ПМВ.РИФ.БФ.Морской Министр адмирал ГРИГОРОВИЧ, Дитерикс,Колчак на одном из минных заградителей 1915г

ПМВ.РИФ.БФ.Морской Министр адмирал ГРИГОРОВИЧ, Дитерикс,Колчак на одном из минных заградителей 1915г
Состояние: хорошее
номер лота 874033
Цена
47 670 руб.
2ч 54мин. до окончания (03 Май 2024, 23:16:03)
Стоимость доставки оплачивает покупатель
  • Почта России (отправление 1 класса) 200 руб.
Местоположение: Санкт-Петербург
1 просмотров

Старинное фото.ПМВ.РИФ.БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ.МИННЫЙ ОТРЯД.Морской Министр адмирал И.К. Григорович на одном из минных заградителей Балтийского флота. 1915 год.Рядом с Григоровичем- контр-адмирал В.К.Дитерикс, за Григоровичем- А.В.Колчак(довольно редкое фото Колчака с усами-мне встречались два или три раза).Формат:13.8на8.6см.На обороте надпись:""Морской министеръ прсматриваетъ матросовъ".СОСТОЯНИЕ на ФОТО(дефекты,утраты).ДОСТАВКА ЛОТА в ДРУГОЙ РЕГИОН-ПОЧТА РОССИИ.   ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ:Фото Колчака с усами.                                                                                                               ДЛЯ СПРАВКИ:В феврале 1915 года капитан 1-го ранга Колчак(1874-1920) принял командование полудивизионом особого назначения из четырёх эскадренных миноносцев типа "Пограничник". В ходе минно-заградительной операции в Данцигской бухте ему пришлось применить свой опыт плавания в Арктике — в море уже было много льда. Все миноносцы успешно достигли места постановки минного поля, но крейсер прикрытия «Рюрик» наскочил на камни и получил пробоину. Колчак повёл свои корабли дальше без прикрытия. 1 февраля Колчак в тяжелейших погодных условиях поставил в бухте до 200 мин (по другим данным — 140), выполнив задачу похода, и успешно вернул свои суда на базу. Впоследствии, как утверждалось биографами Колчака, немецкий флот понёс такие серьёзные потери от установленных мин, что командующему немецким Балтийским флотом принцу Генриху Прусскому пришлось распорядиться о запрете кораблям выходить в море до тех пор, пока не будет найдено средство для борьбы с русскими минами.Командующий 6-й армией доложил о «мужестве и отличной распорядительности» Колчака «во время опасной операции большого боевого значения». Колчак был награждён орденом Святого Владимира 3-й степени с мечами. Его имя приобрело известность и за рубежом: для обучения у него тактике минной войны англичане снарядили на Балтику группу своих морских офицеров.В августе 1915 года германский флот, перейдя к активным действиям, предпринял попытку прорыва в Рижский залив. Его остановили именно минные заграждения: потеряв на русских минах несколько эсминцев и повредив некоторые крейсера, из-за угрозы новых потерь немцы вскоре отменили свои планы. Это привело затем и к срыву наступления их сухопутных войск на Ригу, так как оно не было поддержано с моря флотом.В 1915 году Колчак также был удостоен подарка из Кабинета Его Императорского Величества.В начале сентября 1915 года Колчака назначили начальником Минной дивизии.                                             Владимир Константинович Дитерихс (1860 — 1924?) — русский контр-адмирал.  7 мая 1913 года Владимир Константинович был назначен председателем Комиссии для наблюдения за постройкой кораблей в Балтийском море и занимал эту должность до 30 апреля 1917 года, когда по болезни был зачислен в резерв чинов флота. 6 апреля 1914 года он был произведен в чин контр-адмирала и 30 июля следующего года был награждён орденом Святого Станислава 1-й степени.   ГРИГОРОВИЧ ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ(1853,СПб-1930, близ Ментоны)- русский военно-морской и государственный деятель,генерал-адьютант,адмирал(19 марта 1911 года), последний морской министр Российской империи. Почётный гражданин Таллина. ... В период Первой мировой войны  Морское министерство,возглавляемое Григоровичем,сумело обеспечить согласованную работу промышленности,системы материально-технического обеспечения и подготовку кадров в учебных заведениях. О правильности выбранного под руководством министра направления в морской политике и кораблестроении свидетельствовал и тот факт,что построенные накануне и в ходе Первой мировой войны боевые еденицы составляли 100% линкоров, 40% крейсеров и 30% эсминцев в составе флота,встретившего в 1941году Великую Отечественную войну...   