Старин.ПОДВЕСНАЯ ИКОНА/евлогия:РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО,ПЕРЛАМУТР резьба рельефная и просечная ВИФЛЕЕМ 19в

Старин.ПОДВЕСНАЯ ИКОНА/евлогия:РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО,ПЕРЛАМУТР резьба рельефная и просечная ВИФЛЕЕМ 19в
Состояние: хорошее
номер лота 863064
Цена
49 650 руб.
2д 22ч. до окончания (05 Май 2024, 00:02:02)
Стоимость доставки оплачивает покупатель
  • Почта России (бандероль/посылка «заказная») 300 руб.
Местоположение: Санкт-Петербург
4 просмотров

РЕДКОСТЬ.Старинная подвесная икона(евлогия): РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО, перламутр,резьба рельефная,резьба просечная,гравировка, ВИФЛЕЕМ, 19 век.Описание: Икона овальная, с выступом, образующим оглавие. На лицевой стороне рельефное изображение Рождества Христова: в центре лежащий в яслях запеленатый Младенец, по сторонам – коленопреклоненные Мария и Иосиф, за ними, на фоне – контурное изображение голов двух волов. Вверху – исходящий из сегмента луч света и звезда в виде цветочной розетки(иерихонская роза). Размеры: высота-10.5см,ширина-8см. СОСТОЯНИЕ на ФОТО, ДОСТАВКА ЛОТА в ДРУГОЙ РЕГИОН-ПОЧТА РОССИИ.На память о совершенном паломничестве по святым местам люди еще издревле приносили домой святыни, или, по-гречески, — евлогии. Эти памятные предметы паломники покупали или получали в многочисленных православных монастырях как благословение, как дарование божественной милости человеку. Всю жизнь их бережно сохраняли в красном, святом углу дома, под иконами, к ним с благоговением прикладывались, призывая на помощь святых угодников Божьих, когда в семейство приходила беда и наступали особо трудные и горестные времена. Их передавали из поколения в поколение во славу будущего века. Среди евлогий XVIII–XIX веков наиболее характерными и популярными были резные подвесные и нагрудные иконы из перламутра с изображениями композиций на евангельские темы. Привезённые паломниками на родину, в Россию, из Святой Земли и с Афона, они жертвовались в храмы и в монастыри в качестве привесов на чудотворные и чтимые иконы, хранились в молельной комнате или в красном углу дома, передавались из рода в род, являлись предметами личного благочестия и семейными реликвиями. Перламутровые иконы-раковины — подлинные евлогии Святой Земли, освященные в храме Гроба Господнего.Паломнические святыни высокого художественного уровня изготавливались в мастерских монастырей и храмов. Раковины для изготовления паломнических реликвий добывались в Персидском заливе, Красном море и Тихом океане. Они имели различные цветовые оттенки, но особенно ценился ослепительно белый перламутр с тончайшими переливами цвета.ЕВЛОГИЯ- [греч. εὐλοϒία - благословение], в христианской традиции одно из возможных наименований получивших благословение хлеба,воды,елея, а в некоторых случаях - сосудов, их содержащих, или иных святынь (небольших икон,крестиков и т.д.), раздаваемых в память о посещении монастырей или совершении паломничеств. ДЛЯ СПРАВКИ:Современное русское название «перламутр» происходит от немецкого слова «perlmutter», означающего «мать, производительница жемчуга». Ранее в России его просто называли «раковина». Перламутр — это внутренний слой раковины—жемчужницы, состоящий из мельчайших пластинок минерала арагонита, разделенных воздушными прослойками. Проходя через них свет отражается и преломляется другими кристаллами, создавая при этом эффект радужных переливов. В XVIII — XIX веках центрами производства перламутровых христианских реликвий на востоке являлись Иерусалим и Вифлеем (Палестина). Кстати, очевидец, наблюдавший процесс резьбы по перламутровой ра­ковине в 1820-е годы, отмечал, что палестинские ма­стера не наносили подготовительного рисунка.Как давно в сирийско-палестинском регионе стали производить такие иконы — точно неизвестно. В ли­тературе упоминаются произведения XVII века, в кол­лекциях некоторых музеев хранятся предметы, дати­руемые XVIII веком. Основной же массив относится к XIX веку, что обусловлено развитием самого ремес­ла и историей паломничества русских людей «...ко го­роду Иерусалиму, Святой святыни помолитися, Гос­подню гробу приложитися, во Ердань-реки искупатися».
