ПРИЖИЗНЕННОЕ ИЗДАНИЕ.ПЕРВОЕ ИЗДАНИЕ РОМАНА. Семенов, Сергей Александрович (1893-1942).Голод : Роман-дневник / С. А. Семенов. - Петроград : Гос. изд-во, 1922г. - 136 стр.; уменьшенный формат: 18 на 13.5 см. Тираж 3000 экземпляров.В романе-дневнике « Голод » (1922) на примере семьи старого рабочего воссоздана мучительная картина гибели от голода в Петрограде времен Гражданской войны.С беспощадной обнаженностью Семенов нарисовал поведение своих героев.Роман написан от лица 15-летней девочки и описывает голод в Петрограде 1919 года,кстати, во время которого погиб отец Семёнова."Роман "Голод" - первая крупная вещь Семенова - написан в острой и сильной манере. В форме дневника Семенов дает детализированный, напряженный показ распада человеческих привязанностей и моральных норм под влиянием голода. Характерен образ старого рабочего, прячущего хлеб от семьи. «Размышления и диалоги в романе, переданные в дневниковой, нередко — импрессионистской манере, свидетельствуют о большом психологическом мастерстве и природном писательском даровании Семёнова. Душевная чёрствость и отчуждение друг от друга в семье как следствие голода, показанное Семёновым в романе, — это нечто гораздо большее, чем просто искренний документ той эпохи». В 1928 в письме к Р. Роллану М. Горький писал: «Сергей Семенов, рабочий, очень оригинальный талант, несколько зависимый от Кнута Гамсуна,- хорошая зависимость, на мой взгляд!». "ГОЛОД" -самый известный роман Семенова. Очень сильное произведение. СОСТОЯНИЕ на ФОТО,ДОСТАВКА ЛОТА в ДРУГОЙ РЕГИОН-ПОЧТА РОССИИ.
ДЛЯ СПРАВКИ:Сергей Александрович Семёнов (1893 — 1942) — русский советский писатель, участник арктических экспедиций на «Сибирякове» и «Челюскине». Приёмный отец поэта Глеба Семёнова.Родился в рабочей (во втором поколении) семье. Дед первым в роду покинул деревню(Костромская губ.), занимался отхожим промыслом, затем работал плотником в СПб на «железопрокатном, проволочном и гвоздильном заводе». Отец - токарь на металлическом заводе в СПб. Детство Семенова прошло на рабочей окраине Васильевского острова в СПб. Из-за материальных трудностей Семенов смог закончить только 1-й класс церковноприходской школы. Позднее окончил 4 класса городского училища. Начинал работать на заводе, но из-за слабого здоровья с завода ушел. Был «мальчиком» в немецкой конторе, рассыльным и сортировщиком писем на почтамте. В поисках заработков одно время жил в Тифлисе. В 1918 поступил в Петроградскую военно-инженерную школу; через год ушел в Красную Армию: «...октябрь семнадцатого года был безудержным прыжком в ослепительную, грохочущую жизнь. Тогда - завертело, забило, закружило, захлестнуло... Лил свою и чужую кровь. Был почти на всех фронтах: у границ Монголии, за Полярным кругом, Кронштадт поставил в этой жизни точку» (Автобиография . 1925). Семенов был ранен, контужен, «принял под Кронштадтом ледяную ванну и демобилизовался с испорченным правым легким». В партию большевиков вступил в 1918.Первый рассказ « Тиф » (1921) с точностью воспроизводил течение тифозного заболевания у комиссара, который, несмотря на тяжесть болезни, рвался обратно на фронт, на помощь сражающимся красноармейцам. Именно в этом произведении стала складываться та манера литературного письма Семенова, которой он не изменял ни в одном из последующих своих прозаических опытов.Критика сразу поддержала стремление Семенова «к точности, к „объективности”, к выделению не своих эмоций и не своей своеобразной речи, а реального бытового и психологического материала»; Семенов был назван «последовательным реалистом» (Г. Горбачев). Своими уверенными реалистическими взглядами он выделялся из всех пролетарских, пролеткультовских писателей, хотя и находился в их среде. В 1923 Семенов пишет статью « Заметки о литературе не критика, а писателя (В порядке дискуссии) » (Лит. неделя. Пг., 1923), в которой оспорил вульгарные классовые установки революционных идеологов Пролеткульта, настаивавших на «упразднении» национального классического наследия. Обвиняя Льва Троцкого в распространении тезиса об «отмирании» старой русской литературы, С. писал: «Мы, пролетарские писатели, в своей генеалогии... крепко-накрепко связаны с великими художественными традициями старой - без кавычек - русской литературы»; «прорыва между завершителями подлинной старой русской литературы - Толстым и Достоевским - и нами нет...».