ИЛЛ.КАТАЛОГ-ПРЕЙСКУРАНТ: ХУД.ЗАВЕДЕНИЕ "УНИОН": ГОТОВЫЕ ВИНЬЕТКИ ПОЛИТИПАЖИ КЛИШЕ, СПб 1913г./МОДЕРН

ИЛЛ.КАТАЛОГ-ПРЕЙСКУРАНТ: ХУД.ЗАВЕДЕНИЕ "УНИОН": ГОТОВЫЕ ВИНЬЕТКИ ПОЛИТИПАЖИ КЛИШЕ, СПб 1913г./МОДЕРН
Состояние: хорошее
номер лота 873637
Цена
77 780 руб.
2д 5ч. до окончания (04 Май 2024, 09:47:09)
Стоимость доставки оплачивает покупатель
  • Почта России (бандероль/посылка «заказная») 350 руб.
Местоположение: Санкт-Петербург
1 просмотров

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ РЕДКОСТЬ. Старинный ФИРМЕННЫЙ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ-ПРЕЙСКУРАНТ xудoжeствeнногo - гpафичecкогo завeдeния "УНИОН":oбpaзцы полигpафичеcкой продукции в стиле модерн.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЗАВЕДЕНИЕ "УНИОН", Санкт-Петербург: ГОТОВЫЕ ВИНЬЕТКИ, ПОЛИТИПАЖИ, КЛИШЕ [Текст] / Художественное заведение Унион. С.-Петербург. - Санкт-Петербург : [без изд.-Товарищество Скоропечатни А.А. Левенсона], [1913]. - 206 стр. : илл. БОЛЬШОЙ ФОРМАТ:32х25см. В издательском картонаже. Издание представляет собой иллюстрированный каталог разновидностей матриц и клише политипажей (виньеток, заставок, рамок и т.п.) , предназначенных как для воспроизведения на бумаге, так и для переплетного тиснения. Все помещенные в книге изображения выполнены в лучших традициях графики стиля модерн и обладают не только высокими эстетическими свойствами, но и безусловной практической значимостью. В издании представлена продукция заведения «Унион» — виньетки,политипажи и клише( гальвано и клише на дубовых подставках): — с указанием цены. Всего 1254 наименования.Фиpмeнный кaтaлог xудoжeствeнногo - гpафичecкогo завeдeния "Унион" oбpaзцов полигpафичеcкой продукции для изготовления клише, пoлитипажей и виньеток в стиле модерн. Издание является библиографической редкостью. Художественно-графическое заведение «Унион» существовало с 1908 по 1917 гг. и имело репутацию одной из лучших типографий, соперничающих с типографией Голике и Вильборг. «Унион» выполнял заказы на изготовление клише на цинке, меди и дереве, осуществлял красочную и иллюстрационную печать (гравюры, офорты) и т. д. Качество художественно-графического воспроизведения «Униона» позволяло печатать сложные для исполнения иллюстрированные издания: репродукции, альбомы, плакаты, открытки и другие листовые издания. Специализация "Унион" - издание в собственной типографии роскошных и дорогих книг и альбомов. Существенное место в деятельности «Униона» занимали работы по выполнению клише-цинкографии. Так, в 1913 г. художественно-графическое заведение участвовало в издании выпускаемых Государственной типографией солидных трудов по отечественной истории, приуроченных к празднованию трехсотлетия Дома Романовых. Это «Очерки из русской истории за время с 1613 по 1913 г.» и «Бояре Романовы и воцарение Михаила Федоровича» П. Г. Васенко. Гелиогравюру для этих изданий выполняло типографическое заведение Р. Голике и А. Вильборг, клише — «Унион», а цветные рисунки фотоцинкографии исполнены известным мастером цветной фотографии С. М. Прокудиным-Горским. Самый первый сборник стихов В. В. Набокова в количестве 500 нумерованных экземпляров в середине 1916 года был издан на собственные деньги начинающего поэта и писателя петербургским художественно-графическим заведением “Унион”. Последний адрес в Петербурге: Большой Казачий пер., д. 11. СОСТОЯНИЕ на ФОТО,ДОСТАВКА ЛОТА в ДРУГОЙ РЕГИОН-ПОЧТА РОССИИ. ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ (ЕСЛИ ИНТЕРЕСНО):Петербургская типография «Унион» (1908–1917). "В рекламных объявлениях Петербурга начала ХХ в. типография «Унион» была представлена как «технически усовершенствованное графическое заведение, < … > приспособленное для исполнения художественных работ». Типография «Унион» впервые упоминается в справочнике «Весь Петербург» на 1908 г. Располагалась она сначала на Троицкой ул., 22, затем на Ивановской ул., 14, а в 1914 г. типография переехала в Б. Казачий пер., 11. Владелец «Униона», Фридрих (Федор. — Л. Ш.) Борисович Бернштейн, был доверенным акционерного общества Российской писчебумажной фабрики В. П. Печаткина, а в дальнейшем — представителем акционерного общества Российской писчебумажной фабрики. Бернштейн являлся потомственным почетным гражданином, почетным старшиной