо «заказное») 150 руб.
Местоположение: Санкт-Петербург
5 просмотров

Визит-портрет.ВОСПИТАННИЦА ЯРОСЛАВСКОГО УЧИЛИЩА ДЕВИЦ ДУХОВНОГО ЗВАНИЯ,1890-е гг.(особое женское училище – для девушек из духовного сословия).Фотограф АЛЬФРЕД фон СВЕЙКОВСКИЙ,ЯРОСЛАВЛЬ.Размеры:10.8на6.7см.Состояние на фото,доставка лота в другой регион-почта России. ДЛЯ СПРАВКИ:Альфред Альбертович фон Свейковский, прусский подданный, - один из самых популярных в Ярославле фотографов(г. Ярославль, улица Угличская, дом Каатц; угол Духовской и Лесной площади, дом Устинова).Отец Альфреда Альбертовича фон Свейковского Альберт Свейковский тоже был фотографом. У него были ателье в Вильне и Tуле. 
Фотография А.фон Свейковского в Туле находилась на углу Петровской и Посольской улиц над булочной Филиппова. 

В Вильне его ателье действовало примерно с 1860 г. по 1866 г., когда он уехал в Тулу. 
Кроме портретов, он снимал прекраснейшие панорамы города и его окрестностей. 
Альберт Свейковский умер, предположительно, в 1871 г., после чего его дело перешло к сыну. 

Известно, что некто Свейковский в 1888 г. работал и в Харькове: 
" Свейковский Прусский подданный 27.11.1887 пл. Николаевская, против биржи (1888)" 

В сообщении от 8 сент. 1883 г. в "Московских ведомостях" писалось: 
"Вновь открыта "Русская фотография" на Волхонке 7 в Москве. Честь имею известить почтенную публику, что в ней проводятся все работы, относящиеся к фотографии, как-то: портреты, начиная от медальонов до натуральной величины... портреты масляными красками и акварелью, портреты красками на стенке (гелиохромия). 
А. фон Свейковский ". 

В 1889 г. фотограф переезжает в Ярославль, где в открытом им фотоателье работает до 1915 года.В 1890-е годы его ателье завоевало огромную популярность у ярославцев . Фотография приносила Свейковскому около 6 тысяч рублей в год, в то время как годовой оклад губернатора составлял 10 тысяч.Впрочем, фортуна оказалась переменчива к прусскому фотографу. Намек на «немецкое качество» служил отличной рекламой, однако к началу Первой мировой войны симпатии общества изменились.Вот эта история: 

Ярославские фотографы подали заявку на фотографирование приезда Николая II в 1913 г. в Ярославль, и им это разрешили. А через год, в 1914 одного из них, Альфреда фон Свейковского, прусского подданного, обвинили в шпионаже, и в 1915 году его фотоателье по этой причине закрыли.". 