Иван Константинович родился в Санкт- Петербурге 7 февраля (26 января) 1853г. в семье флотского офицера. Его отец — капитан 1 ранга Констнтин Иванович Григорович — был командиром 5-го флотского экипажа. По примеру своего отца, ставшего впоследствии контр-- адмиралом, И.К. Григорович выбрал морскую стезю, и 29(16) сентября 1870г. в возрасте 17 лет после сдачи вступительных экзаменов был зачислен в 4-ю (самую младшую) роту на первый курс Морского училища (бывший Морской корпус).  29 мая 1871 г. Иван Григорович впервые вступил на борт военного судна. Вся его дальнейшая жизнь и судьба полностью укладываются в три пушкинские строчки:" Ты на корабль перешагнул шутя,И с той поры в морях твоя дорога,О, волн и бурь любимое дитя!"   В 1877 г. мичман И.К Григорович прослушал курс артиллерийского дела в Кронштадте, а в 1878г. во время русско-турецкой войны принял участие в ней на крейсере «Забияка». В 1883 г. его назначают командиром ново построенного портового судна «Колдунчик». Это был первый корабль, которым начал командовать в своей служебной деятельности И.Григорович.  Так началась непростая морская карьера будущего адмирала, морского министра Российской империи, прошедшего три войны (русско-турецкую 1878-1879 гг., русско-японскую 1904-1905 гг. и Первую мировую войну 1914-1918 гг.). Русско-японская война:  19 августа 1903 г. броненосец "Цесаревич" под командованием Григоровича ушел в Порт-Артур. Это был один из лучших кораблей 1й Тихоокеанской эскадры с мощным артиллерийским вооружением - 36 орудий, включая 4 пушки калибром 305 мм. В ночь с 26 на 27 января 1904 г. броненосец удачно отразил минную атаку японцев на рейде Порт-Артура. Корабль был торпедирован, но броневая противоминная переборка, отстоявшая на 2 метра от борта, прекрасно выдержала испытания. "Цесаревич" остался на плаву, хотя и дал крен 17 градусов, и в таком положении всю ночь отражал атаки противника. Имя командира "Цесаревича" прогремело на всю Россию. Ночной бой броненосца был запечатлен на красочных плакатах, а портрет Григоровича по праву занял место среди лубочных изображений героев Русско-японской войны. 28 марта 1904 года Григоровича произвели в чин контр-адмирала и в тот же день назначили командиром военного порта Порт-Артур. Иван Константинович сдал броненосец и переселился на берег.  Недоброжелателей раздражала кипучая энергия беспокойного командира порта. Он рьяно организовал работу по ремонту поврежденных кораблей и постановке минных заграждений и даже умудрился построить во время осады подводную лодку! 24 июля во время бомбардировки города японцами Григорович находился в рубке "Цесаревича". Попавшим в рубку 6-дюймовым газовым снарядом адмирал был сброшен с трапа на палубу, контужен и отравлен газами...   "От русского флота остались одни адмиралы - флот старый потоплен, а новый ушел по карманам", - напишет о драме защитников осажденной крепости поэт Саша Черный. Порт-Артур был сдан, но честь контр-адмирала Григоровича не была запятнана ничем. Каждый год - новый чин, почетное звание, очередной орден. Он не успевал освоиться на новом месте, как следовал приказ об очередном переводе. Его карьера достигла пика 19 марта 1911 года: Григорович стал 18-м по счету морским министром Российской империи.За отличие в боевых действиях против японцев И.Григорович был награжден орденом Св. Станислава 1 степени с мечами. После падения ПортАртура И.Григорович возвратился в Петербург и был прикомандирован к Главному Морскому штабу, а с окончанием русско-японской войны назначен начальником штаба Черноморского флота и портов. В 1906-м, году (с 28 декабря) он возвращается на Балтику и назначается на должность командира порта Императора Александра III в Либаве (Лиепая). Его деятельность на этом посту, организация службы на новых началах — не флот для порта, а порт для флота — заслужили всеобщую признательность флотских офицеров, и обратила на себя внимание высокого морского начальства рядом энергичных мер по приведению в порядок портового хозяйства в Либаве. В 1908 г. Ивана Константиновича назначают временно исполняющим должность Главного командира Кронштадтского порта и военного губернатора города Кронштадта, а 22 (9) февраля 1909 г. — на пост товарища (заместителя) морского министра с производством 11 апреля (29 марта) этого же года в вице-адмиралы. С этого времени начался наиболее плодотворный период службы И.