Старин.визитка.РУССКИЙ БАЛЕТ.МАРИЯ СЕРГЕЕВНА СУРОВЩИКОВА-ПЕТИПА,партия ЭСМЕРАЛЬДЫ СПб 1860е МАРИИНКА

Старин.визитка.РУССКИЙ БАЛЕТ.МАРИЯ СЕРГЕЕВНА СУРОВЩИКОВА-ПЕТИПА,партия ЭСМЕРАЛЬДЫ СПб 1860е МАРИИНКА
Состояние: хорошее
номер лота 471851
Цена
35 000 руб.
13ч 59мин. до окончания (05 Май 2024, 04:56:02)
Стоимость доставки оплачивает покупатель
  • Почта России (письмо «заказное») 150 руб.
Местоположение: Санкт-Петербург
25 просмотров

Редкость.Ранний визит-портрет.Императорский Мариинский Театр.Блерина Суровщикова в костюме Эсмеральды, СПб,1860 е гг.Размеры:10на5.8см.Состояние на фото,доставка лота в другой регион-почта России. Для справки:Мария Сергеевна Суровщикова (15 [27] февраля 1836 года, Новочеркасск ? — 4 [16] марта 1882 года, Новочеркасск или Пятигорск) — знаменитая русская балерина Петербургской императорской труппы.Была супругой выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа, мать танцовщицы Марии Мариусовны Петипа.Мария Сергеевна Суровщикова, как и большинство артистов своего времени, аристократической родословной похвастать не могла — была внебрачной дочерью шляпницы.Еще девочкой она была отдана в Петербургское театральное училище — школу-пансион, где дети жили и учились на казенный кошт, — педагог Дарья Сергеевна Лопухина. Вышла впервые на сцену императорского Петербургского театра ещё воспитанницей училища, а в четырнадцатилетнем возрасте покорила зрителей и театральных критиков исполнением вальса с однокашником Григорием Васильевым. Сразу стало ясно: появилась новая балетная звезда.Среди педагогов юной Марии Сергеевны оказался занимавший амплуа первого танцовщика Петербургской императорской труппы, прибывший из Франции еще в 1847 г. Мариус Петипа. Талантливая ученица ему очень нравилась, он проводил много времени, занимаясь с ней дополнительно и даже не пытался скрывать от окружающих и дирекции свои чувства, галантно ухаживая за дамой своего сердца.По окончании театрального училища в 1854 году Мария Сергеевна Суровщикова принята в штат в петербургской балетной труппы.И вскоре вышла замуж за первого танцовщика той же труппы Мариуса Петипа. Сам будущий прославленный балетмейстер писал в мемуарах: «В 1854 году я сочетался браком с девицей Марией Суровщиковой, грациознейшей особой, которую сравнить можно было с самой Венерой».Надо заметить, что грациозность и пленительность молодой балерины отмечалась многими современниками.Еще через несколько лет, получив отпуск в Петербурге, семейная чета Петипа отправилась на трехмесячные гастроли в Европу. В Париже и Берлине выступления Суровщиковой-Петипа пользовались большим успехом. Через некоторое время они совершили ещё гастрольные поездки. В 1861—1862 семейная пара совместно гастролировала в Риге, Берлине, Париже.Дебют Марии Суровщиковой на сцене Парижской оперы прошел 29 мая 1861 в балете «Рынок безвинных» (Le Marché des Innocents). Критика восхищенно писала о Марии Суровщиковой: «Она действительно русская. Она не стремится ни к прекрасным классическим эффектам французского стиля, ни к теплой и сильной фантазии Италии, ни к испанской ярости. Она — восхитительный каприз, когда-либо существующий между беспечным безумием и изящной меланхолией, странная смесь, символизирующая ее славянский дух» . Для гастролей в 1862 году Мариус Петипа специально для своей жены поставил балет Le Diable à quatre («Сумбурщица»), спектакль состоялся в Париже 20 июня, а Мария Суровщикова-Петипа имела шумный успех и выступала в нем до 30 июля 1961 года, больше месяца.На Петербургской сцене Петипа-Суровщикова соперничала с другой танцовщицей Марфой Николаевной Муравьевой, пришедшей на сцену четырьмя годами позже ее — в 1858 году: эти две прекрасные балерины разделили балетную публику Петербурга на два враждующих лагеря: одни симпатизировали Муравьевой, другие были очарованы Суровщиковой, о чём подробно рассказывается в балетных хрониках.Две балетные звезды в одних спектаклях встречались редко: Марфа Муравьева была исполнительницей первых партий в постановках А.Сен-Леона — в то время главного балетмейстера Петербургской императорской труппы, тогда как Мария Суровщикова-Петипа представляла интересы собственного мужа, первого танцовщика труппы и начинающего балетмейстера, и выступала в первую очередь в его балетах.Л. Д. Менделеева-Блок отмечала, что Мария Петипа-старшая и Марфа Муравьева — «две крайности танца, две равные в славе звезды русского балета, до конца века ориентировавшие в том или другом направлении последующие поколения. Более того, талант двух выдающихся танцовщиц оказался столь примечателен, что впервые у администрации императорских театров появилась идея отказаться от приглашения на Петербургскую сцену дорогостоящих европейских балетных звезд: в 1862 году с этой инициативой выступил аж сам директор обер-гофмейстер А. И. Сабуров — это было величайшим признанием отечественного балета.Репертуар Суровщиковой: 
1854 — «Эсмеральда», балемейстер Ж. Перро — Эсмеральда 

