ПМВ.РИФ.БФ.КРЕЙСЕР "ОЛЕГ":МАТРОСЫ,надпись на бескозырках"ОЛЕГЪ",ф.ГРЕНЦИНГ ЛИБАВА/Лиепая РОССИЯ 1914

ПМВ.РИФ.БФ.КРЕЙСЕР "ОЛЕГ":МАТРОСЫ,надпись на бескозырках"ОЛЕГЪ",ф.ГРЕНЦИНГ ЛИБАВА/Лиепая РОССИЯ 1914
Состояние: хорошее
номер лота 932584
Цена
15 730 руб.
1д 3ч. до окончания (10 Май 2024, 19:52:33)
Стоимость доставки оплачивает покупатель
  • Почта России (отправление 1 класса) 200 руб.
Местоположение: Санкт-Петербург
0 просмотров

Старинный кабинет-портрет.Формат:16.3х10.5см. ПМВ.РИФ.БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ.ГВАРДЕЙСКИЙ ЭКИПАЖ.КРЕЙСЕР 1-го ранга "ОЛЕГ": МАТРОСЫ,надпись на бескозырках"ОЛЕГ",фотограф Эрнст Гренцинг,ЛИБАВА,Зерновая улица,дом Леви №50(Либау,сейчас-Лиепая,Латвия),Курляндская губерния,Россия, 1914-1917гг. Возможно,это 1904г,РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА, и фото сделано перед уходом крейсера "Олег" из порта Либавы в ноябре 1904г.(3 ноября 1904 года в составе отдельного отряда, направлявшегося для усиления 2-ой эскадры Тихоокеанского флота, крейсер вышел из Либавы.В декабрьском выпуске журнала "НИВА" №49 за 1904 год размещен снимок :Экипаж крейсера 1-го ранга "ОЛЕГ" перед уходом из порта Александра III(Либавы). СОСТОЯНИЕ на ФОТО,ДОСТАВКА ЛОТА в ДРУГОЙ РЕГИОН-ПОЧТА РОССИИ.                                                                                                                                                                                                                       ДЛЯ СПРАВКИ:"Олег" - бронепалубный премиумный крейсер III уровня. Последний из бронепалубных крейсеров (крейсеров I ранга) Российского императорского флота типа "Богатырь",построенный на российских верфях и предназначавшийся для боя в составе эскадры и для дальней разведки. Имел мощную артиллерию и неплохие для своего времени скорость и бронирование. Участвовал в Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войнах. Входил в состав ДОТ(действующий отряд кораблей). В ходе Цусимского сражения был тяжело поврежден. Погиб 18 июня 1919 года в результате атаки британского торпедного катера.Поднятые с крейсера «Олег» якоря в 1923 году установили на крейсер «Аврора», который потерял все якоря в 1919 году при тренировочном выходе в составе других кораблей на позиции для планированного затопления, чтобы преградить путь кораблям интервентов.                ИСТОРИЯ КОРАБЛЯ:В связи с потерей в огне крейсера "Витязь", Морским министерст­вом 9 июня 1901 года был отдан приказ о постройке нового крейсера, взамен утраченного. Всё закупленное оборудование для "Витязя" передавалось на новый корабль. В тоже время восстанавливалась утраченная в огне документация.

Новый крейсер получил название «Олег» — в честь парусно-парового фрегата Балтийского флота 1860 года постройки, погибшего от тарана в 1869 году.  После спуска броненосца "Бородино" , на Петербургской верфи "Новое адмиралтейство" приступили к постройке нового крейсера. В ходе строительства исправлялись все недочеты и ошибки, которые возникали на строившемся в германии "Богатыре". Руководством МТК было заключено соглашение с фирмой A.G.Vulcan По условиям соглашения, немецкая фирма A.G.Vulcan обязалась передавать чертежи деталей, для их производства на Франко-Русских заводах.

