МАЙКОВ В.Н.СОЧИНЕНИЯ в ДВУХ ТОМАХ/критические и научные статьи, изд.ФУКСА,тип.ЛУБКОВСКОГО КИЕВ 1901г

МАЙКОВ В.Н.СОЧИНЕНИЯ в ДВУХ ТОМАХ/критические и научные статьи, изд.ФУКСА,тип.ЛУБКОВСКОГО КИЕВ 1901г
Состояние: хорошее
номер лота 786944
Цена
4 460 руб.
5мин 3сек. до окончания (08 Май 2024, 01:52:06)
Стоимость доставки оплачивает покупатель
  • Почта России (бандероль/посылка «заказная») 450 руб.
Местоположение: Санкт-Петербург
1 просмотров

Сочинения В. Н. Майкова в двух томах с портретом автора и вступительной статьей Александровского,Киев, издание Б. К. Фукса,типо-литография Р.К.Лубковского, 1901 г.2-е издание.Два тома в одном переплете.В издательском коленкоровом переплете с полихромным тиснением(переплетная Кушнерова,Киев).Том 1-й: 1 л. фронт., XXXIV, 298, 4 стр.;Том 2-й: 330, 6 стр.Формат:23на15.5см. Автор Валериан Николаевич Майков (9 сентября 1823, Москва - 27 июля 1847, село Новое) -российский литературный критик и публицист. Сын живописца Николая Аполлоновича Майкова, брат Аполлона, Леонида и Владимира Майковых. Состояние на фото,доставка лота в другой регион-почта России. ДЛЯ СПРАВКИ:Валериан Майков родился в Москве в семье художника Николая Аполлоновича Майкова.Получил прекрасное домашнее воспитание (друг семьи Гончаров преподавал ему русскую словесность). Поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1845 году Майков стал соредактором журнала «Финский вестник», основанного тогда же Ф. К. Дершау; первый том издания открывался его программной (но оставшейся неоконченной) статьей «Общественные науки в России». Исследователи отмечали, что именно в ней впервые проявились начитанность Майкова в сфере общественно-политических наук и редкая способность «легко и свободно ориентироваться в самых отвлеченных понятиях». Статья формулировала главный тезис всей литературной деятельности Майкова — проповедь необходимости органической связи науки и искусства с живой действительностью.В 1846 году А. А. Краевский по рекомендации И. С. Тургенева пригласил Майкова руководить критическим отделом журнала «Отечественные записки» — на место ушедшего Белинского. В первой своей крупной статье (об А. В. Кольцове) он вступил в спор с Белинским, которому «ставил в упрек бездоказательность его критики», усматривая в ней элементы литературного диктаторства.Сам Майков, осознавая особенности своей творческой личности, в письме к И. С. Тургеневу прямо заявлял, что «никогда не думал быть критиком в смысле оценщика литературных произведений»:
"Я всегда мечтал о карьере учёного, но как добиться того, чтобы публика читала учёные сочинения. Я видел и вижу в критике единственное средство заманить её в сети интереса науки. Есть люди, и много, которые прочтут учёный трактат в «Критике» и ни за что не станут читать отдела «Наук» в журнале, а тем более учёной книги"(В. Н. Майков - И. С. Тургеневу).Действительно оригинальной была высокая оценка Майковым повести Ф. М. Достоевского «Двойник», относительно которой в то время господствовало мнение В. Г. Белинского, назвавшего её «нервической чепухой»(Венгеров).В науке В. Н. Майков стал известен как один из первых российских позитивистов. В области литературы В. Н. Майков был одним из первых в России критиков-теоретиков, который в отличие от большинства современников не концентрировал внимание на разборе конкретных произведений, но встраивал свои наблюдения в конструкцию собственной, заранее разработанной, «весьма стройной эстетической теории».Следуя за Белинским, Майков пытался защитить гоголевскую, то есть так называемую в то время «натуральную» школу, от упрёков в том, что она занимается «грязной» действительностью, будто бы недостойной художественного воспроизведения. При этом свои выводы Майков старался обосновать научно, используя познания в философии и психологии, оперируя, в частности, идеей о том, что «каждый из нас познает и объясняет себе все единственно по сравнению с самим собою».Раз это так, полагал Майков, «дело не в предмете, которым занялся художник, а в нашем к нему отношении»:Что может быть неинтереснее и бесцветнее «какого-нибудь плоского захолустья, двух, трёх кривых березок, да сереньких тучек на горизонте», но вы сжились с этими «печальными подробностями»; когда вам их нарисуют, в вашей душе воскресает целый ряд дорогих воспоминаний и такая «встреча с самим собою проливает неизъяснимую прелесть на какой-нибудь ландшафт петербургского художника, потому что нельзя не любить себя, не интересоваться собою». Тайна впечатления от искусства в том, что оно возбуждает в читателе и зрителе симпатический, по терминологии Майкова, то есть напоминающий нам самих себя отзвук. Вот почему «нет на свете предмета неизящного, не пленительного, если только художник, изображая его, может отделять безразличное от симпатического».Художественное творчество, утверджал Майков, есть «пересоздание действительности, совершаемое не изменением её форм, а возведением их в мир человеческих интересов, в поэзию». Отмечалось, что идея о том, что художественная мысль «зарождается в форме любви или негодования» сближала его с М. Ж. Гюйо. Отмечалось, однако, что на практике Майков не всегда следовал собственным требованиям, разделяя художественные произведений на истинно художественные, «которые пишутся без всякой посторонней цели, по безотчетному требованию творчества», и «беллетристику» (к числу которой причислял и роман «Вечный Жид» Эжена Сю).Опубликованная в 1845 году статья Майкова «Общественные науки в России» ставила своей основной целью «поставить во главе нравственно-политических наук философию общества» — в противовес господствовавшему до этого «антропологическому» направлению, делавшему упор на стремлении к обеспечению блага отдельной личности.Серьёзные споры вызывали взгляды Майкова на национальность; даже Белинский протестовал против них, находя, что молодой писатель слишком уже «всечеловек»:Под влиянием Фейербаха и утопистов-социалистов он пытался сформулировать идею «гармоничного человека» и «идеальной цивилизации». При этом специфические национальные черты (прежде всего русские, но в целом любые) Майков считал тормозом на пути к такому идеалу.Он писал:"Мы убеждены, что человек, которого можно назвать типом какой бы то ни было нации, — никак не может быть не только великим, но даже и необыкновенным… человек, к какой бы нации ни принадлежал и каким бы обстоятельствам ни подвергался в своем зачатии, рождении и развитии, — все-таки принадлежит по натуре своей к разряду существ однородных, называемых людьми, а не французами, не немцами, не русскими, не англичанами".

Смотрите другие мои товары
Похожие товары