РУССКИЙ СТИЛЬ:Старин.подсвечник ЗОЛОТЫЕ ПЕТУШКИ, бронза, пропильная резьба, Александр III,1880-1890е

РУССКИЙ СТИЛЬ:Старин.подсвечник ЗОЛОТЫЕ ПЕТУШКИ, бронза, пропильная резьба, Александр III,1880-1890е
Состояние: хорошее
номер лота 880229
Цена
99 890 руб.
1д 2ч. до окончания (03 Декабрь 2024, 22:41:33)
Стоимость доставки оплачивает покупатель
  • Почта России (бандероль/посылка «заказная») 450 руб.
Местоположение: Санкт-Петербург
1 просмотров

РЕДКОСТЬ. РУССКИЙ СТИЛЬ/неорусский, псевдорусский,"петушиный стиль" или "ропетовщина").Старинный ПОДСВЕЧНИК "ПЕТУШКИ",бронза,стилизация русской деревянной пропильной резьбы, Россия, Александр III,1880-1890-е гг. Размеры: высота-24.5см,диаметр основания-10.4см. Вес-900гр.  ПЕТУШКИ- элемент традиционного архитектурного оформления русской избы - их использовали для оформления наверший("Сказка о Золотом петушке" А.С.Пушкина).    СОСТОЯНИЕ на ФОТО,ДОСТАВКА ЛОТА в ДРУГОЙ РЕГИОН-ПОЧТА РОССИИ.                                                                                                       ДЛЯ СПРАВКИ: В конце 1880-х русскую архитектуру ждали серьезные перемены: на авансцену вышла резьба. Раньше ее можно было увидеть только в церквях, жесткие регламенты не позволяли украшать деревянными кружевами здания. Но в 1880-е обязательные проекты отменили. И фасады домов мгновенно преобразились.   ПРОПИЛЬНАЯ (или прорезная)РЕЗЬБА  -составная часть русского народного архитектурного наследия.Пропильная резьба - основная форма декора русского народного жилища второй половины Х1Х-ХХ веков. Но твердо установившегося определения ее до сих пор нет. Ее называют то "выпиловкой", то "кружевной прорезью", то "ажуром"(за ее внешнее сходство с кружевами) , то "силуэтной" или "сквозной резьбой". При всем различии указанных названий в них вкладывается всегда одинаковый смысл, заключающийся в том, что в основе подобной резьбы лежит пропиливание. Поэтому термин "пропильная резьба" наиболее приемлем.                                                                                                           

Ропетовщина (или «петушиный стиль») являлась наиболее оригинальным направлением

русского стиля. Свое название она получила от псевдонима архитектора И. П. Ропета, который

создал его с помощью перестановки слогов в настоящей фамилии Пет-ров. Второе название –

«петушиный стиль» – направление приобрело из-за частого использования декоративных

петушков в оформлении наверший. Создатели ропетовщины, архитекторы В. А. Гартман, А. М.

Горностаев, И. П. Ропет, обратились к традиционным приемам народного деревянного зодчества, а

также к архитектуре теремных построек декоративной отделки в русском кружеве и вышивках.

В архитектуру русской провинции она проникла благодаря усовершенствованию плотницкого

искусства. Во второй половине XIX века в России появилась и нашла широкое распространение 

сквозная пропильная резьба, которая в отличие от долбленой была более дешевой и менее

трудоемкой. Рисунок для пропильной резьбы наносился на доску по трафарету и выпиливается

