ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ.В ОГНЕННОМ КОЛЬЦЕ,стихи, илл.,изд.КОММУНИСТ, РКПб, Москва 1918г. АГИТАЦИЯ.ГРАЖД.ВОЙНА

ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ.В ОГНЕННОМ КОЛЬЦЕ,стихи, илл.,изд.КОММУНИСТ, РКПб, Москва 1918г. АГИТАЦИЯ.ГРАЖД.ВОЙНА
Состояние: хорошее
номер лота 736477
Цена
4 440 руб.
3д 7ч. до окончания (09 Май 2024, 08:34:06)
Стоимость доставки оплачивает покупатель
  • Почта России (бандероль/посылка «с объявленной ценностью») 350 руб.
Местоположение: Санкт-Петербург
0 просмотров

ПРИЖИЗНЕННОЕ ИЗДАНИЕ.ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ. В ОГНЕННОМ КОЛЬЦЕ, издание КОММУНИСТ,,скоропечатня Левинсон,МОСКВА,1918г.,48стр.,формат:17.8на13.5см.Состояние на фото,доставка лота в другой регион-почта России. ДЛЯ СПРАВКИ:Его стихи давно не изучают в школе, если только проходят в институте на филологических факультетах как образец творчества представителей литературы начала ХХ века. Но в свое время Демьян Бедный сыграл большую роль в истории Октябрьской Революции и укреплении социалистического строя. ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ(Ефим Алексеевич Придворов,1883-1945)-советский поэт, писатель, публицист и революционный общественный деятель. Член РСДРП(б) с 1912 года, в 1938 году исключён из партии, восстановлен посмертно (1956).Из крестьян.Закончил Киевскую военно-фельдшерскую школу и,впоследствии,поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета(Студентом Демьян числился 10 лет, но университет так и не окончил, намеренно затягивая сдачу экзаменов, потому что по окончании обучения он лишался права жительства в Петербурге, и его ждал неотбытый срок воинской службы в Елисаветграде).Первые стихи Ефима Придворова были опубликованы в 1899 году, они были написаны в духе казённого монархического «патриотизма» или романсовой «лирики».В 1912 году поэт вступил в РСДРП и стал публиковать остросатирические басни в большевистских газетах и журналах: «Правда», «Невская звезда», «Наш путь».В 1914 году с началом Первой мировой войны Демьян был мобилизован в армию и стал фельдшером санитарно-гигиенического отряда. За спасение раненых с поля боя был награждён Георгиевской медалью. В 1915 году переведен в резервную часть (возможно, с учётом «неблагонадёжности»), а позже уволен в запас.Уже с 1912 года он уверенно начал свою литературную биографию, его творчество попало на страницы ведущих на то время большевистских изданий. Из-под пера писателя с живым умом и выразительной речью выходили песни, басни, сатирические фельетоны, стихи. Одной из первых знаменитых стала поэма «Про землю, про волю, про рабочую долю», которая была опубликована как раз в год революции 1917. Затем последовали аналогичные по тематике поэмы, например, «Главная улица». Он смело заявил о себе на литературной и политической арене в 20-ые годы. Большевикам, да и простому народу, настолько пришлось по вкусу его творчество, что всерьез проводилась полемика о необходимости взять поэзию Демьяна Бедного за образец всего советского литературного творчества. О популярности говорит этот факт, что даже появился город, который был назван в честь поэта. Довольно известное поселение в Пензенской области (Спасск), было переименовано в Беднодемьяновск, историческое название города вернулось лишь в 2005 году по указу президента России.После Февральской революции Бедный сотрудничает с большевистской газетой "Известия", а потом и с "Правдой". Басни поэта нравились Ленину, который считал их истинным пролетарским творчеством.В переписке они состояли еще с 1912 года, а в 1917-м познакомились лично. Ленин часто цитировал стихи Бедного во время своих выступлений(Правда, мы знаем, что Ленин не шибко любил поэзию и признавал только те стихи, которые работали на революцию. А Демьян был тут как тут. Он был плодовит, как кролик и чуть не в каждом номере «Правды» появлялись его опусы. Горький считал, что Демьян Бедный «идет за читателем, а надо бы быть немножко впереди»). Поэта даже выдвинули делегатом от большевиков на выборы в Рождественскую думу.