Опыт, полученный при начале строительстве "Витязя", позволили в сжатые сроки собрать корпус крейсера. 6 июля 1902 года произошла официальная закладка, при которой присутствовал император Николай II.«Олег» спустили на воду 14 августа 1903 года, еще предстояло установка машин и котлов, произведенных на Франко-Русском заводе. Командование хотело отправить крейсер на Дальний Восток только через 2 года. Начало войны 1904 года не внесло никаких корректировок в сроки достройки корабля. Только после гибели броненосца "Петропавловск", были выделены дополнительные средства, что позволило ускорить достройку ряда кораблей. Форсируя работы корабль подготовили для испытаний.

24 июня 1904 года на испытаниях обнаружились первые поломки: при отдаче якоря лопнул корпус стопора Легофа, а при отбивании склянок треснул колокол. Возникали и другие проблемы, требовавшие немедленного возвращения и проведения ремонтных работ, в частности при попытке развить полный ход обнаружились стуки в ЦНД. При разборке заднего ЦНД правой машины на его внутренней поверхности по всей высоте были обнаружены многочисленные борозды, а также трещины силовых элементов. Руководство флота торопило с испытанием крейсера, потому что хотело отправить его вдогонку 2-ой эскадры, однако многочисленные поломки и недочеты мешали скорому выходу корабля. Не окончив полный курс испытаний и стрельб «Олег» вышел в Либаву. Артиллерийское вооружение крейсера состояло по 12 орудий 152-мм и 75-мм, также на борту размещались 8 орудий 47-мм, 2 орудия 37-мм, 2 десантных орудия Барановского и 2 пулемета.Применялись для стрельбы боеприпасы — Бронебойные, Фугасные, Сегментные, Практические. 75-мм орудия использовали только бронебойные и практические. Огнем руководили централизованно из боевой рубки, при помощи приборов Гейслера и дальномера Люжоля-Мякишева.Все крупные корабли имели на вооружении самодвижующиеся мины Уайтхеда. На крейсере Олег установили 2 подводных минных аппарата калибром 381 мм, которые стреляли 17-футовыми самодвижущимися минами Уайтхеда.                                                                                                     РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА: 3 ноября 1904 года в составе отдельного отряда, направлявшегося для усиления 2-ой эскадры Тихоокеанского флота, крейсер вышел из Либавы. 1 февраля 1905 года на рейде Носсибе отряд присоединился к эскадре. Во время стоянки корабли привели в порядок, приняли повышенный запас угля и перекрасили.

3 марта эскадра вышла в море курсом на восток. «Олег» следовал замыкающим в колонне. Спустя 20 суток достигли берегов Суматры, а 1 мая уже от берегов Французского Индокитая эскадра, к которой присоединились корабли контр-адмирала Небогатова, после приведения в повышенную боевую готовность, начала переход к Цусимскому проливу. По пути был задержан английский пароход Oldhamia с контрабандным грузом, следовавший в Японию. Русский командующий Зиновий Петрович Рожественский планировал пройти Цусимский пролив 14 мая, приурочив это ко дню коронации императора Николая II.14 мая утром наблюдатели «Олега» обнаружили 8 японских крейсеров, которые следили за русской эскадрой, и постепенно сближались с ней. В 11:14 с дистанции 29 кбт "Олег" в числе других кораблей обстрелял японцев. В 13:40 «Олег» обстрелял появившийся в пределах досягаемости его орудий крейсер Akitsushima, тем самым добившись его отступления. В 14.40, «Олег» принял бой левым бортом, во главе отряда крейсеров, обеспечивая прикрытие транспортов, а когда приблизилась еще одна группа кораблей - и правым.

На вооружение у русских кораблей («Олег»,«Аврора», "Владимир Мономах" и "Дмитрий Донской") находились: 31 - 152-мм и 16 - 120-мм орудия. Также в разведывательном отряде находилось: 6 - 152-мм и 19 - 120-мм пушек. Японская сторона выставила 14 кораблей. Их вооружение состояло из: 4 - 305-мм, 1 - 254-мм, 13 - 203-мм, 70 - 152-мм, 86 - 120-мм орудий.

