ОРСЬЕ.АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ,ЗНАМЕНИТЫЙ АВАНТЮРИСТ XVIв. БРЮСОВ.ЛЕГЕНДА о АГРИППЕ,Москва/МУСАГЕТ1913

ОРСЬЕ.АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ,ЗНАМЕНИТЫЙ АВАНТЮРИСТ XVIв. БРЮСОВ.ЛЕГЕНДА о АГРИППЕ,Москва/МУСАГЕТ1913
Состояние: хорошее
номер лота 873623
Цена
10 430 руб.
4д 6ч. до окончания (08 Май 2024, 05:15:14)
Стоимость доставки оплачивает покупатель
  • Почта России (бандероль/посылка «заказная») 350 руб.
Местоположение: Санкт-Петербург
0 просмотров

РЕДКОСТЬ.ПРИЖИЗНЕННОЕ ИЗДАНИЕ БРЮСОВА. Орсье, Жозеф Франсуа (1843-?).
Агриппа Неттесгеймский, знаменитый авантюрист XVI в. : Критико-биографический очерк Жозефа Орсье : С приложением трех статей редактора-Валерия Брюсова: "Оклеветанный ученый", "Легенда о Агриппе" и "Сочинения Агриппы и источники его биографии" / Пер. Брониславы Рунт; Под ред., с введ. и примеч. Валерия Брюсова. - Москва : Мусагет, 1913. - 110 , [2] стр. : портрет; формат:19.8х13.8см.Издание на бумаге верже. Современники знали Агриппу преимущественно как чародея. С ранней юности за ним утвердилось имя «мага», да он и сам не старался разрушить такого о себе представления. Хотя в своих серьезных сочинениях Агриппа с известной долей скептицизма говорил об «оперативной магии», но эти его книги были мало кому доступны. Личность Агриппы всегда была окружена целым роем фантастических легенд. К нему относили басни, сложенные про всех других чернокнижников. Так, например, рассказывают, что в доме Агриппы жила собака, которая была не что иное, как демон. Чувствуя приближение смерти, Агриппа подозвал собаку к своей постели, снял с нее ошейник, на котором были кабалистические знаки, и сказал: «Поди прочь, проклятое животное, из-за тебя я погиб!» Собака тотчас выбежала из дома, бросилась в реку и утонула. (Эпизод этот описывается в мистическом романе В. Брюсова «Огненный ангел», одним из героев которого выступает Агриппа). Агриппа Неттесгеймский Генрих Корнелий (Agrippa von Nettesheim Henricus Cornelius, 14 сентября 1486, Кельн – 18 февраля 1535, Гренобль)- один из выдающихся представителей немецкого Возрождения, немецкий гуманист, врач, алхимик, натурфилософ, оккультист, астролог и адвокат. В надежде овладеть источниками подлинного знания Агриппа занимался астрологией, алхимией, 'натуральной магией', стремился приобщиться к оккультным наукам древних - так называемому 'платоновскому богословию', герметизму, орфизму, кабале. В течение веков его имя было окружено легендами, слава мага и чернокнижника нередко затмевала подлинный облик ученого, представленная в настоящем издании статья Ж Орсье — одна из немногих попыток реабилитации Агриппы как философа-гуманиста. В начале XX века возросший интерес к альтернативным формам познания не миновал и Россию. В.Брюсов, посвятивший Агриппе многие страницы романа «Огненный ангел», подготовил очерк Ж.Орсье для издательства «Мусагет», сопроводив его тремя статьями: Оклеветанный ученый; Легенда о Агриппе; Сочинения Агриппы и источники его биографии. Валерий Яковлевич Брюсов ( 1873 — 1924) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Теоретик и один из основоположников русского символизма. СОСТОЯНИЕ на ФОТО,ДОСТАВКА ЛОТА в ДРУГОЙ РЕГИОН-ПОЧТА РОССИИ. ДЛЯ СПРАВКИ:Бумага ВЕРЖЕ-(фр. vergé — полосатая) — белая или цветная бумага с ярко выраженной, видимой на просвет, сеткой из частых полос, пересечённых под прямым углом более редкими полосами. Частые полосы называются вержерами, частота их расположения — по 5—8 на 1 см, более редкие полосы называются понтюзо (фр. pontuseaux), они отстоят друг от друга на 2—2,5 см. След от полос рельефно виден на поверхности бумаги лишь с одной стороны. Изначально верже изготовлялась из льняного и пенькового тряпья, отличалась высокой прочностью.