Близкое общение с лидером партии выдвинуло Демьяна Бедного в авангард пролетарского искусства.Весной 1918-го он переезжает с советским правительством в Москву, получив квартиру в большом Кремлевском дворце.Во время Гражданской войны он занимается агитационной работой в Красной армии. В стихах тех лет часто превозносит Ленина и Троцкого.Ленин в годы гражданской войны предоставил Демьяну Бедному «индивидуальный вагон», в котором он мог разъезжать по всей стране. Он даже ездил на нем по всем фронтам.Поэт жил насыщенной жизнью: он выступал на митингах, солдатских собраниях и концертах. Во время Гражданской войны Бедный вел агитационную работу среди красноармейцев. В эти годы стало популярным его стихотворение «Проводы», больше известное как военная песня «Как родная меня мать провожала». В 1923 году Демьян Бедный получил орден Красного знамени. Он первым из литераторов РСФСР удостоился этой боевой награды. В сопроводительной грамоте говорилось, что произведения писателя «простые и понятные каждому, а потому и необыкновенно сильные, — зажигали революционным огнем сердца трудящихся и укрепляли бодрость духа в труднейшие минуты борьбы».Наверное, я удивлю вас, если скажу, что предпочитаю Демьяна Бедного большинству советских поэтов. Он без остатка растворяется в естественности своего призвания, чего нельзя сказать, например, о Маяковском, для которого это было только точкой приложения части его сил. На такие явления, как Демьян Бедный, нужно смотреть не под углом зрения эстетической техники, а под углом истории,писал Борис Пастернак.
В 1925 году вышло первое Полное собрание сочинений поэта. В том же 1925 году решено было отнять "индивидуальные" вагоны, потому как слишком многие ими пользовались на халяву. Демьян Бедный немедля нажаловался Сталину. Но, похоже, вагона лишился. Более того, его выселили из Кремля, где он проживал в одном коридоре со Сталиным и Бухариным. После революции Демьян Бедный считался ведущим советским поэтом.Получая огромные гонорары, он зажил, как советский бонза, ходил в этакой шаляпинской шубе из дорогих мехов, и соответственно вел себя. Он любил говорить: «Я сам не из навоза сделанный», «Даже когда я ковыряю пальцем в носу, то это не значит, что я только этим и занят, а не обдумываю, скажем, ответ на «особенное мнение». Библиотека у него была роскошная, это все знали. Когда он мотался по всей России в своем вагоне, то скупал редкие старинные книги. В результате он собрал потрясающую библиотеку, которой с удовольствием пользовался и сам Сталин.После смерти Владимира Ленина в партии началась борьба за главенствующее место в ней. В этом противостоянии Демьян Бедный поддержал Иосифа Сталина. Это помогло поэту остаться на литературной передовой. В этот период он писал стихи на острые политические темы: о победе Советской армии над китайскими милитаристами, строительстве колхозов, антирелигиозной пропаганде. Среди произведений того времени — стихотворения «Нас побить, побить хотели!», «Черта с два!», атеистическое Евангелие «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна».Однако вскоре отношение властей поменялось. В 1930 году фельетоны Демьяна Бедного «Перерва», «Слезай с печки» и «Без пощады» жестко раскритиковал секретариат ЦК КПСС. Сталин, прежде благосклонно относившийся к работе писателя, назвал эти сочинения «клеветой на СССР, клеветой на наш народ». В 1935 году Народный комиссариат внутренних дел обнаружил дерзкие записи Демьяна Бедного о деятелях партии. Через год оперу «Богатыри» по либретто поэта сняли с показа и запретили.Он попал в опалу,из которой вышел только с началом ВОВ. СОВРЕМЕННИКИ о ДЕМЬЯНЕ БЕДНОМ:Современники часто сравнивали Демьяна Бедного и Владимира Маяковского, ведь они стояли у истоков советской поэзии. После Гражданской войны литераторы вместе работали над серией плакатов «Окна РОСТА». Демьян Бедный вспоминал: «Мы с Маяковским так работали, что временами казалось — нас только двое».