В 15.00 «Олег» получил первое попадание - японский снаряд пробил борт, разрушив канцелярию. От расстрела «Олег» спасался маневрированием, меняя курс и скорость хода, сбивая прицельный огонь японцев.

Во время боя экипаж дважды предотвращал угрозу взрыва погребов боезапаса, проводя тушение пожаров. Всего в дневном бою «Олег» имел 14 попаданий снарядов, потерял 12 матросов убитыми. ранения получили 39 человек, включая трех офицеров. На корабле начался пожар, образовался крен на правый борт до 15 градусов. Только хладнокровие и находчивость капитана Леонида Фёдоровича Добротворского позволили крейсеру уйти из зоны обстрела.Крейсер выпустил по японцам 593 фугасных 152-мм и 333 бронебойных 75-мм снаряда. Вечером бой прекратился, на смену отошедшим силам японцы бросили против разгромленной русской эскадры миноносцы. На «Олеге» и других крейсерах ввели полное затемнение, что позволило избежать минных атак. Попытки повернуть на север, выполняя приказы Рожественского идти во Владивосток, оказались неудачными, и Энквист привел вверенные ему корабли в Манилу, где они 21 мая с личного разрешения Николая II были разоружены и интернированы до конца войны.

После окончания войны отряд покинул Манилу - «Олег» и «Аврора» направились во Владивосток. 26 ноября в составе отряда, куда входили «Аврора» и "Алмаз", отправился на родину. После гибели российского флота в дальневосточных водах на Балтике остались лишь устаревшие (за редким исключением) корабли, и Морское ведомство в лице морского министра вице-адмирала Бирилева потребовало срочно возвратить хотя бы те "крохи", что остались от Тихоокеанских эскадр. Владивостокские крейсера и корабли, интернированные в Китае и Маниле, получили приказ срочно следовать в Балтийское море.                                                                                                                    МЕЖДУ ВОЙНАМИ: 15 октября 1905 года крейсер отправился на родину из Манилы, по пути сказывались последствия Цусимского сражения, выходили из строя машины и агрегаты. Периодически в портах производился ремонт оборудования, что вызывало долгие стоянки.Крейсер прибыл в Либаву 4 марта 1906 года. 27 апреля 1906 года «Олег» прибыл в Кронштадт , где произвел разгрузку боеприпасов, а затем был отбуксирован на пристань "Нового адмиралтейства". После перехода на Балтийское море встал вопрос о проведении ремонта «Олега», однако из-за недостатка средств к нему приступили фактически только в 1907 году.С 1906 по 1908 год крейсер «Олег» проходил ремонт и частичную модернизацию. Орудия отправили на ремонт в Обуховский завод, где также ремонтировались орудийные станки и щитовые орудия. Ремонт затянулся почти на два года, но модернизации корабля продолжались с перерывами вплоть до начала Первой мировой войны. В ходе этих работ были выполнены некоторые доработки и реализованы предложения по опыту боевых действий на море в русско-японскую войну: с него сняли противоторпедные сети, переделали крышу боевой рубки, ликвидировав свес и уменьшив прорези, уменьшили до восьми количество 75-мм орудий. В этот же период (до окончания основных ремонтных работ в 1908 году) крейсер зачислили в Гвардейский экипаж.                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Большой резонанс имела история с посадкой корабля на камни в виду берега в 20 милях от Либавы 27 сентября 1908 года.Крейсер «Олег» в районе Либавы, двигаясь со скоростью 13 узлов в условиях плохой видимости, потерпел аварию, выскочив на камни у Павловского маяка.  Корабль так плотно сел на камни, что для его снятия пришлось задействовать более 10 буксиров и судов, включая ледокол "Ермак", выбросить за борт 3,7 тысяч пудов угля и сотни пудов провизии, выгрузить весь боезапас и значительное количество других запасов. В результате корабль удалось снять только к вечеру 4 октября. Оказались повреждены оба винта, в правом борту пробоина от 60 до 67 шпангоута, образовалось множество вмятин и вырванных заклёпок с затоплением ряда отсеков, в носовом котельном отделении сдвинуты с мест фундаменты котлов. Крейсер пришлось ставить в длительный ремонт.Случаи посадки судов Российского фло­та на мель происходили достаточно регу­лярно, однако ни до того, ни после не бы­ло такой резкой реакции общественности, как в случае с «Олегом» – это привело в первую очередь к отстранению от должности командира крейсера, обвиненного в непрофессионализме.