К. Григоровича.  игорович, придя в морское министерство, правильно оценил военнополитическую обстановку в Европе и тенденции развития мирового военного кораблестроения, и исходя из этого, настаивал на принятии расширенной кораблестроительной программы. «Русский флот должен воссоздаваться руками русских корабелов и меньше зависеть от западного импорта», — говорил он. В этом его поддерживал реформатор П.А. Столыпин, который в то время был министром внутренних дел и Председателем Совета Министров России. В этот период И.Григорович поддержал инициативу начальника Гидрографического управления генерал-лейтенанта А.И.Вилькицкого по исследованию Северного морского пути, для чего были построены гидрографические суда «Вайгач» и «Таймыр», которые первые из русских судов прошли с зимовкой Северным морским путем из Владивостока в Архангельск. «Вайгач» в 1918 году погиб в Енисейском заливе наскочив на подводную скалу. «Таймыр» в 1938 году участвовал в эвакуации полярной станции СП-1. Незаурядные организаторские способности И.Григоровича, знание дела, высокая личная ответственность, боевой и морской опыт, а также дипломатические способности привели к тому, что 2 апреля (19 марта) 1911 г. по предложению Государственной Думы и при поддержке многих членов правительства последовал царский Указ № 1030 о назначении И.К. Григоровича морским министром. С этим назначением и были, наконец открыты кредиты на строительство флота.Девизом служебной деятельности Ивана Константиновича было: «Лишь бы все для флота было хорошо и быстро сделано». С назначением И. К. Григоровича Морским министром в России началась новая эра в создании военного флота. Иван Константинович не боялся принимать смелые решения, беря на себя всю ответственность. 10 октября (27 сентября) 1911г. Указом императора Николая II № 1064, подписанным в Ливадии, И.К Григорович был произведен в адмиралы. Под руководством И.К. Григоровича было разработано «Временное положение по управлению Морским ведомством», которое он указом от 1 ноября (19 октября) 1911 года ввел в действие. На разработке этого положения настаивала Государственная Дума. Дело в том, что во главе большинства управлений и комитетов находились или в солидном возрасте или некомпетентные адмиралы и генералы, способствовавшие в силу своей некомпетентности развалу сложного флотского хозяйства. «Те, кто выдвигался, не хотели работать и не умели работать. А тех, кто мог бы работать и желал работать, в Морском ведомстве не выдвигали: над ними были люди, которые ненавидели знание, презирали таланты, имели на своей стороне силу и право душить их, мешать им выйти на свет Божий» — писала газета «Новое время» №19627 за 1905 год. Конечно, не у всех чинов Морского ведомства вызвало восторг введение в действие нового положения, что проявилось в нападках на И.Григоровича в средствах массовой информации. Дошло до того, что император Николай II по этому поводу отправил на его имя телеграмму, которую он приказом № 327 от 17 (4) ноября 1911г. обнародовал по флоту: «…1-го сего ноября я удостоился получить от Его Императорского Величества Высокомилостевейшую телеграмму следующего содержания: «Прошу Вас, Иван Константинович, не обращать внимание на нападки на Вас лично и на Морское ведомство. Продолжайте твердо и неуклонно порученное Вам дело воссоздания флота…».В  1912 г. состоялось принятие судостроительной программы по возрождению флота на заседании Государственной Думы 3-го созыва. Эта программа состояла из двух самостоятельных подпрограмм: «Программы спешного усиления Балтийского флота» и «Программы спешного усиления Черноморского флота» (принятая в 1914г.). Обе эти программы назвали Большой судостроительной программой.