В 1847 году Россия для охраны православия в Святой Земле учредила в Иерусалиме Русскую духов­ную миссию, в 1882 году было создано император­ское Православное палестинское общество, в задачу которого входило облегчить отечествен­ным паломникам путешествие в Па­лестину, поскольку оно было не только трудным, но и опасным. Благодаря обществу в конце XIX века число богомольцев достиг­ло почти двадцати тысяч в год.Вполне понятно желание странников привезти домой какое-либо вещественное свидетельство пережитых впечатлений.В эпоху христианства раковина считалась символом Марии, выносившей, подобно драгоценной жемчужине, в своем чреве Христа. Как олицетворение водной стихии, раковина воспринималась также и символом Крещения. Поэтому перламутровые раковины с полным основанием можно назвать «историческим» материалом для икон с изображением сцен Рождества Христова, Крещения Господнего, Вознесения. Именно иконы-раковины с такими сюжетами и преобладают среди общей массы подобных изделий.Сюжет играет немаловажную роль в атрибуции перламутровых икон-раковин, он может служить косвенным указанием на место изготовления произведения. Топографически «Рождество Христово» и «По­клонение волхвов и пастырей» связаны с ВИФЛЕЕМОМ, «Благовещение» — с Назаретом, «Воскресение Гос­подне» — с Иерусалимом, «Тайная вечеря», «Возне­сение Христово», «Успение Богоматери», «Крещение» — с окрестностями Иерусалима.
Крупнейшими центрами как паломничества, так и сувенирного ремесла были два самых известных го­рода Палестины — Иерусалим и Вифлеем. И если по количеству святынь первенство, безусловно, было у Иерусалима, то Вифлеем можно назвать перламутро­вой столицей Палестины."Палестинские иконы более пластичны. Неглубокая, малозаметная гравировка играет второстепенную роль. Зачастую достаточно выпуклые фигурные изображения соседствуют с ажурными вставками, состоящими из цветов-розеток и виноградной лозы».«Одним из самых распространённых вариантов оформления Вифлеемских икон-раковин является сочетание сюжетных сцен с рельефным и (или) ажурным орнаментом растительного типа». Для Вифлеемских икон характерно необыкновенно пышное обрамление, включающее рельефные и сквозные растительные мотивы. К мастерским ВИФЛЕЕМА середины — второй половины XIX века можно отнести группу икон с изображением сцен Поклонения пастухов, Поклонения волхвов и Рождест­ва Христова. Характерные сюжеты, грамотное использование утолщения раковины для высокорельефной резьбы, хорошее качество работы, специфический при­ем обработки позема в виде овальных углублений и ажурный орнамент объединяют эти вещи.Родовым вифлеемским признаком можно считать необыкновенно пышное обрамление резных икон, включающее разнообразные рельефные и сквозные растительные мотивы, возможно, отразившие натур­ные впечатления мастеров. В отличие от гористой ие­русалимской местности окрестности Вифлеема покры­ты обильной растительностью: садами, виноградника­ми, оливковыми рощами. Самый распространенный вариант оформления палестинских икон-раковин — это сочетание сю­жетных сцен с рельефным и (или) ажурным орна­ментом растительного типа. В качестве природных мотивов использовали розы, сплетенные в гирлянды, пальмовые ветви, побеги виноградной лозы.Побег винограда — символ Спасителя, ветка пальмы — символ паломничества (О пальмовой ветке как о благословенной святыне гениальный русский поэт М.Ю.Лермонтов написал духовное стихотворение, которое называется просто и в тоже время боговдохновенно — «Ветка Палестины»). Роза — самая прекрасная часть достаточно бедной палестинской флоры, запах роз в Палестине преследовал паломни­ков повсюду: розовую воду использовали в церквях, ею монахи опрыскивали странников.Уникальное растение палестинской пустыни — так называемая иерихонская роза. Это невзрачный кустарник, обладающий удивительной способностью к возрождению. Ветер вырывает из почвы жесткие стебли, перекатывает их с одного места на другое. Но стоит живительной влаге коснуться свернувшегося от засухи растения — оно вновь расцветает.