Исаак Левитан (1860—1900) У Омута Этюд картина ,бумага смешанная техника.1890г.Размер 512 * 383мм.

Исаак Левитан (1860—1900) У Омута Этюд картина ,бумага смешанная техника.1890г.Размер 512 * 383мм.
Состояние: оригинал
номер лота 847695
Цена
4 500 000 руб.
1нед 5д 5ч. до окончания (16 Май 2024, 11:06:09)
Стоимость доставки оплачивает покупатель
  • При встрече Бесплатно
Местоположение: Орел
8 просмотров

«У о́мута» — пейзаж русского художника Исаака Левитана (1860—1900), оконченный в 1892 году. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве (инв. 1484). Размер — 150 × 209 см(по другим данным, 151,5 × 212 см). На переднем плане полотна изображены мостки, переходящие в брёвна плотины, справа от которой находится омут. На другой стороне реки продолжается узкая тропинка, которая, огибая прибрежные кусты, ведёт в сторону тёмного сумеречного леса. Левитан начал работу над картиной в 1891 году в Тверской губернии, используя в качестве натуры пейзаж у реки Тьмы в окрестностях села Берново. Зимой 1891/1892 года художник продолжил работу над картиной в Москве, а в феврале 1892 года она была представлена на 20-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в Санкт-Петербурге. Прямо с выставки полотно было приобретено у автора Павлом Третьяковым, по согласованию с которым Левитан позднее доработал изображение водной поверхности, используя этюды, написанные им летом 1892 года во Владимирской губернии.

Картина «У омута» является одним из трёх самых больших по размеру произведений художника — наряду с полотнами «Над вечным покоем» (1894) и «Озеро» (1899—1900). Вместе с двумя другими произведениями первой половины 1890-х годов — «Над вечным покоем» и «Владимиркой» (1892) — картину «У омута» иногда объединяют в так называемую «мрачную» или «драматическую» трилогию Левитана.

Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов считал произведение «У омута» «первым опытом на пути создания национального образа в пейзаже»и называл его «одним из выдающихся полотен в передвижнической пейзажной живописи», в то же время отмечая, что эта картина «не является бесспорной удачей» Левитана. Искусствовед Григорий Стернин писал, что размер полотна и «несколько драматизированная характеристика предметно-цветовой среды» свидетельствуют о том, что одной из целей автора было «создание эпического зрелища, не лишённого элементов сказочной театрализации». Картина «У омута» была задумана и начата в 1891 году, когда Исаак Левитан жил в деревне Затишье Старицкого уезда Тверской губернии (ныне на территории Старицкого района Тверской области). Его сопровождала художница Софья Кувшинникова, а пригласила их провести летнее время в тверских краях Лика Мизинова, которую Левитан хорошо знал как близкую подругу Марии Павловны, сестры Антона Павловича Чехова. Левитан и Кувшинникова прибыли в те края в мае. В письме к Антону Чехову от 29 мая 1891 года художник писал: «Пишу тебе из того очаровательного уголка земли, где всё, начиная с воздуха и кончая, прости господи, последней что ни на есть букашкой на земле, проникнуто ею, ею — божественной Ликой!»В том же письме Левитан сообщал, что поселился вблизи усадьбы Николая Павловича Панафидина (дяди Лики Мизиновой), и писал, что выбрал место не вполне удачно: «В первый мой приезд сюда мне всё показалось здесь очень милым, а теперь совершенно обратное, хожу и удивляюсь, как могло мне всё это понравиться». В июне настроение у Левитана улучшилось, и он написал Чехову: «С переменой погоды стало здесь интересней, явились довольно интересные мотивы».

Недалеко от Затишья, в селе Берново, у реки Тьмы было расположено имение Анны Николаевны Вульф,которая унаследовала его от своего отца, Николая Ивановича Вульфа, скончавшегося в 1889 году. Левитану понравился пейзаж омута у старой развалившейся мельницы, и он начал делать карандашный набросок. Увидев, что́ он рисует, хозяйка имения рассказала ему предание, которое якобы вдохновило Александра Сергеевича Пушкина на написание драмы «Русалка». История была связана с временами, когда владельцем Бернова был дед Анны Николаевны, Иван Иванович Вульф. Описания этого предания у разных авторов несколько отличаются друг от друга. По одному источнику, Иван Иванович, несмотря на то, что был женат и имел пятерых детей, отбирал себе для развлечений крепостных девушек. В одну из молодых крестьянок, которую перед этим присмотрел себе барин, влюбился его слуга-камердинер и обручился с ней. Когда Иван Иванович про это узнал, он разгневался и повелел отдать своего слугу в рекруты. Зная, что после этого ничто не спасёт её от барских домогательств, девушка утопилась в омуте.В другом варианте слуга был не камердинером, а конюхом, а девушку звали Наташей, и была она дочкой мельника. Молодые люди полюбили друг друга, и Наташа ждала ребёнка. Когда слух об этой тайной любви дошёл до барина, конюх был высечен до полусмерти и затем отдан в солдаты, а его любимая с горя утопилась. Левитана рассказ Анны Николаевны Вульф очень взволновал. С чувством тревоги он ходил у плотины, возвратился туда же и на следующий день. Постепенно он пришёл к мысли о том, чтобы написать картину.Софья Кувшинникова вспоминала: «Сделав маленький набросок, Левитан решил писать большой этюд с натуры, и целую неделю по утрам мы усаживались в тележку — Левитан на ко́злы, я на заднее сиденье — и везли этюд, точно икону, на мельницу, а потом так же обратно. Затем с моим отъездом в Москву Панафидины предложили Левитану перебраться к ним, в Покровское, и тут в отведённом ему под мастерскую большом зале он написал свою картину».