Во второй половине XIX — начале XX века бумага верже вырабатывалась из чистой целлюлозы, без древесины, что обусловило её высокие потребительские свойства, и считалась высокосортной, используясь преимущественно для изготовления малотиражных и подарочных изданий. Агриппа Неттесгеймский (нем. Agrippa); настоящее имя Генрих Корнелиус Неттесгеймский (Heinrich Cornelius von Nettesheim; 14 сентября 1486, Кёльн, Священная Римская Империя — 18 февраля 1535, Гренобль, Франция) — немецкий гуманист, врач, алхимик, натурфилософ, оккультист, астролог и адвокат. Имя Агриппа взял в честь основателя своего родного города Кёльна. Основной труд Агриппы Неттесгеймского — «Тайная [оккультная] философия» (1510, изд. 1531—1533) — был настольной книгой для француза Элифаса Леви(1810—1875), создателя термина «оккультизм». Это сочинение из трёх частей, последовательных описаний трёх видов магии: натуральной (англ. natural magic), небесной и церемониальной, — отчасти причина прозвания Агриппы «чернокнижником», «колдуном» и «магом». Агриппа вёл жизнь, полную приключений, скитаясь в поисках обеспеченного положения и щедрого покровителя по разным городам Италии, Франции, Германии, Фландрии и Англии, будучи попеременно военным, профессором, юристом, практикующим врачом (без соответствующего диплома), историографом и т. д.Вначале обратил на себя внимание богословскими лекциями в Доле во Франш-Конте, но своими едкими сатирами восстановил монахов против себя и, обвинённый в ереси, принужден был покинуть этот город, чтобы переселиться в Англию. После того, занявшись некоторое время преподаванием богословия в Кёльне, предпринял путешествие в Италию, где, поступив на военную службу, получил в чине капитана звание рыцаря. Врагов он приобретал так же быстро, как и друзей, в результате чего за ним закрепилась слава чернокнижника. 1. Происхождение и образование: Немецкий гуманист, врач, алхимик, натурфилософ, оккультист, астролог и адвокат Генрих Корнелий Агриппа родился 14 сентября 1486 г. в деревне Неттесгейм под Кёльном. О его семье практически ничего не известно: по одной версии, он происходил из старинного, богатого дворянского рода; по другой - из самого простого, а дворянскую фамилию фон Неттесгейм выбрал себе сам. Как бы то ни было, несомненно одно: семья Агриппы была достаточно зажиточной, поскольку смогла обеспечить ему образование в университете. Кёльн уже тогда был крупным и влиятельным научным и издательским центром Священной Римской империи, поэтому местный университет и в целом интеллектуальная атмосфера способствовали получению действительно обширных познаний в самых разных науках.Корнелий Агриппа с детства проявлял способности и тягу к знаниям, а также свой неординарный характер. Так, например, в юности он прославился среди друзей и знакомых тем, что отказывался говорить на каком-либо ещё языке, кроме как на латыни, и даже в более зрелом возрасте предпочитал, чтобы его имя звучало по-латински. Своё университетское образование он получил вначале в родном Кёльне, затем в Париже и Испании. Помимо основной специальности - юриспруденции - юный Агриппа изучал теологию, философию, медицину, классическую литературу и языки. По словам самого Корнелия, он знал восемь языков, шестью из которых владел в совершенстве. Вполне вероятно, что если бы он ограничился лишь правоведением и языкознанием, то мог бы в них преуспеть, занять достойное место в истории этих наук и нажить капитал. Однако Агриппу интересовали не только "благопристойные" науки. Он искал ответы на многие вопросы, волновавшие людей его времени, и рано увлекся изучением различных оккультных наук, особое внимание уделяя алхимии, магии, каббалистике, герметике. При описании научных интересов Корнелия Агриппы может сложиться образ кабинетного учёного, далёкого не только от реального мира, но и от всякой активной деятельности. Но Агриппа совершенно не соответствует общепринятым клише - вся его жизнь была чередой ярких событий, непрерывным напластованием удач и крушений, резких смен настроения и видов деятельности. В принципе, занятие сакральной наукой было лишь одним из многих интересов этого учёного, лишь одной из областей применения его талантов. Он оставил яркий след во всех своих начинаниях, но, несомненно, самое значительное его наследие – в сфере оккультизма, магии и тайных наук. 2. Военная служба: В 1501 г. Агриппа поступил на службу в австрийскую армию. Следующие шесть лет его жизни прошли частью в Испании, частью в Италии, частью в Нидерландах. Никаких подробностей об этом периоде его жизни не осталось. Есть известие, что во время войны Империи против Венеции, Агриппа был за свою храбрость прямо на поле битвы посвящён императором Максимилианом I в рыцари. 