Руководство русского флота, после поражения в войне с Японией, изменили принцип обучения морских кадров. Теперь молодых специалистов готовили на новых и действующих кораблях, вместо старых учебных. Специально для этих целей был сформирован Практический отряд ("Слава","Цесаревич","Богатырь","Диана", «Олег» и другие).

Большое водоизмещение «Олега» позволяло размещать на корабле много практикантов. Между частыми ремонтами «Олег» выходил в учебные плавания, проводил стрельбы. За все время службы в отряде, крейсером было подготовлено много квалифицированных кадров, которые составили основу нового российсккогоо флота. За годы до войны «Олег» прошел в учебных плаваниях десятки тысяч морских миль.

В феврале 1911 г. «Олег» в составе бри­гады крейсеров первого резерва ("Россия", "Богатырь", «Олег», "Аврора и "Диана") находился в совместном плавании в Бал­тийском море. На нем установили штатную радиостанцию системы Телефункен. В конце декабря командиру «Олега» поручено ведение радиоразведки, вблизи германской границы. Все заграничные плавания сопровождались радиоразведкой и передачей информации в штаб. Из последнего заграничного похода «Олег» вернулся в середине апреля 1914 года, став на  якорь на Ма­лом Кронштадтском рейде.                                                                                                                                                                 ПЕРВАЯ МИРОВАЯ и ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНЫ:  Перед началом войны штаб разработал планы действий в случае ее начала. В Балтийском море предлагали сосредоточиться на минно-артиллерийских позициях, а в разведку отправлять крейсеры. 15 июля флот привели в полную боевую готовность в связи с военной опасностью. Крейсеры начали выходить в море в устье Финского залива.

В ночь с 1 на 2 сентября 1914 года «Олег» в составе бригадных крейсеров ("Рюрик","Россия","Богатырь") и эсминца "Новик", принимал участие в первой активной акции флота в войне - набеге на линию немецких передовых корабельных дозоров.

В начале ноября «Олег» вместе с "Рюриком" и "Богатырем" прикрывал постановку заграждений минным заградителем "Амур" у Штольпе. 14-15 декабря «Олег» и "Богатырь" прикрывали постановку 240 мин заградителем "Енисей" у Риксгефта. В декабре в Гельсинфорсе переоборудовали крейсера «Олег» и "Богатырь", установив средства для минных постановок, так как штормовая погода в зимней Балтике исключала использование эсминцев для активных минных постановок.

31 декабря 1914 года  "Богатырь" и «Олег» под прикрытием "Баяна" и "Адмирала Макарова"выставили мины у мыса Аркона, на которых 25 января подорвался и получил повреждения крейсер SMS Augsburg.

19 июня 1915 года «Олег» в составе бригады крейсеров вышел в море с задачей обстрела Мемеля, но после изменения обстановки принял участие в бою с обнаруженными в северной Балтике кораблями немцев (крейсер немцев SMS Augsburg, минный заградитель Albatros и 3 миноносца). В результате боя Albatros выбросился на камни в шведских территориальных водах, SMS Augsburg и миноносцы ушли при обнаружении превосходящих сил противника.

7 июля в Кронштадте крейсер посетил император Николай II, который наградил 30 матросов и кондукторов, отличившихся в бою у Готланда, георгиевскими крестами.

16 октября «Олег» в составе первой бригады ("Адмирал Макаров","Баян","Богатырь") в сопровождении пяти эсминцев осуществил набег на коммуникации противника в Ботническом заливе, единственным результатом стал захват парохода Frascati.

