Литография балерина МАТИЛЬДА КШЕСИНСКАЯ .Братья ЛЕГАТ.РУССКИЙ БАЛЕТ в КАРИКАТУРАХ 1903г СПб прижизн.

Литография балерина МАТИЛЬДА КШЕСИНСКАЯ .Братья ЛЕГАТ.РУССКИЙ БАЛЕТ в КАРИКАТУРАХ 1903г СПб прижизн.
Состояние: хорошее
номер лота 878364
Цена
8 670 руб.
6ч 31мин. до окончания (27 Апрель 2024, 20:58:02)
Стоимость доставки оплачивает покупатель
  • Почта России (бандероль/посылка «заказная») 300 руб.
Местоположение: Санкт-Петербург
1 просмотров

Балерина МАТИЛЬДА ФЕЛИКСОВНА КШЕСИНСКАЯ, Императорский Мариинский театр.Формат 30.5на23см.Состояние на фото,доставка лота в другой регион-почта России.Есть еще литографии из этого альбома-смотрите мои лоты.Легат, Н.Г., Легат, С.Г. Русский балет в карикатурах: [в 12 вып.],СПб.: художественная автолитография «Прогресс» инженера Н.А. Соколова, 1903. 95 л. портр. Портреты выполнены братьями Н. и С. Легат в технике хромолитографии.Первое и единственное прижизненное издание произведения братьев Н. и С. Легат, людей широких художественных интересов, танцовщиков, балетмейстеров, педагогов, которые создали обширную галерею рисунков, портретов, дружеских шаржей, посвященных своим коллегам по труппе.Братья Легаты, танцовщики и балетмейстеры Николай и Сергей, вошли в историю балета как авторы альбома «Русский балет в карикатурах», изданного ими в 1903 году. Вся труппа Мариинского театра попала «на карандаш» – Энрико Чекетти, Агриппина Ваганова, Мариус Петипа, Тамара Карсавина, Михаил Фокин, Матильда Ксешинская и множество других, а также автошаржи. В сущности, это были беззлобные шаржи, в которых чувствуется симпатия к портретируемым.Легат Николай Густавович (1869 – 1937).
Ученик Гердта и Петипа, совершенствовался у Иогансона. В 1888 – 1914 артист, с 1905 – балетмейстер (вершина деятельности – «Фея кукол», поставленная для Кшесинской). В 1896 – 1914 преподавал в Императорском Петербургском театральном училище, позднее - в Московском театральном училище и школе русского балета А.Волынского. С 1909 года по его инициативе в балетной труппе был учрежден класс поддержки. С 1922 жил во Франции и Англии, имел с 1923 свою школу балета. В 1925 – 1926 преподавал в «Русском балете С.Дягилева». В России его ученицами были Трефилова, Карсавина, Кшесинская, Седова, Ваганова, Фокин, Нижинский. В Англии - Нинетт де Валуа, Маркова, Фонтейн, Аштон. Славился своим элегантным, правильным танцем и надежностью. Поэтому многие балерины выбирали его в качестве партнера.Легат Сергей Густавович (1875 – 1905).
Ученик Гердта и Иогансона. По воспоминаниям Ф.Лопухова «уступал Николаю как танцовщик, но значительно превосходил его как артист». Публика предпочитала его Николаю в ролях лирико-героического репертуара. Покончил жизнь самоубийством после того, как подписал некий документ, направленный против его революционно настроенных коллег по балетному цеху. Сергей был всеобщим любимцем труппы. С его смертью «каждый ощутил в душе пустоту, словно из нашей жизни ушел солнечный свет» (Т.Карсавина).                                                                         ДЛЯ СПРАВКИ: МАТИЛЬДА  ФЕЛИКСОВНА КШЕСИНСКАЯ 

(Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Matylda Maria Krzesińska;1872-1971) — русская  артистка балета и педагог ,прима-балерина Императорского Мариинского театра. Заслуженная артистка Императорских театров (1904).

