ОПЕРНАЯ ПЕВИЦА М.П.ТОБУК-ЧЕРКАСС-ПРЕДСЕДАТЕЛЬНИЦА МУЗЫКАЛЬНО-ИСТ.ОБЩЕСТВА графа ШЕРЕМЕТЕВА 1910е СПб

ОПЕРНАЯ ПЕВИЦА М.П.ТОБУК-ЧЕРКАСС-ПРЕДСЕДАТЕЛЬНИЦА МУЗЫКАЛЬНО-ИСТ.ОБЩЕСТВА графа ШЕРЕМЕТЕВА 1910е СПб
Состояние: хорошее
номер лота 780561
Цена
7 500 руб.
14ч 51мин. до окончания (07 Май 2024, 23:51:31)
Стоимость доставки оплачивает покупатель
  • Почта России (отправление 1 класса) 200 руб.
Местоположение: Санкт-Петербург
1 просмотров

РЕДКОСТЬ.Старинная открытка.Размеры:13.9на8.6см.Состояние на фото,доставка лота в другой регион-почта России.АРТИСТКА,ОПЕРНАЯ ПЕВИЦА(СОПРАНО),жена СТАТСКОГО СОВЕТНИКА М.П.ТОБУК-ЧЕРКАСС,ПРЕДСЕДАТЕЛЬНИЦА МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА и РУКОВОДИТЕЛЬНИЦА ХОРА графа А.Д.ШЕРЕМЕТЕВА.ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦА ПАРТИИ КУНДРИ("ПАРСИФАЛЬ"ВАГНЕРА) в ЭРМИТАЖНОМ ТЕАТРЕ в 1914г.(Николай II лично поблагодарил каждого из главных исполнителей и постановщиков мистерии, "протягивая руку и сказав четырнадцать раз подряд...:"Благодарю за доставленное удовольствие".) В «Петербургской газете» от 16 апреля 1913 года под названием «Музыка как лечебное средство» была опубликована беседа Владимира Михайловича с сотрудником газеты С. Никитиным. В материале сообщалось, что «по инициативе профессора В. М. Бехтерева учреждена комиссия для разработки мер к практической утилизации музыки как лечебного средства» , и отмечалось, что «академик В. М. Бехтерев, учредив уже Психоневрологический и Алкогольный институты, собирается, по-видимому, приняться за сооружение специальной "музыкальной клиники".Продолжение темы «музыкальной клиники» можно найти и в сохранившемся (в ЦГИА Санкт-Петербурга) письме учёному бывшего директора самарских музыкально-вокальных курсов Г. Д. Паппадато. Как сказано автором письма, он исполняет желание Владимира Михайловича и сообщает ему адрес «музыкальной санатории» во Франции, а также делится с ним своими соображениями о возможностях лечения звуками и музыкой в «Музыкальной лечебнице».В публикации «Музыка как лечебное средство» В. М. Бехтерев высказывает свою точку зрения на возможности музыки влиять на психическую и соматическую сферу.Указывая на способность музыки тонизировать и успокаивать, Владимир Михайлович отмечает важность специализации музыки для каждого конкретного заболевания. Для решения этого вопроса он считал необходимым объединить усилия представителей различных областей знаний. Понимая всю сложность данного проекта в организационно-исследовательском плане, В. М. Бехтерев высказывался о возможности использования для этих целей созданного им Психоневрологического института. Оптимизм учёного, видение им перспективы познаваемости данной области и возможностей практического использования музыки в качестве лечебного средства выражаются в его утверждении о том, что «скоро или нет всё это осуществится, но во всяком случае можно с уверенностью сказать, что у музыкального лечения -большая будущность».Из данного газетного интервью можно узнать и о составе созданной B.М. Бехтеревым комиссии. В неё вошли доктора Л. М. Пуссеп и C.