И. К. Григорович не был руководителем из кабинета. Он бывал и решал вопросы там, где свершались основные флотские дела. Так, в июле 1912 г. он представил царю построенный на народные деньги эскадренный миноносец «Новик» и убедил Николая ΙΙ совершить на нем пробное плавание, после чего было решено строить серию таких эсминцев.С началом Первой мировой войны И.Григорович не только укрепил оборону Финского залива, но и создал противоминную и противолодочную оборону Кольского полуострова. В 1915 г. И.К. Григорович одобрил план создания маневренной базы миноносцев в Моонзунде с подводкой к ней железнодорожных путей. В устье Финского залива с его помощью усиливалась Центральная минно-артиллерийская позиция между Ревелем и Порккала-Уддом. В Архангельске был оборудован специальный военный порт для приема транспортов с военной помощью от союзников. В Англии И.К. Григорович заказал 5 подводных лодок типа «АГ». Были проведены переговоры с Японией, в результате которых за незначительные средства по подъему и ремонту затонувших в Цусимском бою русских кораблей было получено согласие на возврат России крейсера «Варяг» и эскадренных броненосцев «Полтава» и «Пересвет». Они должны были стать основой боевого ядра формируемой флотилии Северного Ледовитого океана. Во время войны до И. К. Григоровича стали доходить слухи о том, что императрица Александра Федоровна группирует вокруг себя подозрительные личности. Зная ее происхождение и стремление вмешиваться в управление страной, И. К. Григорович насторожился. Он решил проверить справедливость услышанного. О том как он это сделал рассказал в своих мемуарах А. Ф. Керенский. Вот что он писал: «…Адмирал был предан царю, однако его настолько снедали сомнения и подозрения, что, не в силах совладеть с ними, он счел своим патриотическим долгом проверить слухи о проникновении германских шпионов в Царское Село. В ответ на настойчивые запросы из Царского Села относительно точной даты осуществления определенной военно-морской операции, он передал туда ложную информацию о приказе к отплытию отряда русских крейсеров. И со всей точностью, именно в тот час и в том месте, когда и где, согласно переданной им информации, должны были появиться русские крейсера, оказалась германская эскадра кораблей…». К сожалению, о том, что делал дальше И. К. Григорович, А. Ф. Керенский не рассказал. Волновала И.К. Григоровича и проблема кадров офицерского состава. В своих «Воспоминаниях бывшего морского министра» он писал: «…Одна из забот моих — это недостаток офицерского состава вследствие гибели многих во время Японской войны и ухода большого числа офицеров в отставку, не видевших в будущем ничего светлого для флота; осталось их на службе немного и по большей части это молодежь, обязанная служить за полученное образование…».    период Первой мировой войны пришлось срочно расширить сеть военноморских учебных заведений для усиленной подготовки офицерского состава.Офицеры, по каким-либо причинам не поступившие в Николаевскую Морскую академию, имели возможность совершенствовать свои знания в Офицерских классах в соответствии со своей специальностью. Накануне Первой мировой войны существовали следующие офицерские классы: Минный, Артиллерийский, Штурманский, Подводного плавания и Водолазный. Благодаря всем этим мерам удалось добиться грамотной боевой эксплуатации кораблей, в период Первой мировой войны, а также быстро восстановить систему подготовки кадров для судостроения и флота в первое десятилетие советской власти. Под руководством И.К. Григоровича кораблестроительными программами 1912 и 1914 гг. планировалось значительное усиление Балтийского и Черноморского флотов. Всего к 1917 г. предполагалось построить 105 боевых кораблей на сумму 820,1 млн. руб., в том числе 8 линкоров, 4 линейных крейсера, 10 легких крейсеров, 53 эсминца, 30 подводных лодок. Бюджет Морского ведомства в 1907- 1913гг. вырос с 89 до 245 млн. руб. и превысил морской бюджет Германии. Большая (1912) и малая (1914) судостроительные программы были выполнены далеко не полностью, но, тем не менее, удалось построить достаточно большое количество кораблей и судов. На Балтике было построено 4 линейных корабля («Севастополь», «Петропавловск», «Гангут» и «Полтава»), 17 эскадренных миноносцев типа «Новик», 12 подводных лодок типа «Барс» и 5 типа «АГ», легкий крейсер «Светлана» доведен почти до 100% готовности. На Черном море было построено 3 линейных корабля («Императрица Мария», «Императрица Екатерина Великая» и «Император Александр ΙΙΙ), 13 эскадренных эсминцев типа «Новик», 16 подводных лодок различных типов, 2 легких крейсера («Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев») доведены почти до100 %-й готовности.