РЕПИН.Портрет хирурга ПИРОГОВА Н.И., старинная копия с работы РЕПИНА, холст,масло, Россия до 1917г.

РЕПИН.Портрет хирурга ПИРОГОВА Н.И., старинная копия с работы РЕПИНА, холст,масло, Россия до 1917г.
Состояние: бу
номер лота 383682
Цена
3 850 000 руб.
2д 1ч. до окончания (30 Апрель 2024, 05:17:04)
Стоимость доставки оплачивает покупатель
Местоположение: Санкт-Петербург
4 просмотров

Из рамы не вынимала,часть холста загнута(подогнали под раму).Размеры холста плюс-минус 53-54на64-65см, рама-52на65см. Возможно,что повтор портрета кисти самого Репина или одного из его учеников(было обнаружено еще 3 портрета Пирогова кисти Репина-заказы для мед.учреждений Императорской России).Размеры холста соответствуют оригиналу(плюс-минус).Портрет писан во время приезда знаменитого хирурга и педагога на юбилей в Москву в течение трех сеансов 22, 23 и 24 мая 1881 года.Николай Пирогов любезно согласился на его предложение, несмотря на плотный график празднований.Портрет Н.И.Пирогова был написан Репиным за пару месяцев до смерти известного хирурга.Глядя на картину, видно, не только семидесятилетнего мужчину, а великого врача, основателя военно-полевой хирургии, знаменитого ученого, гуманиста и просто хорошего человека. 
В Пирогове Репину были близки его энергия, сильный темперамент, волевой характер. Он настолько увлекся своей моделью, что кроме живописного выполнил скульптурный портрет Пирогова. Увлечение, с которым писался портрет, сказалось в экспрессии и темпераментности письма. Быстрыми энергичными мазками Репин лепит объем головы и резкие черты лица портретируемого. В чуть закинутой назад голове, выдвинутом вперед подбородке, в крепко сжатых губах и складке между бровями читается напряженная волевая целеустремленность ученого и борца, его сильный ум, но и его крутой нрав и желчный темперамент. Это особенно чувствуется в прищуре плохо видящего левого глаза. Репин не идеализирует модель, но умеет подчеркнуть в ней главное, то, что определяет Пирогова как великого ученого и замечательного практика. Известная нервность мазка, которым с такой силой вылеплен рельеф головы, соответствует нервности, напряженности облика портретируемого. 
Этот облик хорошо выражает и напряженная красочная гамма. Красноватое старческое лицо ярко выделяется в контрасте с белой (с прозеленью в тенях) бородкой и белым воротничком. Вся голова эффектно смотрится на темном фоне. Чувствуется внутренняя энергия. Его взятая погрудно фигура дана компактной массой, одновременно и обобщенной и хорошо градуированной различными оттенками черного цвета, которыми переданы пальто, костюм и галстук.Глядя на картину, видно, не только семидесятилетнего мужчину, а великого врача, основателя военно-полевой хирургии, знаменитого ученого, гуманиста и просто хорошего человека. 
Автор наделил картину не только цветовой гаммой, но и психологическим смыслом. 
Хотя цвета на первый взгляд кажутся скудными и неброскими, но глубина их смысла безгранична.Репин давно хотел создать портрет прославленного ученого и врача.Но встретиться они смогли только в мае 1881 года, во время празднования 50-летия врачебной и научной деятельности Пирогова. Ради этого художник намеренно прибыл в Москву и встречал Пирогова на Курском вокзале. Торжества состоялись в Московском университете. Пирогов позировал художнику в гостинице «Дрезден» — после переговоров с Павлом Третьяковым. Мистика творчества Репина.Сегодня не вызывает споров утверждение, что Илья Ефимович Репин – один из величайших русских живописцев. Но его творчество сопровождало одно весь странное обстоятельство – многие, кому посчастливилось стать его натурщиками, вскоре отправлялись в мир иной. И хотя в каждом из случаев для смерти были некие объективные причины, совпадения настораживают...«Бойтесь кисти живописца — его портрет может оказаться более живым, чем оригинал», - писал ещё в XV веке Корнелий Агриппа Неттесхеймский. Творчество великого русского художника Ильи Репина стало тому подтверждением. Пирогов, Писемский, Мусоргский, французская пианистка Мерси д'Аржанто и другие натурщики стали «жертвами» художника. Только мастер начал писать портрет Федора Тютчева, поэт скончался. Даже здоровые мужики, которые позировали Репину для картины «Бурлаки на Волге», по слухам, преждевременно отдали душу Богу.В 1903 году Илья Репин завершил монументальную картину «Торжественное заседание Государственного совета». А в 1905 случилась Первая русская революция, в ходе которой многие государственные чиновники, запечатлённые на картине, сложили головы. Так, бывший генерал-губернатором Москвы великий князь Сергей Александрович и министр В. К. Плеве были убиты террористами.Писатель Корней Чуковский вспоминал: «Когда Репин писал мой портрет, я в шутку сказал ему, что, будь я чуть-чуть суевернее, ни за что не решился бы позировать ему, потому что в его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского – Мусоргский тотчас же умер. Написал Писемского – Писемский умер. А Пирогов? А Мерси д'Аржанто? И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и вскоре скончался.Присутствовавший при этом разговоре писатель-юморист О. Л. д'Ор сказал умоляющим голосом: 
– В таком случае, Илья Ефимович, сделайте милость, напишите, пожалуйста, Столыпина! 
Все захохотали. Столыпин был в то время премьер-министром, и мы его ненавидели. Прошло несколько месяцев. Репин сказал мне:– А этот ваш Ор оказался пророком. Еду писать Столыпина по заказу Саратовской думы».Своё согласие на предложение написать портрет премьер-министра Репин дал не сразу, искал самые различные предлоги, чтобы отказаться. Но Саратовская дума выполняла все предъявляемые художником требования, и отказываться было уже просто неудобно.Художник решил изобразить Столыпина не царедворцем в мундире с орденами и всеми регалиями, а в обычном костюме. Портрет – свидетельство того, что Репина интересовала личность, а не государственная персона. Официоз и торжественность портрету придаёт только темно-красный фон.После первого сеанса Репин рассказал друзьям: «Странно: портьеры у него в кабинете красные, как кровь, как пожар. Я пишу его на этом кроваво-огненном фоне. А он и не понимает, что это фон революции...» Как только Репин закончил портрет, Столыпин уехал в Киев, где и был убит. Никола́й Ива́нович Пирого́в (13 [25] ноября 1810; Москва — 23 ноября [5 декабря] 1881, с. Вишня (ныне в черте Винницы), (Подольская губерния) — русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии. Тайный советник.Во время Крымской войны (1855 г.) Пирогов был главным хирургом осаждённого Севастополя. Пирогов впервые в истории русской медицины применил гипсовую повязку для лечения ранений конечностей, тем самым он избавил многих солдат и офицеров от ампутации. Во время осады Севастополя Пирогов руководил обучением сестёр Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия. Это тоже было нововведением тех времён.Во время русско-турецкой войны Н.И. Пирогов, которому уже исполнилось 67 лет, недалеко от Плевны организовал лечение солдат, уход за ранеными и больными в военных больницах, оперировал не только русских солдат, но и многих болгар. Состояние на фото.доставка лота в другой регион-почта России или курьер.

Смотрите другие мои товары
Похожие товары