Е. Михайлов, русский композитор и музыкальный критик М. М. Иванов, теоретик музыки и музыкальный критик Л. А. Саккетти, председательница Музыкально-исторического общества и руководительница хора графа А. Д. Шереметева оперная певица (сопрано) М. П. ТОБУК-ЧЕРКАСС. В 1910 году при участии М. П. Тобук-Черкасс и графа Шереметева было создано Музыкально-историческое общество, которое поставило своей задачей устройство бесплатных лекций-концертов по истории музыкального искусства и осуществление оперных постановок. Помимо этого,граф А. Д. Шереметев принимал участие в деятельности Психоневрологического института В. М. Бехтерева в качестве председателя Попечительского комитета, давал благотворительные концерты. МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО графа А. Д. Шереметева — любительские оркестр и хор, существовавшие в 1910—1916 гг. в Санкт-Петербурге по инициативе и под руководством мецената и музыканта-любителя графа Александра Дмитриевича Шереметева. Шереметев зачастую вставал за дирижёрский пульт лично, в остальных случаях дирижировал художественный руководитель общества Александр Хессин. Репетиционной площадкой Общества был дом на углу Невского проспекта и Большой Морской улицы (ныне Невский пр-т, дом 16). Программы Общества зачастую носили концертно-лекционный характер и были общедоступными: билеты были бесплатными или очень дешёвыми.Оркестр графа Шереметева пользовался в Петербурге репутацией вполне профессионального и мобильного коллектива. Он не только удостаивался чести выступать в зале Дворянского собрания, но и, начиная с 1910-х годов, после учреждения Музыкально-исторического оБщества, давал концерты регулярно - два раза в неделю. О том, каковы были творческие возможности этого коллектива, можно судить по программам симфонических вечеров Общества, в которых помимо классической музыки нередко звучали новейшие сочинения - малоизвестные или вовсе незнакомые в столице, отнюдь не легкие для исполнения произведения Сен-Санса, Сибелиуса, Р. Штрауса, Римского-Корсакова, Глазунова, Аренского, Черепнина и других современных композиторов. Однако наиболее яркая страница в историю Общества была вписана 3 января 1914 г. (21 декабря 1913 г. по юлианскому календарю), когда его оркестр, хор и солисты вместе со специально приглашённой из Парижа Фелией Литвин (в партии Кундри) представили российскую премьеру оперы Рихарда Вагнера «Парсифаль». Граф ШЕРЕМЕТЕВ, АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ(1859-1931)-русский меценат и музыкант-любитель. Внук Николая Шереметева и певицы Прасковьи Жемчуговой. Владелец усадеб Высокое, Ульянка и Александрино,особняка ( см пост "Особняк графа Шереметева в Петербурге" ) Потомок древнего боярского рода Александр Дмитриевич Шереметев с молодых лет имел два пристрастия — музыку и пожарное дело.Он организовал образцовые пожарные команды в своих имениях — Высокое и Ульяновка. За постоянный интерес к пожарному делу его называли "брандмейстерский или брандмайорский граф". Он даже устроил с Государем так, — писал племянник "брандмейстерского графа" Н. С. Шереметев, — что если он был на каком-нибудь приеме или бале в Зимнем Дворце, а где-нибудь в Петербурге был пожар, его сейчас же уведомляли. Он тогда бросал все, переодевался в пожарный костюм и в коляске или автомобиле несся на пожар".Приезжая в Хмелиту, у него всегда в коляске были каска, мундир и какие-то багры и секиры. Мой отец его дразнил: „Ты, Саша, пожарную машину и лестницу дома забыл“».Окончил Пажеский Его Императорского Величества корпус.