Действительно, после того как в августе Кувшинникова уехала в Москву, Левитан перебрался в Курово-Покровское — в имение, владельцами которого были Николай Павлович Панафидин и его жена Серафима Александровна.Главный дом имения изображён на этюде Софьи Кувшинниковой «Дом в Курово-Покровском» (1891), хранящемся в Тверской областной картинной галерее.Для работы хозяева предоставили Левитану просторную столовую с пятью окнами.Кувшинникова так описывала пребывание художника в имении Панафидиных: «За Левитаном ухаживал и заботился весь дом, куда съезжалось более двадцати человек родни. Все располагали своё время соответственно занятиям Левитана». В благодарность за гостеприимство той же осенью Левитан написал портрет Николая Панафидина (ныне в Тверской областной картинной галерее), на котором изобразил хозяина дома сидящим в кресле. Исследователи творчества Левитана полагают, что в имении Панафидиных художник писал один из этюдов к картине «У омута», а основное полотно создавалось им зимой 1891/1892 года в Москве. В начале 1892 года картина «У омута» была закончена. Она экспонировалась на 20-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся 23 февраля 1892 года в Санкт-Петербурге, а в апреле того же года переехавшей в Москву. Петербургская часть выставки проходила в здании Императорской Санкт-Петербургской академии наук, а московская — в помещении Московского училища живописи, ваяния и зодчества.На выставке были представлены и другие произведения Левитана — «Октябрь» (1891, ныне в Самарском областном художественном музее), а также «Осень» и «Лето» (местонахождение неизвестно).Тем не менее «главной и наиболее значительной» из экспонированных Левитаном на этой выставке работ была картина «У омута».Полотно сразу же привлекло к себе внимание. Художник-пейзажист Александр Киселёв в письме к живописцу Григорию Ярцеву сообщал, что «Левитан просто чудо как силён в новой картине „Омут“».С другой стороны, Илья Репин писал Павлу Третьякову, что «Левитана большая вещь» ему не понравилась — «для своего размера совсем не сделана», «общее недурно и только».

В московской и петербургской прессе появился ряд публикаций, где обсуждалась картина «У омута». В целом отзывов было значительно меньше, чем по поводу «Тихой обители», экспонировавшейся годом раньше (на 19-й передвижной выставке), и общий тон комментариев был сдержаннее, причём среди них встречались и вовсе неодобрительные.Анонимный автор статьи «Выставка картин передвижников», опубликованной в «Петербургской газете» (№ 53 от 24 февраля 1892 года), обсуждая «очень сильную вещь» кисти Исаака Левитана «У омута», писал, что полотно, изображающее взятую прямо с натуры «разорённую мельницу в лесистой местности», «на известном расстоянии положительно увлекает зрителя своей правдивостью». В газете «Московские ведомости» (№ 105 от 17 апреля 1892 года) историк и публицист Владимир Грингмут отмечал, что в техническом отношении картина «У омута» выглядит несколько лучше других представленных на выставке произведений Левитана, поскольку «брёвна и вода очень натуральны, но зелень на заднем плане не написана, а намалёвана». В статье, напечатанной в газете «Новости дня» (№ 3187 от 8 мая 1892 года), писатель и критик Николай Александров писал, что картина «У омута» представляет собой «чисто профессорское произведение» — по его мнению, «она широко, свободно написана; она полна гармонии в тонах; но она не трогает зрителя; она, точно этюд, даёт только намёк на мотив, но не действует на нашу душу захватывающе неотразимо, как действует сама природа и как обязательно должно действовать художественное творчество».

В том же 1892 году, прямо с выставки, картина была приобретена у автора Павлом Третьяковым за три тысячи рублей. Вскоре после этого Павел Михайлович попросил художника поработать над изображением воды на переднем плане — возможно, что одной из причин послужил не вполне положительный отзыв Репина. В письме к Третьякову от 13 мая 1892 года Левитан сообщал: «Не подумайте, что я забыл Вашу просьбу и моё собственное сознание исправить воду в моём „У омута“. Я не решался переписывать его до той поры, пока не проверю этот мотив с натурою. Теперь напишу несколько мотивов воды и в конце мая приеду в Москву и начну переделывать картину».

Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов высказывал предположение, что именно при этой переделке картины Левитан датировал её 1892 годом, поскольку вариант, представленный в феврале на передвижной выставке, скорее всего, был готов ещё в конце 1891 года. Более того, наличие этюдов с изображением воды, использованных Левитаном при доработке полотна, вызвало споры о том, где же на самом деле находится место, запечатлённое на картине.

Писатель и искусствовед Владимир Прытков, автор биографии художника, сообщал, что эти более поздние этюды были написаны Левитаном летом 1892 года во Владимирской губернии, когда он жил в имении Городок, расположенном недалеко от станции Болдино Московско-Нижегородской железной дороги. По свидетельству краеведа Николая Соловьёва, Левитан писал эти этюды у реки Липни (по-видимому, имеется в виду Большая Липня), в окрестностях села Аббакумово (ныне в пределах города Костерёво).Основываясь на этих подробностях, Прытков пришёл к выводу, что, как и более раннее полотно Левитана «Тихая обитель», картину «У омута» можно рассматривать как «синтетический пейзаж», содержащий в себе комбинацию впечатлений художника от разных мест.Алексей Фёдоров-Давыдов не согласился с этим заключением, полагая, что эти этюды, сделанные в другом месте, были использованы Левитаном только для доработки изображения воды, что «не меняло характера образа пейзажа, который есть не что иное, как в определённом смысле истолкованная художником, но всё же натура».

В конце августа 1892 года 20-я передвижная выставка продолжила своё путешествие по другим городам Российской империи, которое завершилось в конце февраля 1893 года. За это время выставка побывала в Харькове (в августе — сентябре), Полтаве (в октябре), Елисаветграде (в ноябре), Одессе (в ноябре — декабре), Кишинёве (в декабре — январе) и Киеве (в январе — феврале).Рецензенты ряда выходивших в этих городах изданий подвергли критике картину «У омута». Автор статьи в одесской газете «Новороссийский телеграф» (№ 5636 от 6 декабря 1892 года) писал: «Режет глаза тремя брёвнами запруды картина г. Левитана „У омута“; так бьют в глаза эти брёвна, что, кроме них, вы уже ничего не видите». Рецензент киевской газеты «Киевлянин» (№ 48 от 17 февраля 1893 года), писавший под псевдонимом «Дилетант», признавал, что «сам омут изображён очень правдиво», но при этом отмечал, что «погоня за „впечатлением“ и тут сослужила художнику плохую службу, заставив его нарисовать на заднем плане неестественно мрачную и грубую чащу, а вверху такие же облака для усугубления того же мрачного колорита».

Впоследствии картина «У омута» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на персональных выставках Левитана, состоявшихся в 1938 году в Государственной Третьяковской галерее и в 1939 году в Государственном Русском музее в Ленинграде, а также на юбилейной, посвящённой 100-летию со дня рождения художника выставке, проходившей в 1960—1961 годах в Москве, Ленинграде и Киеве (картина участвовала только в московской и ленинградской частях экспозиции). В 1971—1972 годах картина принимала участие в приуроченной к столетию ТПХВ выставке «Пейзажная живопись передвижников», проходившей в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве (экспонировалась только в Москве). Она также входила в число экспонатов юбилейных выставок к 150-летию со дня рождения Левитана, проходивших в корпусе Бенуа Государственного Русского музея (с апреля по июль 2010 года) и в Новой Третьяковке на Крымском Валу (с октября 2010 года по март 2011 года).

Во время юбилейной выставки Левитана, проходившей в 2010—2011 годах в Москве, был проведён социологический опрос посетителей экспозиции. Согласно результатам этого опроса, картина «У омута» оказалась на первом месте среди наиболее понравившихся зрителям произведений художника, опередив расположившиеся на втором и третьем местах полотна «Над вечным покоем» (1894, ГТГ) и «Март» (1895, ГТГ).

В Государственной Третьяковской галерее находится одноимённый рисунок-эскиз картины «У омута» (бумага или картон серый, графитный карандаш, 32 × 48 см, инв. 2651). Другой одноимённый эскиз находится в частном собрании (бумага, акварель, тушь, сепия, 16 × 27 см).

Кроме этого, в Государственной Третьяковской галерее есть одноимённый этюд для картины «У омута» (картон, масло, 25,3 × 33 см, инв. Ж-1062).До 1910 года он находился в собрании художника и коллекционера Н. В. Челищева, а затем — у московского коллекционера Г. М. Голковского, который передал его в дар Третьяковской галерее в 1985 году.

Ещё один одноимённый этюд находится в частном собрании (холст, масло, 59 × 90 см).По-видимому, это тот самый этюд, который находился в собрании Е. В. Ляпуновой и экспонировался на выставке 1960—1961 годов, посвящённой 100-летию художника.

Этюд……….. год 1890.Плэнер художника.

Размер с рамкой 51,2 на 38,3 без рамки полотно сам холст
49,8 на 36,1. В ПРОДАЖЕ! требуется экспертное.

Смотрите другие мои товары
Похожие товары