Семенов стремился уяснить особенности социальных эмоций, нравственных побуждений современников. Он ставил в своих произведениях нередко опыты дерзкие, пытался извлечь «экстракт» чувств, настроений участников революционных событий. В рассказе « На дорогах войны » (1921, в 1924 в текст рассказа были внесены изменения), выдержанном в рамках психологической новеллы, писатель искал ответа на вопрос: в классовой схватке борются люди-враги или некие общие неудержимые социальные инстинкты? Воссозданная в повествовании нескончаемая цепь взаимных жестокостей оставляла этот вопрос открытым. Еще более сложный круг проблем был обнажен в рассказе « Голый человек » (1922). Пронизанный нервным, напряженным раздумьем об эпохе, монолог героя продолжает обнажать противоречия, которые были запечатлены в рассказе «На дорогах войны»: «Человеку убить человека - всегда мучительно, всегда трудно, всегда трагедия; убить гражданину миллионы подобных себе - всегда легко... Еще бы не легко - впереди маячат такие идеальные цели!..». Следуя в своей отчаянной бескомпромиссности Достоевскому, Семенов произносил самые мучительные и самые запретные слова о революционном времени: за «всяческими доктринами мирового счастья, всеобщих гармоний» «скрыто главное, неизменное и нерешенное - сам человек»; «наша эпоха окончательно и до дна подменила человека гражданином», в связи с этим страсти сердца подменены страстями ума. Жестокость эпохи легко оправдывается «близкими целями всеобщей гармонии», «а за общими рассуждениями о революции и Интернационале удобно прячутся трусливые думы о личном».С 1921 в Петрограде-Ленинграде, занимал небольшие руководящие посты в учреждениях культуры, в том числе был заведующим литературно-художественного отдела Ленгослитиздата. С 1921 также занимался литературной деятельностью.В сер. 1920-х С. был занят редактированием альманаха «Ковш», принимал участие в организации «Издательства писателей в Ленинграде».Принимал участие в трёх арктических экспедициях: на «Сибирякове» (1932), «Челюскине» (1933—1934) и «Садко» (1936).Одержимый страстью к путешествиям, он отправляется в Арктику (в это время шло освоение Северного морского пути). В 1932 находится в составе команды ледокола «Сибиряков», в 1933 - на «Челюскине», на ледоколе «Садко». Пишет очерки, статьи; несмотря на заболевание легких, выполняет тяжелую физическую работу рядового члена экспедиции. По возвращении в Л-д публикует очерки об О. Шмидте, В. Визе, капитане В. Воронине и др. В 1933 выходит книга « Экспедиция на „Сибирякове” ».В 1935–36гг он становится директором Пушкинского заповедника.Член правления Союза Писателей СССР с 1934. В конце 1930-х С. возглавлял лит.-консультационную работу при Ленгосиздате.В 1939—1940 годах участник финской войны.В первые дни Великой Отечественной войны вступает в народное ополчение, командует писательским взводом ополченцев; редактирует дивизионную газету; Семенов был введен в состав Политуправления Ленинградского фронта. В эти дни пишет жене с фронта: «Относительно меня вопрос ясен: я - ленинградец, и из Ленинграда не уйду. Что бы ни случилось с моим родным городом - на его улицах есть баррикады: я встану на одну из них и останусь там до конца». В конце 1941 года, направляясь в редакцию фронтовой газеты «В решающий бой» по Дороге жизни на Ладоге, Семенов заболел крупозным воспалением легких. Скончался в одном из госпиталей Волховского фронта.Похоронен на городском кладбище г. Сясьстрой. ДРУГИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СЕМЕНОВА:В 1925 Семенов написал повесть « Предварительная могила » - отчасти автобиографическое произведение, где постепенно слабеющий здоровьем («испорченное правое легкое» под Кронштадтом) писатель попытался проанализировать собственную жизненную позицию. В «Предварительной могиле» тяжело заболевший офицер царского флота решает уединиться, отъединиться от людей; он удаляется работать смотрителем на маяке. Но, уйдя от людей, герой не приобрел ни здоровья, ни душевных сил; одиночество превратилось для него в «предварительную могилу».Роман « Наталья Тарпова » (1927–28), посвящен борьбе в сознании человека революционного времени искренних любовных переживаний и «трусливых дум о личном». Образ Натальи Тарповой - «тип средней женщины-партийки» (Г. Горбачев) - наделён у Семенова (в отличие от героинь многочисленных комсомольских повестей 1920-х на так наз. «половую тему») художественной полнотой, писательским волнением; ее понимание «свободы» чувств, ее любовь к инженеру Габруху отмечены подлинным драматизмом. (Семенов рисовал облик Натальи Тарповой с актрисы Натальи Болотовой, ставшей женой Семенова) Роман выдержал несколько изданий, был переведен на другие языки, инсценирован.Рассказы « В тумане», «Рекомендация», «Ревность » и др.