3. Начало научной карьеры: В отставку Корнелий Агриппа ушел в чине капитана. Вскоре он защитил диссертацию на звание доктора медицины и «обоих» прав (из этого видно, что предыдущие годы не были заполнены одними походами, что он имел достаточно свободного времени для учебы). В 1509 г. Корнелий переехал в Дол в Бургундии, где получил звание профессора богословия и кафедру в местном университете. Об этом периоде его жизни сохранилось мало сведений. Известно, что на своих лекциях он апеллировал к каббалистическому трактату Рейхлина "О чудесном слове". Его выступления произвели большое впечатление и вскоре навлекли на Агриппу ненависть монахов. Зазвучали обвинения в ереси. Агриппа посчитал за лучшее оставить Францию и в 1510 г. перебрался в Лондон. Здесь была издана одна из первых его книг «Толкование на послание апостола Павла» (это сочинение не сохранилось). В том же году Агриппа вернулся в Кёльн. В местном университете он получил кафедру богословия. Вскоре он завязал дружеские отношения с аббатом Тритгеймом из Вюрцбурга, изучавшим оккультные науки. Именно под его влиянием Агриппа продолжил работу, если и не над самым лучшим, то самым прославленным своим сочинением – «Оккультной философией». Задумано оно было еще в 1508 г. и стало делом всей жизни автора. (Напечатана «Оккультная философия» в 1531 г. частью в Париже, частью в Антверпене; первое полное издание увидело свет только в 1533 г.). На протяжении нескольких веков «Оккультная философия» оставалась потом одним из главных источников информации о сакральном знании. 4. Превратности судьбы: В 1514 г. Агриппа вступил в первый брак, женившись на молодой, красивой, богатой и преданной ему девушке. После этого его жизнь резко изменилась. Агриппа поступил на службу к императору Максимилиану I и уехал в Италию. В это время он написал своё исследование о Гермесе Трисмегисте. В Туринском университете ему удалось получить кафедру богословия. Жизнь его вроде бы наладилась, но внезапное вторжение французской армии (началась очередная Итальянская война между Габсбургами и французским королем) положило конец материальному благополучию. Агриппа бежал из Павии, бросив свой дом и имущество. Все было разграблено. К счастью, сохранились книги и рукописи, которые Агриппа благоразумно переслал другу в Люцерн. С женой и ребенком он переехал в Милан. Но вскоре этот город также был захвачен французами. 5. Адвокат Меца: В 1517 г. Агриппа переехал в Мец. Благодаря хлопотам друзей власти Меца (который был в то время независимой республикой) доверили ему достаточно доходную должность старшины адвокатов. К несчастью, в Меце большим влиянием пользовалась церковь. Монахи встретили Агриппу сухо. Его вольнодумство было хорошо известно, так что с самого начала он оказался под подозрением. И не без основания. Один из первых процессов, который пришлось вести Агриппе, был как раз вопрос о ведовстве. Ему пришлось защищать женщину, обвиняемую инквизицией в колдовстве. На самом деле никаких серьезных улик против нее не было, кроме одной – мать арестованной в свое время была сожжена на костре как ведьма. Агриппа отважно вступил в спор с главным инквизитором Меца. На довод последнего «что у всех колдуний есть обычай посвящать своих детей дьяволу», Агриппа отвечал: «Вы, значит, не признаете спасительного таинства крещения, очищающего от греха? Если женщина и была посвящена матерью дьяволу, то святое крещение очистило ее!» Такими и подобными им схоластическими доводами Агриппе удалось спасти женщину от костра. Однако этой победой он нажил себе очень опасных врагов. Не дожидаясь, пока они пустят против него свои козни Агриппа в 1520 г. перебрался в Женеву. Здесь он жил некоторое время в бедности, один с маленьким сыном (его молодая жена умерла в Меце). 6. Фрейбург. Вторая женитьба: В 1521 г. Агриппа вступил во второй брак с уроженкой Женевы восемнадцатилетней Жанной-Луизой Тисси (от этого брака родилось шестеро детей). В 1523 г. он переехал во Фрейбург, где в течении года занимал должность городского врача. В это время благодаря «Оккультной философии» его имя уже получило широкую известность. Сторонники оккультных наук в своих письмах обращались к нему как к гению, которому открыты все сокровенные глубины тайного знания. 