Маяковский хоть и невысоко ценил художественную значимость творчества Бедного, но уважал его поэтический труд. На выступлении 1927 года в Праге Маяковский сказал: «Революционное государство оценивает развитие искусства… по тому, как искусству удается проникнуть в массы. Демьян Бедный, вероятно, с прежней точки зрения, не является поэтом, но для советского общества, если красноармейцы с его стихами на устах бросались против танков, его поэзия имеет огромное значение». Михаил Булгаков внимательно следил за литературным богоборчеством Демьяна Бедного и даже собирал газетные вырезки его произведений. Некоторые исследователи считают, что диалог Берлиоза и Ивана Бездомного в первой части «Мастера и Маргариты» основан на антирелигиозных высказываниях Бедного. Так, о своей поэме «Новый завет без изъяна от евангелиста Демьяна» поэт писал: «Я взял канонические евангелия, какие они есть, и попытался… показать, что Иисус выглядит совсем иначе, чем принято изображать. Это — первый этап антирелигиозной работы. — «Посмотри, сколь твой бог жалок и омерзителен!» Второй этап. «Ни хорошего, ни плохого бога не было. Выдумка!» ИЗ ДРУГОГО ИСТОЧНИКА:Его стихи давно не изучают в школе, если только проходят в институте на филологических факультетах как образец творчества представителей литературы начала ХХ века. Но в свое время Демьян Бедный сыграл большую роль в истории Октябрьской Революции и укреплении социалистического строя. Но вот понравилась ли ему эта роль, и какие выводы он сделал, увидев результаты революции, в том числе и своего труда, нет однозначных мнений. Да и творчество его не сохранилось целиком — так как он в порыве сжег свои тетради с лирическими стихотворениями, отразившими вторую сторону его натуры. Может, там был подлинный Демьян Бедный? Его история трагична, не внешними событиями — он жил благополучно, но трагична внутренним расколом — когда потребность души к правде и попытка выйти за пределы узкой колеи творчества — агитпропа — была жестко остановлена государством. Он стал актером одной роли на сцене истории, но сохранил свой взгляд на происходящее — что никак не проявилось в его творчестве.Однако его роль в советское время нельзя недооценивать — он был очень популярен благодаря особому стилю своего творчества — народному, понятному — и темам, которые обозначились во время революции 1905-1907 годов. Он продолжил традиции Некрасова, рассказывая о народе и о трудностях его судьбы, обвиняя в этом барство и господ.Как и Маяковского его называли певцом революции. И, как и Маяковский, но значительно позже, он почти сознался в том, что «агитпроп в зубах навяз» и попытался выйти за узкие рамки колеи, куда поместили его творчество. Он попытался привлечь внимание как сатирик к общечеловеческим порокам, выпустив несколько фельетонов о человеческой лени, халатности, из-за которой страдали люди (и это было очевидно). Но его обвинили в антисоветской пропаганде. Демьян Бедный был шокирован таким отношением и открытием. В последние годы он стал позволять себе высказывания, которые взяли на заметку в НКВД, и не был счастлив, наблюдая реальную картину того времени.Крестьянское происхождение Демьяна подсказало ему стихотворные формы, с которыми работал в основном Демьян: это раешник и басня. Эти формы — мужицкие, крестьянские, не пролетарские. Бедный точно уловил нужный облик стихов, чтобы вовлечь в дело революции многочисленное крестьянство земледельческой страны России.После 1917 года Бедный продолжил служить революции. Он не скрывал и даже гордился, что писал по заказу партии, так как свято верил в дело большевиков. Будучи рупором коммунистических идей, он прославлял и клеймил все в соответствии с требованиями партии.С одной стороны его творчество подбадривало людей на новые свершения, подвиги, как например, в стихотворении «Полна страданий наших чаша...» (1920)