В  ходе Первой мировой войны России потребовалось создать морские силы на Северном морском театре, и благодаря усилиям И.К Григоровича в 1916 г. была сформирована флотилия Северного Ледовитого океана, боевое ядро которой составили корабли, переведенные с Дальнего Востока. Корабли, построенные при морском министре Григоровиче, оказались кораблями — долгожителями, и многие из них приняли участие в Великой Отечественной войне, в том числе – построенные в период 1909-1917гг. линкоры (100%), крейсера (40%) и миноносцы (30%). Большая заслуга в этом, бесспорно, принадлежала руководству Морского министерства во главе с И.К. Григоровичем.Нельзя не сказать и о его личном вкладе в строительство флота. В короткий срок ему удалось наладить четкую работу всех учреждений министерства, избавившись, несмотря на сильное противодействие, от откровенных бездельников и интриганов. Вот как пишет о нем адмирал А.Д. Бубнов в своей книге «В царской ставке», изданной за рубежом: «…В течение ряда лет до войны во главе Морского министерства стоял, безусловно, самый выдающийся морской министр, какого Россия когда-либо имела со времен Петра Великого — незабвенный адмирал И.К. Григорович. Необыкновенно умный, прекрасно знающий свое дело, рыцарски благородный и честный человек, адмирал И.К. Григорович был замечательным знатоком людей и не боялся выдвигать на командные посты талантливых и заслуживающих того офицеров. Окружив себя такими выдающимися сотрудниками, какими были начальник Морского генерального штаба адмирал А.И. Русин и командующий Балтийским флотом адмирал Н.О. Эссен..."Благодаря  выдающимся организаторским способностям  Григоровича флот и судостроительная промышленность России заметно преобразились. Вот как характеризует И.К.Григоровича помощник управляющего делами Совета министров А.Н.Яхонтов: «…Иван Константинович Григорович с первого же взгляда привлекал к себе симпатии. Это был «морской волк» в лучшем значении слова. Высокий, статный, с белоснежными густыми волосами, широкоплечий, крепко скроенный, с раскачивающеюся походкою, он выделялся среди окружающих своею незаурядною внешностью, исполненною достоинства и благородства. Вся его фигура дышала моральною и физическою мощью. Под суровой личиною нетрудно было распознать доброго, прямого, благорасположенного человека. Он пользовался неоспоримым авторитетом…Море было его страстью, а флот-святая святых…Морское министерство он знал великолепно и по своим представлениям давал разъяснения в Совете министров самостоятельно, не прибегая к помощи технических сотрудников…Говорил он убедительно, идя непосредственно к цели…». К 1917 г. Россия обладала солидной судостроительной и судоремонтной базой. Общее количество занятых на ней рабочих достигало 90 тыс. чел. Петроград стал самым крупным судостроительным и судоремонтным центром, где Морское ведомство имело 11 заводов этого профиля. В составе российского флота числилось 558 военных кораблей различных классов, более 500 судов торгового флота, использовавшихся для военных целей. На воде достраивались 56 и находились в постройке еще 23 корабля. Григоровичу одному из немногих удалось пережить "министерскую чехарду" последних лет императорской России: он решительно отмел настойчивые попытки распутинской клики повлиять на работу и расстановку кадров Морского министерства. Адмирал поддерживал контакты с кадетскими и октябристскими кругами Государственной думы и в предгрозовом 1916-м назывался кандидатом на пост председателя Совета министров. У адмирала было только одно условие - отправить в отставку наиболее одиозных министров: Протопопова, Трепова, Штюрмера. В последний момент Николай II, первоначально благосклонно отнесшийся к идее назначить Григоровича премьер-министром, отказался утвердить это назначение.