7. В Лионе и Антверпене. Борьба с чумой: В 1524 г. Агриппа подал в городской совет Фрейбурга прошение об отставки и переехал в Лион, где в это время находился французский король Франциск I. Очевидно, скромное бюргерское благополучие врача для бедных мало его прельщало. Он искал большего. И действительно, вскоре благодаря хлопотам друзей он был назначен лекарем вдовствующей королевы Луизы Савойской. По-видимому, Агриппа возлагал большие надежды на эту перемену. Увы, они не оправдались. Приезжий немец королеве не понравился. Вскоре она стала обращаться с ним холодно и даже пренебрежительно. Выплату жалования постоянно задерживали, так что Агриппа терпел в Лионе нужду не меньше, чем в Женеве. Тем не менее, он продолжал усиленно заниматься науками, прежде всего алхимией. В это же время он пишет трактат «О недостоверности и тщетности наук и искусств». Он считается второй по значимости (после «Философии») книгой, на которой держится посмертная слава Агриппы. В том же году Агриппа покинул королевскую службу (которая принесла ему одни разочарования). Из Лиона он отправился в Париж, а оттуда (получив после долгих хлопот пропуск и паспорт) летом 1528 г. переехал в Антверпен, куда его пригласил богатый меценат Аврелий Аквапенденте. Жена с детьми и собаками (Агриппа страстно их любил, в его доме всегда жило не менее пяти собак) переехала в Нидерланды только на следующий год. Агриппа, который очень скучал по семье, был несказанно рад ее приезду. Но его ждал новый удар. В Антверпене открылась чума. Одной из первых ее жертв стала Жанна-Луиза. Вслед за ней умерли два сына Агриппы и несколько человек из прислуги. Горе Агриппы было безмерно. Но скорбь не позволила Агриппе забыть, что он, как врач, должен исполнять свой долг. Большинство Антверпенских докторов поспешили удалиться из города при первом появлении эпидемии. Агриппа остался на своем посту. Днем и ночью он был на ногах и, не щадя себя, сражался с чумой. Больным он давал лекарство собственного приготовления, составленное по рецептам Галена и других знаменитых врачей древности. 8. Придворный историограф: В 1530 г. вышло первое издание трактата «О недостоверности и тщетности наук и искусств». (Книга эта сразу привлекла к себе внимания; при жизни Агриппы она переиздавалась потом более десяти раз и оставалась в живом обороте более двух веков; в течение нескольких десятилетий ее перевели на все европейские языки, в том числе, на русский). Агриппа, находившийся в очень стеснительных обстоятельствах, получил сразу несколько заманчивых предложений. Его приглашали на службу император Карл V и король Англии Генрих VII. Но он избрал другое предложение – правительница Нидерландов Маргарита Австрийская звала его в Малин на должность библиотекаря и историографа с ежегодным окладом в 200 ливров. Своей новой покровительнице он посвятил первое издание рассуждения «О превосходстве женского пола». В трактате, приводя цитаты из Библии, отцов церкви и философов, Агрипп восторженно прославлял прекрасный пол и утверждал, что природные задатки женщины ничуть не менее совершенны, чем мужские, просто они - иные. Фактически, среди прочих достижений этого исследователя можно отметить и ещё одно - он был одним из первых идеологов феминизма. Переехав в Малин, Агриппа вскоре вступил в третий брак. Имя его последней жены не сохранилось. Известно только, что он не был с ней счастлив и развелся через пять лет. Маргарита Австрийская умерла в конце 1530 г. Агриппа сохранил должность придворного историографа, но жалование ему платить перестали. 9. "Оккультная философия": Вскоре увидела свет «Оккультная (сокровенная) философия» (1510, изд. 1531—1533). Книга эта сразу принесла Агриппе европейскую славу, которая после смерти автора только укреплялась. На протяжении двух следующих столетий «Оккультная философия» оставалась основным компендиумом всего, что относится к магии. При всем том издание книги не принесло автору больших денег. По крайней мере, он не смог расплатиться с долгами. В 1530 г. на имущество Агриппы был наложен арест, а сам он оказался в брюссельской тюрьме. К счастью, он имел могущественного покровителя в лице архиепископа Кельнского, который добился его освобождения. Три тома «Оккультной философии» последовательно описывают три вида магии: натуральную (natural magic), небесную и церемониальную. В первой книге автор рассматривает строение Вселенной, взаимосвязь ее элементов, оккультные свойства вещей, их соотнесение с планетами, объясняет, что значит быть магом. Он рассказывает также о могуществе Слова, о свойствах имен, о том, что придает языку магическую силу, и о том, как составить