Императорского женского патриотического общества и, по сведениям из Отчета этого общества, вносил пожертвования «на содержание сирот дочерей воинов» . С 1914 г. Бернштейн — член Акционерного общества издательского дела «Копейка». Из переписки Ф. Б. Бернштейна с О. К. Кулибиной (1903) относительно издания «роскошного альбома малых картин Русского Музея и Эрмитажа» и издания «Р И» очевидно, что Фридрих Борисович уже имел опыт печатания художественных изданий. Из отчета Императорского женского патриотического общества и справочника «Весь Петербург» на 1906 г. известно, что на Писчебумажной фабрике Бернштейн заведовал «комиссией почтовых марок». Заведующим художественно-полиграфическим заведением с момента его создания был Евгений Юльевич Грюнберг (1887–1964), сын Юлия Осиповича Грюнберга (1852–1900), управляющего делами журнала «Нива», хорошо известного в литературно-художественных кругах Петербурга. В доме Ю. О. Грюнберга всегда собиралось много интересных людей: писателей, художников, музыкантов. Близкими людьми для Грюнберга были В. А. Серов и И. Э. Грабарь, до последних своих дней сохранившие о Юлии Осиповиче светлую память. Художественная атмосфера в семье Грюнбергов отразилась и на жизненных интересах детей, так или иначе связанных с искусством. Что касается Евгения Юльевича, то он унаследовал от отца интерес и к издательскому делу, и к искусству, которые с успехом воплощал на протяжении всей своей жизни. Художественно-графическое заведение «Унион» имело репутацию одной из лучших типографий, соперничающих с типографией Голике и Вильборг. «Унион» выполнял заказы на изготовление клише на цинке, меди и дереве, осуществлял красочную и иллюстрационную печать (гравюры, офорты) и т. д. Качество художественно-графического воспроизведения «Униона» позволяло печатать сложные для исполнения иллюстрированные издания: репродукции, альбомы, плакаты, открытки и другие листовые издания. Существенное место в деятельности «Униона» занимали работы по выполнению клише-цинкографии. Так, в 1913 г. художественно-графическое заведение участвовало в издании выпускаемых Государственной типографией солидных трудов по отечественной истории, приуроченных к празднованию трехсотлетия Дома Романовых. Это «Очерки из русской истории за время с 1613 по 1913 г.» и «Бояре Романовы и воцарение Михаила Федоровича» П. Г. Васенко. Гелиогравюру для этих изданий выполняло типографическое заведение Р. Голике и А. Вильборг, клише — «Унион», а цветные рисунки фотоцинкографии исполнены известным мастером цветной фотографии С. М. Прокудиным-Горским. В годы Первой мировой войны в столице оживилось издание открыток и плакатов. Наряду с другими типографиями, «Унион» выпускала цветные художественные открытки военной тематики, получая заказы от Скобелевского Комитета. В ней были выполнены «Бой на море» — 4 сюжета, «В окопах против немцев. — Стрельба по кавалерии», сатирические открытки «Неизбежный конец долгой и неравной борьбы», «Туда им и дорога» и др. Типография реализовывала заказы от благотворительного Комитета Е. И. В. Великой княжны Татьяны Николаевны на выпуск серии «патриотических открыток» в помощь беженцам («Подайте во имя первого беженца», «Помогите беженцам», «Молитва беженцев-галичан» и др.). В «Унионе» печатались и плакаты военной тематики. Широко известен был плакат 1916 г. «Вперед за Родину». Многие из открыток и плакатов этого времени призывали к «военному заему» в помощь русской армии. Главное место в художественной продукции «Униона» занимали альбомные издания. В 1915 г. Императорская Академия художеств заказала типографии печатание двух иллюстрированных каталогов: «Русская живопись» и «Русская скульптура» , что стало дополнительным подтверждением авторитета «Униона» как солидного художественно-графического заведения. В 1915 г. Е. Ю. Грюнберг, прослышав о желании художника Константина Сомова переиздать свою «Книгу маркизы» (сложное по полиграфическому исполнению издание), предложил художнику печатать ее в «Унионе». Сомов сразу согласился, но что-то этому помешало, и в результате длительных переговоров книга была напечатана в типографии Р. Голике и А. Вильборг. Обратная ситуация сложилась с парижским альбомом художницы Е. С. Кругликовой . В 1916 г. автор, задумав издать альбом своих цветных монотипий, предпочла