В архиве есть "Дело о выяснении вредной в политическом отношении деятельности...", основанное на доносе некоего Сигизмунда Станиславовича Гурского, верноподданически сообщившего в полицию о том, что "Свейковский в разговоре с ним резко и неуважительно относился к русской армии и государственному строю...". В рапортах следствия имеются интересные моменты его деятельности. Так, "проживает он на Власьевской улице в доме Каатц (женщина, владелец модного магазина, тоже прусская подданная, магазин тоже будет закрыт в 1915 г.), имеет на свое имя фотографию, зарабатывает в ней до 6000 рублей в год, работают у него 2 ретушера, фотография существует 26 лет (то есть с 1889 г., со времени приезда Свейковского в Ярославль), снимает он исключительно портреты, видов не снимает, сношений с заграницей не имеет". Причина закрытия фотографии написана такая: "Фотографию могут посещать нижние воинские чины, как расквартированные в Ярославле, так и лечащиеся после ранения, от которых он может узнать и затем может передать воюющей с Россией стороне (Пруссии) секретные сведения..."..Масла в огонь добавили русофобские высказывания самого Свейковского, а также его неловкие попытки в одночасье стать поляком. В 1916 году по подозрению в шпионаже фотограф был отправлен в ссылку в Актюбинск, а знаменитое фотоателье на Власьевской закрылось навсегда. Помимо гимназий, в дореволюционном Ярославле существовали особые женские училища – для девушек из духовного сословия. Первое такое училище появилось в нашем городе еще в 1849 году и к началу 1860‑х заняло великолепный дом на Волжской набережной. В середине XIX в. в системе образования Российской империи появились женские духовные училища. Идея создания училищ для девиц духовного звания была высказана дочерью Николая I, Ольгой Николаевной. Император, «одобрив мысль Ея Высочества», указом от 18 августа 1843 г. учредил в Царском Селе образцовое для девиц духовного звания училище. Уже в первые два года своего существования оно вполне оправдало себя.5 июня 1845 г. последовало распоряжение императора об учреждении училища в Солигаличе Костромской губернии. Однако попечительница училищ великая княгиня Мария Александровна сочла существование училища в Солигаличе неперспективным. Причиной этого было отсутствие квалифицированных преподавателей, технические трудности (необорудованное, тесное помещение и т. д.). Более пригодным местом для учреждения училища сочли Ярославль. 14 сентября 1848 г. 19 воспитанниц вместе с начальницей бывшего Солигаличского училища прибыли в губернский город.Училище предназначалось для дочерей церковнослужителей. В училище готовили жен священников: жен – помощниц.В программу училища входили: Закон Божий, чтение на русском и славянском, письмо на русском языке, арифметика, чистописание и рисование, русская история и география, краткий курс всеобщей истории и географии, рукоделие, церковное пение. В училище принимались исключительно дочери лиц духовного звания от 10 до 12 лет из Ярославской, Костромской и Вологодской епархий. Курс обучения составлял 6 лет и делился на 3 класса. Непосредственное заведование училищем было предоставлено местному правлению, которое состояло из начальницы, благочинного и смотрителя дома. В 1852 г. был произведен первый выпуск воспитанниц. По окончании училища выпускницы получили свидетельства, а также денежное пособие соразмерно своим успехам.Распорядок дня в училище напоминал монастырский. Девочки вставали в 7.00 (летом в 6,30). Затем молитва и завтрак. Уроки шли с 9.00 до 12.00 и с 14.00 до 17.00. В 17.00 – полдник, в 20.00 – ужин, в 21.00 – вечерняя молитва, в 22.00 – сон. В училище был использован очень интересный способ проведения устных уроков: девочки приходили со своим рукоделием и слушали учителя или ответы одноклассниц, отвечая, они, конечно, откладывали рукоделие. Плата за обучение составляла 130 рублей в год. Начальницей училища была Е.П. Шипова. В начале XX века число учениц училища достигало 200 человек.Средства для содержания училища поступали из двух источников: суммы, ассигнуемые из духовно-учебных капиталов, и пожертвования разных благотворителей. Сначала для содержания училища предназначалось 4 087 руб. в год, сверх того давалось еще 300 рублей на наем дома и 2 500 руб. для первоначального устройства. Эти суммы отпускались из духовно-учебных капиталов. В 1851 г. на нужды училища было направлено уже 11 677 руб. Кроме того, по завещанию купца Макушина в пользу училища поступил капитал 10 000 руб., чтобы проценты из этой суммы выдавались в награду воспитанницам «при выходе их в замужество». Были и другие пожертвования. Так, почетный блюститель хозяйственной части училища ростовский купец Плешанов ежегодно жертвовал по 500 рублей на приданое выпускницам, неоднократно делал и другие пожертвования. В 1855 г. вместе с другими купцами Ярославской губернии он предоставил 16 000 руб. на покупку в Ярославле каменного дома с землей для училища.На первых порах училище ставило целью подготовку жен священнослужителей. Однако в начале 1870-х гг. под влиянием потребностей времени созрела необходимость подготовки воспитанниц женских училищ духовного ведомства к профессии учительницы. В программу была введена педагогика. В 1870 г. выпускницы получили право работать в качестве домашних учительниц.Обычно училище поступали дочери священников, дьяконов или причетников, причем не только Ярославской, но и соседних губерний. Большинство выпускниц впоследствии выходили замуж за представителей своего сословия, многие становились попадьями, а роль эта требовала подготовки. Супруга священника – матушка для всего прихода. Девочки изучали не только привычные предметы гимназического курса, но и церковнославянский язык, церковное пение, а также педагогику.Выпускницы училища умели кроить и шить, а при необходимости могли даже принять роды. Такая матушка становилась советчицей прихожан во всех житейских проблемах и нередко выступала единственным на селе лекарем и учителем. 

Смотрите другие мои товары
Похожие товары