заклинание с использованием атрибутов и имени божества. Во второй книге Агриппа излагал свой взгляд на магию, как на деятельность, открывающую подлинную природу и взаимосвязь всех вещей. Здесь описывается роль чисел и планет в магии, рассказывается, как производить магические операции с помощью законов числа, веса и меры, дается описание способов изготовления талисманов с планетарными образами, необходимых в магической практике. В третьей книге Агриппа обосновывает важность религии для любого магического предприятия. Религия – это вершина магии и ключ к овладению магическим искусством; это дисциплина, ведущая человека к истинному благородству. Концепция религии у Агриппы, впрочем, далека от ортодоксальной: скорее, это смесь христианства, неоплатонизма и каббалы. Агриппа говорит о планетных духах, о добрых и злых демонах, о вызывании духов и о священных пентаклях, о десяти священных именах Бога, которым приписывает магическую силу, раскрывает тайну священных каббалистических знаков – и все это ради того, чтобы наставить мага в искусстве обращения к сверхъестественным силам, ибо, по его словам, "не будучи бессмертным животным, каковым является вселенная, человек, тем не менее, разумен и с помощью своего разума, воображения и души может влиять на целый мир и преображать его". 10. Последние годы: В 1532 г. Агриппа переехал в Бонн. Незадолго до смерти он сделал попытку вернуться во Францию, но тотчас по приезде в Лион был брошен в тюрьму. Благодаря настойчивому вмешательству некоторых знатных лиц ему удалось выйти на свободу. Он поспешно уехал в Гренобль и там внезапно скончался в 1535 г. в возрасте 49 лет. "Оккультная философия", оказала мощное влияние на развитие западного оккультизма. Магия, – утверждает Агриппа, - это великая способность, окутанная тайной и состоящая в глубоком постижении самых загадочных явлений, их природы, силы, качества, сущности и влияния, а также их взаимосвязи и взаимоотчуждения. Это – философская наука; это физика, математика и теология "в одном лице". С помощью физики мы познаем природу вещей; с помощью математики мы постигаем их размеры и протяженность, а также рассчитываем движения небесных тел; с помощью теологии мы достигаем познания Бога, ангелов и демонов, разума, души и мысли. Физика – земная наука; математика – небесная; теология же имеет дело с миром архетипов. Изучая природу, маг обретает мудрость постепенно, проходя целый ряд ступеней познания. Исследовав свойства камней, он сможет познать сущность звезд, а затем, от небесных тел, понимание его распространится и на более возвышенные и утонченные материи. Светлым духам противопоставлено, неисчислимое множество нечистых духов. «Их так же насчитаны многие легионы, - пишет Агриппа. - И их так же разделяют по именам звезд, элементов и частей мира. Над ними установлены короли, принцы и правители со своими именами. Из которых, четверо наиболее злобных королей правят остальными, согласно четырем частям света. И под их управлением еще больше князей легионов, и еще многие духи с другими обязанностями. Отсюда — злые Горгоны и Фурии. Отсюда Тизифон, Алекто, Мегера и Цербер. Они из той разновидности духов, которые (говорит Порфирий) заполняют пространство вокруг земли, даже внутри самой земли. И нет ни одной пакости, на которую они не решились бы. Все они имеют злые и пагубные привычки, и поэтому замышляют и причиняют многие страшные и нежданные беды. И когда они совершают набеги, иногда желают оставаться скрытыми, но иногда проявляют открытую жестокость, и очень сильно радуются вещам, сделанными из нечестивых и вздорных побуждений». Добрые духи, хотя и могут быть вызываемы различными способами, все же не могут, (или могут с трудом) быть связаны нами, но мы должны заклинать их символическими воззваниями и гимнами, так как они являются знаками божественных сил. Духи иногда предоставляют свои услуги человеку; не то чтобы они были обязаны каким-либо видом необходимости, но по своему собственному согласию и по определенному обычаю, внимают молитвам тех, кто вызвал их. Злые же духи побеждаются нами с помощью добрых духов, особенно когда просящий очень благочестив и набожен и поет священные слова, и произносит ужасные речи, заклиная божественную силу почитаемыми именами, знаками сверхъестественных сил, чудесами, таинствами, священными мистериями и тому