1858 — «Эолина, или Дриада», постановка Ж. Перро — Эолина (первая исполнительница) 

1858 — «Брак во времена Регентства», балетмейстер М.Петипа — Матильда (первая исполнительница) 

1859 — «Газельда, или Цыганы», балетмейстер Жюль Перро — Газельда 

1859 — «Катарина, дочь разбойника», балетмейстер Жюль Перро — Катарина 

1859 — «Парижский рынок», постановка М. И. Петипа — Лизетта (первая исполнительница) 

1860 — «Голубая георгина», постановка М. И. Петипа — Голубая георгина (первая исполнительница) 

1861 или 1867 — «Фауст», постановка М. И. Петипа по хореографии Ж.Перро — Маргарита 

1861 — «Маркитантка» — Бабетта 

1861 — «Своенравная жена» — графиня Берта 

1862 — «Дочь фараона», балетмейстер М.Петипа — Аспиччия 

1863 — «Корсар» Адана, балетмейстер Жюль Перро — Медора 

1863 — «Ливанская красавица», постановка М. И. Петипа — Мирана (первая исполнительница) 

1865 — «Путешествующая танцовщица», постановка М. И. Петипа — Альма (первая исполнительница) 

1866 — «Флорида», постановка М. И. Петипа — Флорида (первая исполнительница) 

«Пакеретта» — Пакеретта.В концертном репертуаре балерины исполнение характерных танцев: качуча, сальтарелла, сапатеадо, мазурка, номер «Мужичок» на музыку трепака (1865). В своей балетной карьере Мария Суровщикова-Петипа мало значения придавала академическим позициям. Она вообще танцевала вопреки правилам балетной грамматики, которые с лихвой заменяла собственным очарованием и пластикой.Это было подмечено еще во время ее гастрольной поездки французский критикой, воспринявшей ее и с восторгом, и одновременно с замешательством, А. де Лассаль и Э. Туанон в 1863 году в книге «Музыкальный Париж»: «С тех пор как мы видели г-жу Петипа, наши взгляды на танец несколько изменились … Она не очень-то церемонится со всеми традициями, на которых она, вероятно, и споткнулась бы; она делает всё, как хочет, где хочет и когда хочет. Отсюда ее действительно оригинальный талант, так сильно украшенный бесспорной красотой.В течение полутора десятка лет, 1854—1869 гг., Мария Суровщикова-Петипа была женой выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа).Прожив вместе 15 лет, супруги приняли решение разъехаться. Петипа вспоминал в мемуарах: «В домашней жизни недолго могли мы ужиться с ней в мире и согласии. Несходство характеров, а может быть, и ложное самолюбие обоих скоро сделали совместную жизнь невозможной».После этого, в том же году, Мария Сергеевна уехала, оставив и Петербургскую императорскую сцену, и сам Петербург тоже в 1869 году.Уже после отставки, в начале 1870-х годов, дирекция императорских театров предлагала балерине вновь вернуться на сцену. От балета она отказалась; правда, попробовала дебютировать на драматической сцене, но эти выходы успехом не увенчались. Она полностью закончила артистическую деятельность. Узнав о ее уходе из Петербургской труппы, Марию Суровщикову-Петипа настойчиво приглашали самые знаменитые театры эпохи — и Парижская Опера, и Венская Королевская опера, и Берлинский Королевский театр, а из Нью-Йорка пришло предложение выступать в течение двух месяцев за баснословный гонорар — 17 тысяч долларов. Но она отклоняла все контракты.Мария Суровщикова-Петипа скончалась от черной оспы в возрасте 46 лет в гостинице Пятигорска 4 [16] марта 1882 года. Прислуга, боясь заразиться, разбежалась, не забыв прихватить драгоценности бывшей примы.Марию Сергеевну похоронили при Троицкой церкви в Донской области. В некрологе, опубликованном в «Петербургской газете», говорилось: «Ее карьера долгое время была усыпана цветами и весьма крупными окладами жалованья, которые она получала за свой блестящий талант. Как артистка это была одна из трех граций, сошедших с Олимпа для укрепления хореографического искусства в России и для приведения в восторг жителей земли, отдававших дань ее искусству, выходящему из ряда обыкновенного». 

Смотрите другие мои товары
Похожие товары