В 1889—1894 гг. адъютант главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного округа, в 1894 г. шталмейстер двора, с 1899 г. офицер для особых поручений при Военном министерстве. Флигель-адъютант (1902). Генерал-майор свиты (1909) Учился музыке у Теодора Лешетицкого (фортепиано), Ивана Мельникова (вокал), Василия Вурма (корнет-а-пистон). В 1882 г. основал частный оркестр, который с 1898 г. начал давать «народные» (общедоступные) симфонические концерты. В 1908 году пожертвовал 20 000 рублей на учреждение стипендий имени Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. В 1910—1916 гг. возглавлял в Санкт-Петербурге Музыкально-историческое общество, концерты которого составляли заметное дополнение к музыкальной жизни российской столицы: оркестр общества, в частности, познакомил публику с произведениями таких композиторов, как Ян Сибелиус и Рихард Штраус, а 21 декабря 1913 (3 января 1914) в обществе по инициативе Шереметева была представлена российская премьера оперы Рихарда Вагнера «Парсифаль» с приглашённой из Парижа Фелией Литвин в партии Кундри. По инициативе Шереметева в Петербурге были установлены мемориальные доски Александру Даргомыжскому, Милию Балакиреву, Александру Серову и Модесту Мусоргскому, проводился всероссийский сбор средств на памятник Чайковскому. В 1901—1917 гг. начальник Придворной певческой капеллы. ИЗ ДРУГОГО ИСТОЧНИКА:Инициатива первого представления "Парсифаля" в Петербурге, которое явилось и российской премьерой мистерии, принадлежала графу Шереметеву. Происходивший из знаменитой дворянской династии, Александр Дмитриевич Шереметев (1859 - 1931), подобно своим предкам, известным меценатам в области науки и искусства, оставил свой след в истории русской культуры конца XIX - начала ХХ века. Блестящий флигель-адъютант, состоявший при дворе императора Николая II, удостоенный звания генерал-майора, он всю жизнь был одержим страстью к музыке. Воспитанник Пажеского корпуса усердно овладевал различными музыкальными профессиями, обучаясь игре на фортепиано у профессора Ф.О. Лешетицкого, на корнет-а-пистоне у профессора В.В. Вурма, занимаясь вокалом у солиста Мариинского театра И. А. Мельникова. Но если для большинства русских дворян занятия музыкой были нормой их воспитания, а музицирование не выходило за рамки светского времяпровождения, то для А.Д. Шереметева увлечение музыкальным искусством составляло содержание и смысл жизни. Его любовь к музыке была в высшей степени деятельной - и это не оставалось незамеченным современниками. Один из них писал на страницах газеты "Новое время": "Из родовитой аристократии всего мира граф А.Д. Шереметев единственный, фактами доказавший свою любовь к музыкальному искусству, свое влечение к нему".Усилиями Шереметева и на его средства в Петербурге были организованы симфонический и духовой оркестры, за дирижерским пультом которых нередко появлялся их патрон. Следуя по пути прадеда П.Б. Шереметева, основателя прославленной певческой капеллы, Александр Дмитриевич создаст церковный хор, для которого напишет несколько духовных сочинений. Он также заложит традицию народных концертов, позже переименованных в Общедоступные, чрезвычайно популярных у петербуржцев. На базе Общедоступных симфонических концертов, графских хора и оркестра в 1910 году возникло Музыкально-историческое общество графа Шереметева. С честью выполняя взятые на себя обязательства благотворительности и музыкального просветительства, оно просуществовало до 1916 года. Силами этого общества была осуществлена и первая русская постановка "Парсифаля", состоявшаяся в Петербурге на сцене Народного дома императора Николая II 3 января 1914 года (21 декабря 1913 года ст.ст.).Граф Шереметев, человек глубоко религиозный, был давним и страстным приверженцем вагнеровской мистерии. Долгие годы вынашивая идею постановки этого сочинения, он еще в феврале-марте 1906 года первым в Петербурге в рамках своих Общедоступных концертов исполнил "Парсифаль" в трех симфонических вечерах, выступив в роли дирижера. "... пусть ... критики возмущаются, что "Парсифаль" шел под управлением "любителя". Победа останется за Вами, и первое исполнение "Парсифаля" будет вписано неизгладимыми буквами в историю музыки России", - воздавая должное заслуге исполнителя, писал графу восторженный корреспондент. В концертном варианте и по-прежнему в трех симфонических собраниях "Парсифаль" под руководством Шереметева прозвучал еще раз в январе-марте 1913 года в ознаменование 100-летия со дня рождения Вагнера. И вновь критика признала, что эта "столь ответственная задача... была выполнена графом Шереметевым с хорошими результатами". Такая оценка звучит для нас тем более убедительно, что она принадлежит одному из наиболее авторитетных петербургских музыкантов, строгому и ответственному в своих высказываниях критику Виктору Вальтеру.