10- 12 ноября 1915 года, пользуясь увеличением времени суток, русский флот активизировал активные минные постановки у германских берегов: «Олег», "Рюрик", "Адмирал Макаров" и "Баян" незаметно прошли линию немецких дозоров и выставили южнее острова готланд 560 мин. Позже здесь подорвался и получил тяжелые повреждения немецкий крейсер SMS Danzig. 5 - 6 декабря на выставленных минах, перекрывавших коммуникации между занятой немцами Либавой и Южной Балтикой 13 января 1916 года подорвался и получил тяжелые повреждения немецкий крейсер  SMS Любек.

13 июня 1916 года «Олег» вместе с крейсерами "Рюрик" и "Богатырь" прикрывал атаку эсминцев на германский конвой в Норчеппингской бухте. 10 декабря, завершив все ремонтные работы, длившиеся более четырех месяцев, крейсер возвратился в Ревель.

В конце февраля Николай II отрекается от престола, повсеместно отмечается быстрый рост влияния левых партий. 1 мая 1917 года моряки крейсера «Олег» вышли на демонстрацию с черным транспарантом. К осени ситуация изменилась, команда крейсера перешла под влияние большевиков. Во время подготовки большевиками захвата власти, крейсер «Олег» 29 октября 1917 года вышел в Петроград. Там команда приняла участие в разоружении воинских частей, не поддержавших большевистский переворот. Затем «Олег» в числе других кораблей поставили у Николаевского моста для отражения начавшегося наступления на Петроград 3-го конного корпуса генерала Краснова. После стабилизации обстановки в начале ноября «Олег» вернулся к месту постоянного базирования в Ревель.

24 февраля в 10.00 «Олег» в составе отряда судов (крейсер "Баян", "Богатырь", подводные лодки «Тигр» и «Кугуар», транспорт «Европа» и другие - всего 50) вышел из гавани на внешний рейд Ревеля для перехода в Гельсингфорс. После кратковременной стоянки «Олег» отправился в Кронштадт, куда пришел только 10 апреля. В тот же день перешел в Петроград и стал к стенке Франко-Русского завода для ремонта. В апреле участвовал в прикрытии форта Ино, оказавшегося после независимости Финляндии на ее территории.

В июне 1918 года «Олег» перешел на Неву, заняв позицию на случай возможного наступления немцев на Петроград. После поражения Германии, большевики предприняли попытки по возвращению Прибалтики - 7 армия начала наступление на Нарву. 28 ноября Балтийский флот высадил десант во фланг занимавших позиции у города Гунгербубга немецких войск.

По плану дальнейшее наступление должно было развиваться в направлении Ревеля. Одновременно в Крондштадте был сформирован Отряд особого назначения (линкор "Андрей Первозванный", крейсер «Олег», эсминцы «Австроил», «Азард» и «Спартак»), которому было поручено разведать и обстрелять гавань Ревеля.

Задача «Олега» заключалась в ближнем прикрытии у острова Гогланд ударной группы эсминцев. 24 декабря неплохо задуманная, но не обеспеченная точными разведданными, операция провалилась - в Ревеле уже были корабли британского королевского флота. Превосходящими силами поодиночке захватили эсминцы «Спартак» и «Австроил».

28 декабря «Олег» возвратился в Кронштадт, откуда перешел на очередной ремонт. В середине марта 1919 года Олег вошел в состав сформированного Действующего отряда. После ремонта 15 и 16 июня  Олег вел перестрелку с тяжелыми батареями мятежных фортов «Красная Горка» и «Серая Лошадь», обеспечив последующее их занятие высаженными десантами моряков.Отряд кораблей, принимавших участие в ликвидации восстания, активно маневрировал в Финском и Копорском заливах, обстреливая форты «Красная горка» и «Серая лошадь». Англичане, чья эскадра находилась в Балтийском море и ставила своей целью уничтожение Балтийского флота, решили воспользоваться активностью кораблей, чтобы атаковать их.  17 июня в связи с замеченным появление за линией минных заграждений кораблей британского флота, к Толбухину маяку для наблюдения был направлен крейсер «Олег» в охранении эсминцев "Гайдамак" и "Всадник", а также двух тральщиков.