подобным; и эти заклинания или отречения, пока они делаются именем, силой религии и божественной добродетели, то злые духи боятся ее. Узды, которыми духи сковываются, заклинаются или изгоняются, бывают трех видов. Первые из них – от стихийного мира, например, когда мы заклинаем духа какими-либо низшими и природными вещами, родственными или противными ему. Вторая узда берется из небесного мира, когда мы заклинаем их небесами, звездами, лучами, светом, красотой, ясностью и тому подобным; и эта узда налагается на духов путем увещевания и примера. Она также имеет некоторую повелительную силу, особенно на служебных духов и тех, что занимают низшие чины. Третья узда – из сверхчувственного и божественного мира, которая совершенствуется религией, иначе говоря, когда мы заклинаем таинствами, чудесами, божественным именами, священными печатями и другими тайнами религии. Каждый человек имеет тройного доброго демона в качестве личного хранителя: один – святости, другой – рождения, третий – профессии. «Святой демон, - пишет Агриппа, - управляет жизнью души и всегда внушает добрые мысли в ум, являясь всегда активным в просвещении нас, хотя мы и не всегда замечаем это; но когда мы очищены и живем умиротворенно, тогда мы его воспринимаем, тогда он как бы разговаривает с нами и обращается к нам голосом, будучи до этого молчаливым, и наставляет ежедневно, чтобы привести нас к совершенству и святости. Демон же рождения, который называется гением, спускается сюда с небес и созвездий, которые доминируют при его рождении. Поэтому были некоторые, кто думал, что когда душа нисходит в тело, то из сонма демонов сама выбирает себе хранителя. И это исполнитель и хранитель жизни помогает ей войти в тело и заботится о ней, когда она в теле, и помогает в этом человеку, на что он и был отправлен небесами. Таким образом, всякий, кто получает хорошего гения, становится благодаря этому искусным в своей деятельности, успешным, сильным, процветающим. Поэтому они названы философами удачливыми, рожденными под счастливой звездой. Демон же профессии дается звездами, которые отвечают за профессию или отрасль, в которой любой человек специализируется, которую душа, когда она делает выбор в этом теле, неявно желает. Этот демон меняется, когда мы меняем специальность». Небесные души посылают свои силы небесным телам, которые затем передают их в этот чувственный мир. И ни от какого другого источника берут свое начало силы земного круга. Поэтому маги, которые желают работать с ними, используют хитрые призывания высших, с таинственными словами, и определенные хитроумные речи, притягивающие одного к другому, но по естественной силе, через некое взаимное между ними согласие, так что все происходит по их собственному согласию, но иногда они привлекаются невольно. Итак, слова человека являются определенными природными вещами, и так как части мира взаимно притягивают друг друга, то маг, заклинающий словами, воздействует на силы природы, ведя одних любовью к другим, или привлекая других в силу следования одного за другим, или отталкивая но в силу вражды одного к другому и противоположности и различия вещей. Какое качество необходимо человеку, для того чтобы он мог быть истинным магом и чудотворцем? Прежде всего необходимо стремление к этой возвышенной силе и власти. Единственным чудотворцем является ум, ибо ум – вершина разумной души. И когда он чрезмерно перегружен заботами плоти и заботится о чувственной душе тела, он делается недостойным повелевать божественными субстанциями. «Тем, кто пытается достичь до этих высот, - пишет Агриппа, - нужно поразмыслить над следующими двумя вещами: первое – как бросить плотские желания, изменчивые чувства и материальные пристрастия; второе – каким способом и какими средствами мы можем достичь состояния чистоты ума, когда он соединяется с силами богов, без чего мы никогда не приобретем силу чудотворчества. В этом и состоит нужное нам благородное качество, которое бывает от природы, по заслуге и благодаря определенному религиозному искусству». Есть две вещи, которые правят в каждой операции церемониальной магии, а именно – религиозность и суеверность. Религия поэтому есть определенная наука внешних священнодействий и церемоний, которые как некие символы напоминают о внутренних и духовных вещах. Поэтому всякий, кто пренебрегает религией и полагается только на силу природы, тот очень часто обманывается злыми духами. «То, что я называю суеверием, - пишет Агриппа, - является неким подобием религии и подражает всему, что есть в религии: чудесам, таинствам, ритуалам, обрядам и т.