На перламутровых иконах-раковинах ИЕРИХОНСКАЯ РОЗА символизи­рует и саму Святую Землю, и в то же время иноска­зательно повествует об искупительной жертве и вос­крешении Спасителя. Из другого источника:ИКОНЫ на РАКОВИНАХ:В рельефной резьбе мастер прорезал изображение в глубину раковины, последовательно слоями снимая перламутр, создавая некоторый зрительный объем. Самой сложной и трудоемкой считается сквозная или просечная резьба, ею в совершенстве владели ВИФЛЕЕМСКИЕ мастера. Эти изделия узнаваемы, некоторые содержат надпись с указанием города. Иконы с ажурными вставками сквозной резьбы наиболее эффектны, но и стоили они дороже. В растительно-цветочном орнаменте прорезных линий просматриваются тонкие стебли виноградных побегов, в которые иногда вплетаются крупные одиночные цветы. В палестинских перламутровых евлогиях они отождествляются с иерихонской розой — уникальным растением палестинской пустыни, символизирующим Воскресение. Русские путешественники, как поначалу называли тех, кто с благочестивым помыслом устремлялся туда, «где воздух свят, где тьма святых видений, где каждый камень освящен стопами Бога...», стали посещать Святую землю, по летописным источникам, после Крещения Руси. Впрочем, справедливо будет предположить, что и до Крещения русских людей в Киевской купели многие калики перехожие, путешественники из богатых боярских родов, а также многие купцы, доходившие на своих ладьях по Днепру и Черному морю даже до стран Ближнего Востока, с особым благочестивым рвением посещали и святые места Византии и Палестины. Они, как и западные христиане, привозили оттуда на родину — в Киев, Новгород, Полоцк и другие русские города и веси — благословенные святыни. В первую очередь они приносили в свои дома и в храмы металлические кресты-энколпионы с изображениями Пресвятой Богородицы, святых угодников Божьих, а также получали евлогии — глиняные ампулы со святой водой из Иордана. Позднее, в XII — XV веках, русские паломники стали приносить из святых мест Палестины каменные резные иконки с изображением Гроба Господня. Эти святыни изготавливали в основном православные христиане Сирии и Палестины. С конца XVIII века наши предки приносили в Россию со Святой земли перламутровые резные раковины-пластины с изображением евангельских сюжетов. Самая большая перламутровая раковина-иконка, по свидетельствам русских паломников XIX века, была величиной с мужскую ладонь. Именно такого размера святыня с изображением «Тайной «вечери» находится в новом музее «Путешествий и паломничества по святым местам» в Москве, на Крутицком Патриаршем подворье. Евангельскими темами таких перламутровых иконок были: «Тайная вечеря», «Крещение Господа Иисуса Христа в Иордане», «Вознесение Господне» и другие религиозные сюжеты. Перламутровые раковины-иконки производили православные арабы Святой земли в Вифлееме, преимущественно для русских паломников, вплоть до революции в России в октябре 1917 года. Перламутровые реликвии являются важной частью христианской культуры, атрибутом русского паломничества XVIII – нач. XX вв. исторической и художественной ценностью. Невероятно красивые, разнообразные, информативные, они вызывают безусловный интерес и необходимость дальнейшего изучения.На Святой земле в художественных мастерских, располагавшихся при Русской Духовной миссии в Иерусалиме, работало немало и русских мастеров, которые изготавливали на Благословение многие предметы для паломников из России. Выполняли здесь и перламутровые резные иконки-раковины с ликами русских святых, и большие даны, инкрустированные перламутровыми резными пластинами, на которых изображали евангельские сюжеты. Русские цари и царицы, их августейшие дети, как и простой народ, любили путешествовать по святым местам. Из богомольных походов они привозили в свои царские хоромы монастырские именные подарки и святыни. Их хранили в Московском кремле, в Крестовой палате, где совершались церковные службы — утренние и вечерние молитвы, всенощные... Крестовая палата была как царская домашняя церковь. Стены ее снизу доверху были сплошь убраны иконами и святынями. Эти священные реликвии приносили из местных монастырей августейшие путешественники или передавали от заморского духовенства с христианского Востока в царскую Крестовую палату паломники, ходившие на Святую землю ко Гробу Господню. Из местных монастырей, кроме именных икон, сюда доставляли и праздничные святыни — святую воду в вощанках, сосудах из воска. Из Иерусалима от Гроба Господня паломники приносили свечи «воску ярого», перевитые сусальным золотом, которые были зажжены от Благодатного огня на Пасху и вскоре погашены, чтобы хранить их как святыню. Простые русские богомольцы так же, как и цари, имели в своих домах паломнические святыни, привезенные ими со Святой земли, Святой Афонской горы, с Синая.

Смотрите другие мои товары
Похожие товары