Страшнее барской шайки дикой
Нас изнурившая нужда.
Вперед же, воины великой
Единой армии труда!
С другой стороны — большинство его стихов призывали к жестокой расправе с врагами, прославляли беспощадность воинов. Одна из знаменитых демьяновских агиток — стихотворение 1918 года «Проводы», ставшее потом народной песней. Все помнят ее знаменитое начало:

Как родная мать меня
Провожала,
Как тут вся моя родня
Набежала:

А куда ж ты, паренек?
А куда ты?
Не ходил бы ты, Ванек,
Да в солдаты!
Но не все обращают внимание на обещание красноармейца жестоко расправиться с врагом:

Что с попом, что с кулаком -
Вся беседа:
В брюхо толстое штыком
Мироеда!
И такие призывы были практически в каждом стихотворении, где упоминались «враги социализма».
Естественно, как певец революции и социализма, не обошел стороной Демьян и атеистические направления. В основном его главные стрелы были направлены в священнослужителей, но его роль в подрыве русского православия тоже сложно недооценить — его стихи были настолько жесткими, что даже Сергей Есенин выступил с критикой Демьяна, написав гневное стихотворение, которое быстро распространилось по Москве в списках, а позже было напечатано за рубежом. Там были и такие строки:

Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,
Своим пером ты не задел Его нимало —
Разбойник был, Иуда был —
Тебя лишь только не хватало!..
А русский мужичок, читая «Бедноту,
Где «образцовый» труд печатался дуплетом,
Ещё сильней потянется к Христу,
А коммунизму мат пошлёт при этом.
Но рупор идей Демьян Бедный продолжал дело партии.Первые сложности возникли, когда Демьян Бедный попытался переключить внимание людей из народа с внешних «врагов»: буржуев, кулаков, бар, притесняющих крестьянство и пролетариев, к внутренним «врагам» каждого человека, которые мешали строить счастливую жизнь (лень, халатность, безответственность и т.п.). Он написал несколько фельетонов (среди них «Перерва», «Слезай с печки»), которые обращали внимание на недостатки самого рабочего класса. Но фельетоны вызвали резкую критику со стороны партийного руководства, Демьян был обвинен в антисоветских настроениях.О коллективизации Демьян тоже писал немало — он не понаслышке знал, что такое крестьянская жизнь, но твердо вел нужную партийную линию, например, в стихотворении «Диво-дивное, коллективное» (1930) он прославляет преимущества колхозов перед индивидуальным трудом:

Растрепала баба косоньку,
Разомлела от серпа.
Вышла баба жать полосоньку
И нажала... три снопа!
Рядом пахоть — не аршинная!
Трактор весело гудит.
Чудо-силушка машинная
Пашне, явно, не вредит.

Урожаи диво-дивные!
Не узнать: не та земля!
Вот что значит: коллективные,
Обобщенные поля!

Но в то же время, в справке НКВД мы видим такую запись: «В отношении социалистической реконструкции сельского хозяйства Д. Бедный также высказывал контрреволюционные суждения: "Каждый мужик хочет расти в кулака, и я считаю, что для нас исключительно важно иметь энергичного трудоемкого крестьянина. Именно он — настоящая опора, именно он обеспечивает хлебом. А теперь всех бывших кулаков, вернувшихся из ссылки, либо ликвидируют, либо высылают опять... Но крестьяне ничего не боятся, потому что они считают, что все равно: что в тюрьме, что в колхозе"».
Его сын говорил о том, что Демьян Бедный писал и другие стихи — лирику, которую никогда никому не показывал. Только однажды он решился прочитать свои стихи на вечере в кругу друзей. Эти стихи не сохранились, так как в порыве отчаяния Демьян сжег все тетради на глазах у сына: востребовано было только творчество, строго ограниченное рамками политтехнологий.В 1938 году Демьяна Бедного исключили из ВКП(б) за «резко выраженное моральное разложение». Но приняв удар от партии, для которой он работал верно и преданно более 25 лет, во время Великой Отечественной Войны он самоотверженно служил во имя победы, вдохновляя людей своими несложными стихами. Люди их помнили, зачитывали наизусть и находили в них новые силы. Нередко можно было услышать у постели раненых — «ты меня не жалей, сестричка, почитай лучше Демьяна...» Здесь жесткость и жестокость пера Демьяна по отношению к врагам была уместна — этим пафосом непримиримой борьбы жил весь мир.

Смотрите другие мои товары
Похожие товары