пилой с узким полотном – «лобзиком».                                                                                                                НЕМНОГО ИСТОРИИ: Доходный дом Басина на площади Островского в СПб:Архитектор Басин, создавая проект собственного доходного дома, не побоялся стилевого несоответствия с уже присутствующими на площади строениями.Веком раньше более значимый для истории архитектор по фамилии Росси создает уголок Петербурга в духе классицизма, а спустя столетие ему на смену приходит дерзкий товарищ, и забив на выстроенные вокруг здания, положив штангенциркуль на гармонию, создает свой шедевр в неорусском стиле(1878-1879гг). Это был вызов для тех времен. Поговаривают, люди были в шоке и позвали царя разобраться в ситуации: «Милый государь, не могли бы вы съездить и посмотреть, а то этот выскочка скоро своими шедеврами весь город засрёт. Видели бы вы, что он выстроил возле театра!».Александр III поехал разбираться, но как только вышел из кареты, то настолько впечатлился увиденным, что не только не наказал архитектора, но и выпустил новый приказ - усилить возрождение национальных традиций. Вот именно после того, как он увидел этот дом, то и заставил всех снова отращивать бороды, а вслед за этим и армию переодел в шаровары с высокими сапогами а-ля рус.Хотя это больше похоже на басни гидов, но Александр III и правда прославился как любитель всего русского и именно с его одобрения русский стиль распространился по всей столице и империи, а пышные здания с резными кокошниками из камня появились не только в Москве, но и даже в Хельсники.  Один из таких до сих пор высится над столицей соседнего государства в виде Успенского собора. Вообще отцом основателем «Петушиного стиля» называют Ивана Ропета. Как бы это смешно не звучало, но отголоски русского стиля в нашем прошлом искал человек, которому не нравилась его максимально русская фамилия Петров, и поэтому он из неё сделал анаграмму, превратив во что-то зарубежное. Так что именитый архитектор не только подарил всему миру баню-«теремок» в Абрамцеве, но и стал главным идейным строителем павильона Русского отдела на Всемирной выставке в Париже, который запомнился  изящными формами и вызывающей надписью «Здесь говорят по-русски».Но если судить исторически, то первое здание с изящными формами столь характерными для псевдорусского стиля появилось чуть раньше и не в Москве! А в Петербурге в 1875 году на Фурштатской улице под номером 20(архитекторы Богомолов и Кене).

 