В тоже время, в ночь на 18 июня 1919 года, к кораблям, стоявшим у Толбухина маяка, скрытно приблизился британский торпедный катер СМВ 4 под командованием лейтенанта А.Эгара, выходивший в море для атаки линкора "Петропавловск", до этого обстреливающего мятежные форты. Не обнаружив линкора, катер в 4.00 с трех кабельтовых - почти в упор - торпедировал «Олега»(В ночь с 17 на 18 июня крейсер «Олег» стоял на якоре в створе кронштадтских маяков,его охраняли сторожевые корабли). Торпеда попала в левый борт крейсера в районе кочегарки. Крейсер начал быстро крениться. Погасло освещение. Командир крейсера Н.Милашевич отдал приказ пробить боевую тревогу, но так как горнист отсутствовал, это не было выполнено. Был открыт огонь носовым плутонгом, стрельба велась, скорее всего, ныряющими снарядами, использовавшимися при отражении атак подводных лодок.Попадание пришлось в район 36-го шпангоута по левому борту. Взрывом сорвало с фундамента и сбросило за борт одно из палубных 130-мм орудий. В результате взрыва «Олег» лишился пара и электроэнергии и начал быстро крениться на левый борт, попытки личного состава спрямить крен,затопив цистерны правого борта для выравнивания крена,   не удались, и на пятой минуте крейсер начал опрокидываться.На 12 минуте лег бортом на дно, оставив на поверхности моря лишь среднюю часть корпуса. Погибло 5 членов команды, ещё пятеро были ранены. Огонь сторожевых кораблей и самого «Олега» торпедному катеру ущерба не нанёс.

  Посланный в погоню за катером "Всадник" вскоре потерял цель и вернулся, занявшись вместе с "Гайдамаком" спасением команды «Олега».     ЛИБАВА-  ( до 1920 года - от нем. Libau) — первоначально военно-морская база русского флота,КУрляндская губерния Российской империи.Сейчас-  город на юго-западе Латвии, на побережье Балтийского моря, третий по величине город Латвии после Риги и Даугавпилса, важный промышленный центр и незамерзающий порт. Является самым западным городом Латвии.  В 1701 году во время Северной войны Либау был занят войсками шведского короля Карла XII, но в конце войны город находился под контролем Польши.  После восстания Тадеуша Костюшко Речь Посполитая фактически перестала существовать, обострились конфликты курляндского рыцарства с герцогом. Самым безопасным прибежищем для помещиков виделась Российская империя, и начались переговоры о переходе герцогства под её руку. 18 марта 1795 года курляндское рыцарство провозгласило отделение от Польши. Депутация дворян отправилась в Петербург,где Екатерина II, недовольная сношениями герцога Петра Бирона с Пруссией, приняла на себя посредничество. Герцог был призван в Петербург и здесь 28 марта 1795 года подписал отречение от герцогства, за что ему назначена была ежегодная пенсия в 100 тысяч талеров (50 тысяч червонцев); кроме того, за поместья его в Курляндии императрица заплатила 500 000 червонцев. 27 мая 1795 года Курляндия вошла в состав Российской империи как губерния.После вхождения Курляндии в 1795 году в состав Российской империи город именовался Либава (Либау). С этого времени он развивался как крупный торговый порт и в 1831 году получил права гавани первого класса. 15 января 1890 года — император Александр III подписал указ о строительстве Либавской военно-морской крепости. Началась модернизация и расширение порта. 12 августа 1893 года состоялась церемония официальной закладки военного порта. На городской верфи ежегодно строили до 5 кораблей, преимущественно дальнего плавания.

Смотрите другие мои товары
Похожие товары