п., - из чего оно имеет не меньше власти и также достигает не меньшей силы благодаря вере оператора… суеверие требует слепой веры, как религия – сознательной веры; и постоянная слепая вера может творить великие вещи, даже оперируя ложными представлениями и делами… Поэтому всякий, кто в свою религию, хотя бы и ложную, все же сильно верит, что она истинна, возносит свой дух пропорционально своей слепой вере до такой степени, что соединится с теми духами, которые являются вождями его религии, тот сможет творить великие дела; неверие же и сомнительность ослабляют любое дело не только в суеверии, но и в истинной религии, ослабляют желаемый эффект даже самых великих подвигов... Вера делает человека чем-то похожим на высшие силы и дает ему возможность использовать такую же силу, как и они; ибо вера есть корень всех чудес, и ею одной – как свидетельствуют платоники – мы приближаемся к Богу». Маги предписывают делать заклятия и надписи для каждой операции, благодаря которой оперирующий может выразить свою волю, свою страсть или свое желание. Для получения определенного магического эффекта при собирании трав, изготовлении снадобий и лекарств, изображении или изготовлении какой-либо фигуры и т. д. необходимо написать или произнести предписанное для данного случая заклятие. Мистические письмена, алфавиты, цифры являются наиболее сильными и опасными частями в магии. Опасные в том смысле, что они наиболее способны к образованию следствий и результатов и притом с участием или без участия воли экспериментатора, а бывает и помимо его знания об этом. Буквы полны небесных тайн, как в отношении своей фигуры, формы и значения, так и в отношении чисел, которые находятся в прямой зависимости и гармоничной взаимосвязи с буквами. Вещи отпечатывают на нас свои свойства не только когда они прикасаются посредством аромата, или питья, или другим подобным образом, но еще и тогда, когда, будучи завернутыми, они привязаны к нам, или подвешены на нас, или надеты на нас каким-либо другим путем, или приближены к нам, или настолько легко прикасаются к нам, насколько это возможно. Посредством подобных связей и прикосновений тела и вещей последние дают здоровье, придают отвагу, страх, грусть, радость, делают тех, кто их носит грациозными, приятными, делают их отталкивающими или презираемыми, уважаемыми и обожаемыми, или заставляют их ненавидеть, или делают их ужасными. Мы можем получить определенное свойство, посредством привязывания некоторых вещей, посредством привешивания, прикосновения или привязывания на нити. Кольца, которые играли большую роль в древности, сообщали их свойства тем, кто их носил, и сообщались с их духом, делая радостными или грустными, нежными или страстными, отважными либо робкими, заставляя любить или ненавидеть, предохраняя от болезни, от ядов, от врагов, от демонов и от всего вредоносного. Итак, способ делать эти кольца: взять траву, которая является сюжетом счастливой звезды, когда эта звезда доминирует, и сделать кольцо из металла, который ей подходит, и поместить внутрь маленький камень с травой, или подходящим корнем, и не преминуть сделать ароматы, поместив начертания изображений и букв. Всякий знает, что посредством искусства злого можно привлечь злых духов, что обычно делали маги-гностики, делавшие почти мерзкие и отвратительные гадости, совершавшие при жертвах Приапу, или при служении идолу, называемому Панор, где приносились в жертву постыдно раскрытые части тела. Каждому известно также, в противовес этому, что посредством добрых деланий, посредством чистого духа, посредством мистических молитв, посредством набожных умерщвлений плоти и других подобных вещей мы можем привлечь ангелов с неба. Не нужно сомневаться в том, что таким образом, посредством определенных материалов, можно также привлечь божественные атрибуты мира, или по меньшей мере, духов - их министров, которые сопровождают их (атрибуты); как говорит Меркурий, - демонов воздуха, но не тех, которые над небесами, а более высоких.(из статьи Константина Рыжова:" Корнелий Агриппа Неттесгеймский".)

Смотрите другие мои товары
Похожие товары