обратиться именно в «Унион». История создания этой роскошной книги-альбома достаточно интересна. В 1914 г., в последние месяцы пребывания в Париже, Е. С. Кругликовой пришла идея в мимолетных штрихах запечатлеть последние беззаботно-веселые моменты перед разразившейся так внезапно страшной войной…» . Так была создана серия интереснейших красочных монотипий, отобразивших картинки жизни Парижа и его окрестностей. Художница вспоминает: «Прибыв в Петербург, я показала свои работы А. Н. Бенуа, Добужинскому, Лукомскому. Последний — человек практичный, сказал мне: „Вам нужно их издать, иначе уники пропадут“. Я никогда не думала, что буду когда-либо что-нибудь издавать. Но идея запала, и А. Н. Бенуа поддержал. Он написал воззвание (дело было во время войны) о том, что русских много в Париже, что нужно им помочь вернуться на родину. И я издала свои работы в виде альбома. Я обратилась ко всем, кто был со мною хорошо знаком и кто бывал у меня; многие писатели и поэты приняли участие в этой книге: Бальмонт, Вячеслав Иванов, Чулков, Рерих и другие… Для издания я обратилась сначала к Голике, но затем к „Униону“» . Получилось интереснейшее литературно-художественное издание, в котором изобразительный ряд живописных монотипий соединялся в единое целое со стихами, эссе, воспоминаниями. Среди неназванных Кругликовой литераторов, участвовавших в создании книги-альбома, были М. Волошин, А. М. Ремизов, А. Н. Толстой, Ф. Сологуб, А. Чеботаревская, Г. Чулков. Предисловие к книге, включавшее уважительно-трогательные слова в адрес художницы, написал А. Н. Бенуа. Графические украшения в тексте, форзац, обложка и титул представляют силуэтные рисунки Е. С. Кругликовой. Издание было отпечатано в декабре 1915 г. и в начале 1916 г. поступило в продажу. Деньги, вырученные от издания «Парижа накануне войны», отправлялись в Париж, благодаря чему многие эмигранты смогли вернуться на Родину. Возможно, работа именно над этой книгой, активное участие в которой приняли художники «Мира искусства», подтолкнула Ф. Б. Бернштейна к решению создать собственное художественное издательство. В конце 1915 г., пользуясь поддержкой художников «Мира искусства», он организовал издательство «Свободное искусство» и начал переговоры с авторами будущих изданий. В осуществлении своей программы Бернштейн рассчитывал на сотрудничество с редакцией художественного журнала «Аполлон» и прежде всего на историков искусства и художников. Художники «Мира искусства» сотрудничали с издательством в качестве оформителей, редакторов и авторов статей для выпускаемых издательством книг. Среди них были А. Н. Бенуа, В. Н. Левитский, Е. И. Нарбут, А. А. Арнштам, Г. К. Лукомский и др. Художникам «Мира искусства» посвящались книги, выпускаемые типографией «Унион». Издательство «Свободное искусство» задумало создать две серии художественных изданий: «Библиотеку иллюстрированных монографий» и художественную библиотеку «Искусство». В осуществлении своих планов Бернштейн возлагал особую надежду на сотрудничество с А. Н. Бенуа, рассчитывая не только на поддержку начинания его авторитетом, но и на его советы и на его работу как редактора . А. Н. Бенуа возглавил редакционный совет издательства, в который вошли художники «Мира искусства»: Н. К. Рерих, Е. И. Нарбут, В. Н. Левитский, М. В. Добужинский и др. «Свободное искусство» поначалу представляло собой Издательское товарищество, в которое помимо редакции входило и художественно-полиграфическое заведение «Унион». Возглавлял его по-прежнему Евгений Юльевич Грюнберг, входивший также и в состав редакционно-издательского совета. В литературно-художественной среде Петрограда издательство, отождествляемое с известной типографией, нередко называлось «Унион». В январе 1916 г. «Свободное искусство» приобрело у Сергея Маковского его труд «Der moderne Buchshunk in Russland» о русском книжном украшении, составленный им для лейпцигской Международной выставки 1914 г. Книга была переведена на русский язык. Издательство предполагало издать книгу «Современная русская графика», подготовка текста которой поручалась Н. Э. Радлову. Общую редакцию книги (как текста, так и иллюстраций) должен был выполнить С. К. Маковский. Это большое художественное издание, сложное в художественном исполнении, включало многочисленные