Ну а потом чертежи нового строения появились и в журнале «Зодчий», и тогда о нём говорилось как о «первом, если не единственном каменном доме, фасад коего скомпонован в русском вкусе; почему мы и опишем его, как первую попытку в таком роде». Кстати, через пять лет напротив него появляется ещё один доходный дом с такими же чудными формами. Оба здания были исполнены по заказу госпожи Зайцевой, а следовательно и вдохновение скорее всего исходило от неё. Возможно именно после этой статьи за штангенциркуль взялся и месье Ропет, который в последствии и был признан мастером этого стиля, характеризовав его вульгарным словом «ропетовщина», но в реалии он грезил такими формами раньше.Каждому из представленных ныне образцов псевдорусского стиля хочется добавить исконно русское слово «терем». Кто-то в облике зданий видит хохломскую роспись, кто-то элементы дымковской игрушки, а кто-то и дворец славного Салтана. В любом случае именно русские оттенки и ничего иностранного, поэтому ему дали название - неорусский.Правда не все современники приняли обращение к истокам должным образом, и, ненавистно шипя, обозвали это псевдорусским стилем в связи с тем, что ничего подобного никогда не было. Все эти элементы лишь русский китч, собранный воедино на радость заморским врагам, и является отражением штампов, поэтому даже подарили ему обидное прозвище - «петушиный стиль».Ну а главным архитектурным сооружением, образцом этого стиля становится заложенный по указу Александра III храм Спас-на-Крови.                                                                                                                                                            АРХИТЕКТОР РОПЕТ-Иван Николаевич Петров (1845 – 1908) родился в семье с весьма скромным достатком, и никак не должен был стать тем, кем он стал. Его отец работал простым мастером на Петергофской бумажной фабрике. Мальчику с детства внушали, что его ждет труд на той же фабрике. Но он рано остался без родителей, и маленького Ваню взял в свой дом его зажиточный дядя, сумевший дать хорошее художественное образование своему племяннику. В благодарность за это Иван изменил свое отчество – стал Павловичем.
А потом и фамилию вывернул наизнанку – Ропет – экзотическая анаграмма самой обычной фамилии Петров.У него рано открылся талант к рисованию, поэтому после школы шестнадцатилетнего Ивана определили в Академию художеств. Там он попал в ученики к Алексею Максимовичу Горностаеву, российскому архитектору, художнику, основоположнику фольклорного направления в архитектуре. Горностаев, кстати, построил Надвратную церковь в Троице-Сергиевой пустыни и Успенский собор в Гельсингфорсе (Хельсинки), один из крупнейших и красивейших православных храмов в Европе.Интересы архитектора были разносторонними. Иван Ропет изучал историю архитектуры, особенно ценил средневековое русское зодчество. Увлекался фольклором. Имел обширные познания в книгопечатании - впоследствии он будет создавать театральные афиши, обложки для книг и журналов, оформит роскошный фолиант "Византийские эмали". Помимо этого будет делать эскизы мебели - разумеется, в своем излюбленном русском стиле, и предметы интерьера. Все, что ни попадается ему, он стремится украсить традиционной русской резьбой.Первую работу Ропета - это была декоративная отделка зала театра в Красном Селе под Петербургом (архитектор Ф.С.Харламов) в 1869 году - заметили и оценили специалисты. Ропет щедро украсил здание деревянными кружевами, что было для того времени неожиданно и смело. Потом Ропет станет применять этот прием часто, и станет большим специалистом по узорам из дерева.«Чем чаще мы смотрим на подобные работы, - писал журнал «Зодчий», - тем более и более убеждаемся, что разработка мотивов древнего, допетровского русского искусства дает нам полное право видеть в них несомненные признаки «русского стиля», потому что произведения эти дышат такою самобытною оригинальностью, что прежняя улыбка сомнения при произнесении слов «в русском стиле» должна исчезнуть сама собою…».Следующей громкой работой Ропета (он победил в конкурсе архитекторов в 1877 году) стал резной деревянный дворец в виде терема XVII века для российского павильона на Всемирной выставке в Париже. У российского павильона, отмечали французские газеты, больше всего посетителей, и это неудивительно: такой красоты еще здесь не видали.Помимо «Дворца» Ропет создал деревянные «Буфет русского отдела» и «Русскую избу». Во всех постройках архитектору удалось отыскать особенные приемы, впоследствии развитые последователями русского стиля. Например, достаточно компактное здание «Буфета» состояло как бы из отдельных срубов, живописно скомпонованных так, что все четыре фасада были совершенно различными, причем каждый имел свой композиционный акцент. Разновысокие объемы «Буфета», увенчанные высокими кровлями, производили впечатление смещенных, нарочитых, и даже неуравновешенных. Но в целом производили сильнейшее впечатление.После парижской выставки имя архитектора стало широко известно за рубежом. Но сказочные терема были временными, и век их был короток. Вряд ли архитектор жалел об этом – он был человеком широкой души, и не оглядываясь назад, шел дальше. Он продолжал свои поиски и в деталях, и в пространственных построениях, создав свой неповторимый почерк – ассиметрию в плане, гармонию в деталях.В 1876–1880 годах Иван Ропет изучал классическую и современную архитектуру во Франции, Италии и других европейских странах, в то же время занимаясь коммерческими проектами.
Совершенно естественно, что после успеха на выставке Ропета приглашают к строительству домов в Петербурге, который зодчий считал своим родным городом.В 1888-м году зодчий строит павильон на Скандинавской выставке в Копенгагене; в 1893-м— русский павильон на Всемирной выставке в Чикаго, в 1896-м — павильон садоводства на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде.
В 1890-м году Ропету поручают строительство каменного здания русского посольства в Токио, а в 1898-м он возводит Народный дом в Барнауле – тоже в русском стиле.Иван Павлович Ропет умер в Петербурге 12 (25) декабря 1908 года, похоронен на Малоохтинском православном кладбище.
Его идеи нашли последователей. Но, как это часто бывает, многие архитекторы стали буквально копировать русские палаты и крестьянские избы или просто подражать большому мастеру. Почтовые и железнодорожные станции, полицейские участки, многочисленные дачные дома – все это часто возводили в ропетовском стиле. При этом стиль мельчал, из «русского» он как-то стал «псевдорусским». «У нас появились мраморные полотенца и кирпичные вышивки... они лягут позорным пятном на наше время» - так высказывались на очередном заседании Общества архитекторов по поводу одной из построек последователя Ропета. Тут-то и появилось слово «ропетовщина».
Но архитектор Ропет тут совершенно ни при чем.

Смотрите другие мои товары
Похожие товары