Так был упущен последний шанс, который посылала государю сама судьба: адмирал с безупречной репутацией был именно той фигурой, вокруг которой могла сплотиться вся нация.    Во Временном  же правительстве на министерских постах оказались новые люди. Военным и морским министром был назначен А. И. Гучков. 4 апреля (22 марта) он направил И. К. Григоровичу письмо следующего содержания: «Милостивый государь Иван Константинович! Обстоятельства настоящего момента указывают на желательность подачи Вами прошения об отставке, которая будет принята Временным правительством. С совершенным почтением А. Гучков». Эту просьбу Ивану Константиновичу пришлось выполнить. 31 марта 1917 г. А.Гучковым был подписан приказ по армии и флоту, где было сказано: «Увольняется от службы член Государственного совета  адмирал И. К. Григорович по расстроенному здоровью с мундиром и пенсией». С 1918 по 1919 гг. И.К. Григорович работал научным сотрудником в Морской исторической комиссии по изучению опыта Первой мировой войны на море, а с июня 1919г. по декабрь 1921г. старшим архивариусом в Морском архиве республики (ныне РГА ВМФ). В те полуголодные осенне–зимние месяцы 1919 г. жить и работать приходилось в неимоверно трудных условиях.   Сохранилось трогательное письмо, в котором 9 ноября 1920 г. от имени архивных коллег Григоровича Лебедев (директор архива) писал ему: «…Служащие архива, собравшиеся сегодня, в день своего праздника – Св. Нестора Летописца, за чашкой чая, просили меня передать Вам свое огорчение, что были лишены возможности видеть Вас в своей среде, и просят принять Вас прилагаемый кусок сладкого пирога, часть общего угощения, как знак глубокого к Вам уважения…». То было суровое голодное время. Зимой 1920 года из-за отсутствия дров пришлось на несколько зимних месяцев переехать к академику А.Н.Крылову на Петроградскую сторону, с которым И.К.Григоровича связывали близкие отношения еще в бытность, когда Григорович был морским Министром. Об этом периоде времени А.Н.Крылов писал: «…Зимой 1920/1921 гг. у меня жил И.К.Григорович, ибо у меня были дрова, а у него нет…». Чтобы не умереть с голоду вместе с семьей Ивану Константиновичу пришлось обратиться к своему старому юношескому занятию, которым он увлекался, рисуя маслом изящные миниатюры с кораблями и морскими пейзажами – живописи. Но в 20-е годы было не до пейзажей, и,когда начался нэп, и в городе открылись кондитерские и рестораны, Иван Константинович занялся рисованием рекламной продукции – тортов и других сластей для витрин и коробок кондитерского магазина(стал рисовать торты и другие сладости для витрин кондитерской на углу Невского и Литейного). Именно в это трудное время Иван Константинович работал над своими мемуарами «Воспоминание бывшего морского министра», которые он закончил писать в 1922 году. Осенью 1924 г. И.К. Григорович выехал за границу для лечения. Ему предстояла сложная операция — трепанация черепа с целью удаления опухоли. В том же, 1924 г. году его успешно прооперировали, после чего он поселился в южном французском городке Ментоне департамента Морские Альпы(как оказалось-навсегда). Незадолго до отъезда из Советской России в письме начальнику Морского штаба РККФ А.В. Домбровскому (бывшего в свое время подчиненным Григоровича, который и помог Ивану Константиновичу получить разрешение на выезд) Иван Константинович писал: «...Никаких преступлений я за всю свою службу Империи не совершал, был всегда лоялен, и тем паче к Советскому правительству. Никаких связей с белой гвардией не имел...». Талант живописца помог И.К.Григоровичу выжить в эмиграции. Здесь, на берегу Лазурного берега Средиземного моря Ивану Константиновичу пригодилось его умение рисовать. Трудно даже предположить, что именно талант художника станет его единственным средством существования. Последний морской Министр императорской России русский адмирал И.К.Григорович во Франции жил тем, что продавал свои картины, преимущественно морские пейзажи, чтоб как-то свести концы с концами. Он писал их на набережной Ментона, незаслуженно забытый на Родине. Вот как описывает свою встречу с И.К.Григоровичем в Ментоне писатель Лев Никулин в своей книге «Семь морей»: «…Прошел высокий старик в черном, с замечательно знакомым лицом. …Мысль опять возвращается к высокому старику. И вдруг перед глазами встают иллюстрации «Нивы», и именно этот старик в адмиральской форме, в треуголке, рядом с невысоким полковником в усах, с остроконечной бородкой. Григорович! Конечно, это он, морской министр царской России. Он доживает свой век в Ментоне, под этим как бы искусственным солнцем, в томительной тишине города больных и умирающих. В двадцатом году в Петрограде его подкармливали матросы, они носили старому адмиралу селедки и пайковой хлеб, и это было подаянием за ту относительную человечность, которую иногда проявлял к матросам морской министр Григорович. Для зверя Вирена у матросов не нашлось ничего, кроме ружейных прикладов и крепких матросских кулаков. Для Григоровича оказался хлеб, и это был высший дар человечности. Советская власть отпустила его за границу. В 1924 году он приехал во Францию, поселился в Ментоне и, кажется, не написал ни одного дурного слова, ни о революционных матросах, ни о революционной власти. Ему много лет, он стар, и, может быть, это его последняя прогулка по набережной Ментона…».

Смотрите другие мои товары
Похожие товары