цветные воспроизведения графических работ лучших художников «Мира искусства» (цветные и черно-белые рисунки и всевозможные книжные украшения: виньетки, заставки). Книга вышла в январе 1917 г. В проспекте книги издательство сообщало о подготовке монографий, посвященных современным художникам: А. Н. Бенуа, И. И. Бродскому, Е. Е. Лансере, И. Е. Репину, К. А. Сомову и др. Одновременно «Свободное искусство» приступило к подготовке художественной библиотеки «Искусство», рассчитанной на широкие читательские круги. В этой серии предполагалось издавать монографии по различным видам искусства (живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, театру и др.). За два года работы в составе издательства типографией был выпущен ряд интересных художественных изданий: В. Дмитриев «Валентин Серов» (1916), «Современная русская графика», иллюстрированный сборник статей «Н. К. Рерих» (1916). Вышли две книги архитектора-художника и историка искусств Г. К. Лукомского «Современный Петербург» и «Старый Петербург» (1916 и 1917 гг.), обильно иллюстрированные фотографиями; книга Ф. Ф. Комиссаржевского «Творчество актера и теория Станиславского» и др. Контроль за художественным оформлением этих изданий и участие в их подготовке осуществлял Е. Ю. Грюнберг, опыт и знания которого высоко ценил Ф. Б. Бернштейн . В 1916 г. Бернштейн задумал создать Акционерное общество «Свободное искусство» (устав был утвержден 11 июля 1917 г.) В состав Акционерного общества вошел и «Унион». Контора издательства «Свободное искусство» находилась рядом с типографией (Б. Казачий пер., 9). Возглавлял типографию по прежнему Е. Ю. Грюнберг, отвечавший за художественно-полиграфическое качество изданий. Входил он и в редакционно-издательский совет. «Унион» оставался коммерчески самостоятельным предприятием. Как и ранее, он выполнял всевозможные художественно-графические (цинкографию, гелиографию) и типографские работы, осуществляя заказы частных лиц и организаций. Среди заказов были литературные и художественные издания. Так, например, совсем юный В. Набоков, задумав издать на собственные деньги первый свой сборник стихов, обратился в октябре 1916 г. в типографию «Унион» . Под маркой «Униона» в 1917 г. был издан художественный альбом Л. Е. Дмитриева-Кавказского «Портреты в красках академика М. В. Рундальцева». Однако в сложных условиях войны и назревающей революции издательствам, особенно художественным, нелегко было выжить. Типография становилась убыточной. В августе 1917 г. Бернштейн принял решение закрыть «Унион», о чем известил в письме Бенуа: «Вам, наверное, известны те невероятные затруднения, с которыми при нынешних условиях рабочего труда связано ведение технически усовершенствованного графического заведения, как „Унион“. Вследствие этих затруднений деятельность приспособленного для исполнения художественных работ „Униона“ пришлось свести на простую типографскую работу. Ввиду всего этого, а также во избежание реквизиции, я решил продать „Унион“ и ныне ограничиться одним только руководством „Свободного искусства“» . Сообщалось в письме и об уходе Евгения Юльевича Грюнберга по закрытии «Униона», в котором тот проработал много лет . В последние месяцы работы в «Унионе» Е. Ю. Грюнберг принимал деятельное участие в подготовке к изданию художественных монографий «Александр Бенуа» и «И. И. Бродский». В газетах была объявлена подписка на монографии. Но, к сожалению, из печати они так и не вышли. Горько сожалея о печальной судьбе посвященной ему монографии, А. Н. Бенуа вспоминал: «…И пространный текст (писанный десятью авторами), и белоснежные клише иллюстраций — было готово. Помешали „мировые катастрофы“, и в частности исчезновение самого издателя Бернштейна и всего его „штаба“» . В 1918 г. издательство прекратило свое существование. Издания, отпечатанные в типографии «Унион», не потеряли своего значения и сегодня. Хорошо известные искусствоведам, они составляют важную часть репертуара художественных изданий дореволюционной России."(научная статья Л. Д. ШЕХУРИНОЙ "Петербургская типография «Унион» (1908–1917)" из сборника научных трудов "Печать и слово Санкт-Петербурга" (Петербургские чтения – 2010) : в 2 ч. ,Ч. 1 : Книжное дело. Культурология : сб. науч. тр. — СПб. : СПГУТД, 2011г.)

Смотрите другие мои товары
Похожие товары