Премьеру сценического представления "Парсифаля" первоначально назначили на 1 января 1914 года (19 декабря 1913). Эту дату выбрали не случайно. Согласно постановлению рейхстага Байройт пользовался особыми прерогативами в отношении "Парсифаля": для этого сочинения был установлен 30-летний срок охраняемого законом авторского права наследников (причем, неполный год со дня смерти композитора засчитывался как полный). 13 февраля 1913 года минуло три десятилетия со дня кончины Вагнера, а это означало, что с 1 января 1914 года Байройт лишался исключительного права на последнее вагнеровское творение, и "Парсифаль" отныне становился всеобщим достоянием.Приурочив первое представление мистерии ко дню, когда истекал срок действия байройтской монополии на это сочинение, Шереметев рассчитывал стать одним из первых исполнителей-постановщиков "Парсифаля". Но обстоятельства распорядились по-иному. Из-за болезни Фелии Литвин, приглашенной из Парижа на партию Кундри, премьеру пришлось отложить на два дня, и Петербургу "Парсифаль" был представлен лишь 3 января 1914 года.Премьеру готовили долго и тщательно. Основной груз подготовительной работы лег на Александра Хессина, художественного руководителя и главного дирижера Музыкально-исторического общества. Талантливый музыкант, ученик Никиша и Моттля, он не раз посещал Байройт и был хорошо знаком с немецкой традицией. Однако одних только знаний и таланта Хессина здесь явно недоставало: освоение "Парсифаля" давалось артистам нелегко. "Оркестр... и хор с трудом справлялись с... трудностями (сочинения - М.М.), а солистам не хватало, помимо профессионального законченного мастерства, необходимой общей культуры. Мне пришлось работать не покладая рук", - спустя годы вспоминал дирижер-репетитор. Задолго до премьеры, в октябре 1913 года, музыкальный материал мистерии был выучен, и в распоряжении постановщиков оставалось еще немало времени для сценической работы.Музыкальная сторона исполнения удовлетворила не только публику, но и взыскательную критику.Весьма противоречивое впечатление оставила всегда великолепная Фелия Литвин-Кундри. Не устраивало, в первую очередь, драматическое решение роли. Всемирно прославленная певица, неподражаемая Брунгильда и Изольда, она, увы, мало соответствовала загадочно-демоническому образу девы-обольстительницы. Литвин неизменно покоряла слушателей своей редкостной вокальной природой, феноменальным голосом чарующей красоты и большой силы, своей музыкальностью, органичностью, подкупающей естественностью. Добавим к этому ее высочайший профессионализм, глубокую и тонкую культуру. Однако, Фелия Литвин была прежде всего величайшей певицей, а уже потом - драматической актрисой. Ее возможности порой ограничивали недостатки фигуры. Манера сценического поведения певицы, почти лишенная движения, мимики, была образцово статичной. Прибегавшая лишь к пластике немногословных жестов, сдержанная и эпически величавая Фелия Литвин, являвшая собой на сцене ожившую античную статую, едва ли убеждала в образе чувственно-эротичной, изменчивой, порывистой вагнеровской героини...И все же, несмотря на все очевидные недочеты, первый петербургский "Парсифаль" состоялся и был принят зрителем и критикой. Последняя единогласно признала "трудами и заботами Шереметева слаженную всероссийскую премьеру "Парсифаля" ... крупнейшим и действительно выдающимся событием музыкального сезона", которое "не будет позабыто историей русского музыкального просвещения".После пятого представления вагнеровской мистерии на сцене Народного дома спектакль в марте-апреле 1914 года несколько раз был дан в Эрмитажном театре.Эта постановка внешне почти не отличалась от предшествовавшей. Можно было лишь заметить специально созданные для Эрмитажного театра новые декорации (художники С.Н. Воробьев и К.П. Цывгинцев), которые, если верить очевидцам выглядели более оригинальными и художественно выразительными.Новые краски привнесла в спектакль и исполнительница партии Кундри М.П. ТОБУК-ЧЕРКАСС. Респектабельная дама, жена статского советника, особа чрезвычайно деятельная, энергичная и настойчивая, она не только выполняла обязанности члена дирекции, постоянного председателя Музыкально-Исторического Общества, но и выступала в качестве солистки, рискнув, наконец, испытать свои возможности в вагнеровской мистерии. Рецензенты воздали ей должное за смелость, признав "вполне достойной и своеобразной исполнительницей этой партии", удивляющей "богатством своего вокального материала и умением им прекрасно распоряжаться".Торжественный премьерный показ "Парсифаля" в Эрмитажном театре почтил своим присутствием император Николай II, сопровождаемый всей свитой, дипломатическим корпусом и видными сановниками. Государь, должно быть, остался вполне удовлетворенным представленным в его честь спектаклем. В антракте, как вспоминал свидетель, Николай II лично поблагодарил каждого из главных исполнителей и постановщиков мистерии, "протягивая руку и сказав четырнадцать раз подряд...:"Благодарю за доставленное удовольствие".

Смотрите другие мои товары
Похожие товары