Дочь танцовщика Феликса Кшесинского, сестра артистов Юлии и Иосифа Кшесинских , мать Владимира Красинского (1902—1974). Известна своими отношениями с членами Дома Романовых: в 1890—1894 годах встречалась с цесаревичем Николаем Александровичем, затем с великими князьями Сергеем Михайловичем(Маля — так ласково звал Кшесинскую князь Сергей Михайлович. Рассказывают, в 1918 году во время казни большевиками великий князь сжимал в руке медальон с портретом Матильды) и Андреем Владимировичем. С 1920 года в эмиграции. В 1921 году вышла замуж за Андрея Владимировича, после чего получила титул княгини Красинской (1926), затем светлейшей княгини Романовской-Красинской (1935).Она хотела славы – и добилась своего. Сперва это была скандальная слава – как у всякой молодой артистки, которая стала бы подругой наследника трона. Потом всем стали видны ее талант и мастерство, трудолюбие и упрямство.Матильда Феликсовна Кшесинская была потомственной "балетной" - она родилась 31  августа 1872 года в театральной семье поляка, танцовщика и оперного певца Феликса Кшесинского и балерины Юлии Долинской  в Петербурге.Матильда  стала последним, тринадцатым ребенком в этой семье и имела ласковое имя - Маля, Малечка. Старшая дочь Феликса Кшесинского, Юлия, танцевала вместе с отцом и часто на фотографиях сегодня ее путают с Матильдой Феликсовной. Балетным стал также и брат Матильды - Иосиф.  Вот в такой атмосфере мира театра и росла юная Малечка.
        Никого не удивило ,что Матильда решила стать танцовщицей и поступила в императорское театральное  училище.Из воспоминаний современников:"У нее не было многих качеств, присущих ее современницам и соперницам по сцене: ни красоты Тамары Карсавиной и Веры Трефиловой, ни утонченности и легкости гениальной Анны Павловой. Кшесинская была небольшого роста, крепкая, темноволосая, с узкой, затянутой в корсет талией и мускулистыми, почти атлетическими ногами.
       Но она обладала неисчерпаемой энергией, пикантностью, затмевающим всех блеском, шиком, несомненной женственностью и непреодолимым обаянием. У нее были превосходные, очень красивые зубы, которые Матильда постоянно демонстрировала в сияющей улыбке. Несомненными козырями были и врожденный практицизм, сила воли, удачливость и фантастическая работоспособность."Отнюдь не красавица, ростом всего 153 сантиметра, с короткими, пухлыми для балерины ногами — такой была главная сердцеедка дореволюционной России, в чьи сети угодили два великих князя и цесаревич Николай.Балерина Матильда Кшесинская брала особым очарованием, которое не оставляет равнодушным ни одного мужчину.Мать Кшесинской Юлия Доминская тоже когда-то была балериной, но покинула сцену, посвятив себя семье. В двух браках (первый муж Юлии скончался) она родила 13 детей. Матильда была самой младшей — тринадцатой.В Мариинском театре Матильда начинала как «Кшесинская вторая». «Кшесинской первой» звали ее старшую сестру Юлию. Но уже скоро Матильда стала самой влиятельной балериной страны. Она сама решала, кто выйдет с ней на сцену, запросто могла забрать себе чужую роль, выгнать выписанную из-за границы танцовщицу со словами: «Не дам, это мой балет!»Как-то раз Матильда без разрешения сменила неудобный костюм для выступления на собственный. Тут уж руководство не выдержало — балерину оштрафовали. Впрочем, найти управу на Кшесинскую так и не удалось.«Неужели это театр, и неужели этим я руковожу? — писал в дневнике директор императорских театров Владимир Теляковский. — Все довольны, все рады и прославляют необыкновенную, технически сильную, нравственно нахальную, циничную, наглую балерину».Изгоняя неуместных ей балерин, Кшесинская, по сути, боролась за импортозамещение в сфере искусства. Танцовщица использовала все свои связи для того, чтобы в Императорский Театр перестали приглашать иностранных знаменитостей и уж тем более давать им главные партии. В центре внимания должна была оставаться только она — Матильда.Матильда первая среди русских балерин исполнила на сцене 32 фуэте подряд. До нее кружиться так могли лишь итальянские балерины Эмма Бессон и Пьерина Леньяни, выступавшие на сценах Петербурга. С тех пор 32 фуэте подряд считаются фирменным знаком классического балета.   Однажды вечером после спектакля Кшесинская давала у себя  торжественный обед.Присутствовали сплошь великие князья.Здесь она впервые познакомилась с Андреем Владимировичем,кузеном императора. « Великий Князь Андрей Владимирович произвёл на меня сразу в этот первый вечер,что я с ним познакомилась ,громадное впечатление:он был удивительно красив и очень застенчив,что его вовсе не портило,напротив.Во время обеда нечаянно он задел своим рукавом стакан с красным вином,который опрокинулся в мою сторону и облил моё платье.Я не огорчилась тем,что чудное платье погибло,я сразу увидела в этом предзнаменование,что это принесёт мне много счастья в жизни…»  Великий князь был на 6 лет моложе Кшесинской.С ним она отправилась в Европу.Он был мил,трогателен и ,главное, предан.Может быть, поэтому Матильда Кшесинская Решилась  на отчаянный шаг : 18 июня 1902 года родила сына.Мальчика назвали Владимиром в честь отца князя Андрея. В годы революции Кшесинской пришлось перенести серьезные душевные муки: она потеряла людей, с которыми тесно была связана раньше, - Николая II и великого князя Сергея Михайловича. В начале 1920 года Кшесинская навсегда покинула измученную политическими потрясениями Россию и обосновалась в Венеции. Несколько позже, во Франции, она вновь встретила великого князя Андрея, и влюбленные воссоединились. «Мы часто обсуждали с Андреем вопрос о нашем браке, - писала она. - Мы думали не только о собственном счастье, но и главным образом о положении Вовы… Ведь до сих пор оно было неопределенным».  Согласовав вопрос о женитьбе с братом Андрея, Кириллом Владимировичем, влюбленные обвенчались в Русской церкви в Каннах 30 января 1921 года. В дневнике Андрей записал: «Наконец сбылась моя мечта - я очень счастлив». Матильда тоже была безмерно счастлива. Ведь она получила титул княгини.  В 1929 году Ксешинская открыла в Париже свою балетную студию, где у нее брали уроки ученики даже из Англии, США, Испании.                                                              В роду Кшесинских было много долгожителей. Дед балерины умер в 106 лет. Сестра Юлия прожила до 103 лет. Сама Матильда не дожила всего несколько месяцев до 100-летия. Она умерла 6 декабря 1971 года.

Смотрите другие мои товары
Похожие товары