ПМВ.РИФ.БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ.УЧЕБНО-АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ОТРЯД: МАТРОС-КОМАНДОР, КРОНШТАДТ,1915г.

ПМВ.РИФ.БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ.УЧЕБНО-АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ОТРЯД: МАТРОС-КОМАНДОР, КРОНШТАДТ,1915г.
Состояние: хорошее
номер лота 874180
Цена
3 360 руб.
1д 1ч. до окончания (05 Май 2024, 00:02:02)
Стоимость доставки оплачивает покупатель
  • Почта России (отправление 1 класса) 200 руб.
Местоположение: Санкт-Петербург
1 просмотров

ПМВ.РИФ.БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ.УЧЕБНО-АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ОТРЯД: МАТРОС-КОМАНДОР, КРОНШТАДТ,1915г. Формат:10.1х8см. СОСТОЯНИЕ на ФОТО(утраты), ДОСТАВКА ЛОТА в ДРУГОЙ РЕГИОН-ПОЧТА РОССИИ.                                      ДЛЯ СПРАВКИ:В составе Морского министерства числились: Учебные команды строевых унтер-офицеров и учебные корабли, Учебно-артиллерийский и Учебно-минный отряды Балтийского флота, Учебный отряд Черноморского флота, Учебный отряд подводного плавания, Пристрелочная станция.Кронштадтская крепостная артиллерия:Кронштадтская крепостная артиллерийская бригада-1-й и 2-й Кронштадтские крепостные артиллерийские полки. В 1870 году в Кронштадте был создан Учебно-артиллерийский отряд Балтийского флота, а несколько лет спустя в его составе появлась Школа комендоров и гальванеров. Оказывается, что стрельба сухопутной артиллерии резко отличается от стрельбы морской артиллерии. И подготовить морского артиллериста требовалось очень больших трудов. Однако, и морским офицерам-артиллеристам нужно долго и много учиться, прежде чем они станут хорошими командирами. Вот почему в 1905 году в Кронштадте был основан Артиллерийский офицерский класс.(Кронштадское Адмиралтейство .Здание  4-й Парусной мастерской -Артиллерийские офицерские классы :И внешне, и внутри обстановка Артиллерийского Офицерского класса отличается скромностью, но в классах и учебных кабинетах, оборудованных по последнему слову боевой техники, были созданы все условия для учебного процесса).

                            ЕСЛИ ИНТЕРЕСНО:Учебно-артиллерийский отряд Балтийского флота имел большую историю. В 1902 году он отметил свой столетний юбилей. Первым кораблем, принявшим на борт специальную команду для обучения стрельбе, был 44-пушечный фрегат "Амфитрита" под командой капитан-лейтенанта П. А. Родионова. После успешного обучения матросов на "Амфитрите" в конце кампании, 4 декабря 1802 года, Александр I приказал каждый год выделять для этой цели один из кораблей флота. С той поры ежегодно назначался один из больших фрегатов. В 1862 году к фрегату добавили канонерскую лодку "Снег". Некоторое время функции учебного корабля выполнял броненосный фрегат "Севастополь".

 

 

С появлением нарезной артиллерии, новых приборов управления стрельбой и векторных прицелов обучение комендоров заметно усложнилось. Поэтому приказом Морского министра в марте 1870 года образовали отряд под командой капитана 1 ранга П. А. Селиванова, состоящий из батареи "Кремль", которая более тридцати лет находилась в его составе, двухбашенной лодки "Русалка", монитора "Лава" и клипера "Забияка". В 1883 году Адмиралтействсовет окончательно узаконил наличие на Балтике отряда, приняв специальное "положение" (устав) о его деятельности.

 

 

К 1900 году в связи с ростом флота численность обучающихся увеличилась до 1000 человек и отряд включал в себя уже 15 кораблей. Тогда же вышло и новое "положение" о деятельности отряда, в котором предусматривалось обучение комендоров стрельбе по берегу, стрельбе в ночное время при освещении цели прожекторами, а также обучение команд для высадки десанта.

 

 

На протяжении многих лет существования отряда им командовали такие известные моряки, как контр-адмиралы М. П. Шварц, П. П. Пилкин, И. Ф. Повалишин, П. С. Бурачек, К. К. Де-Ливрон, А. А. Бирилев и 3. П. Рожественский. Некоторое время командовал отрядом и бывший командир "Петра Великого" капитан 1 ранга В. Г. Басаргин, а перед русско- японской войной – контр-адмирал Д. Г. Фелькерзам.

 

 

Сражения в Желтом море, сдача Порт-Артура и Цусимская катастрофа выявили большие просчеты как в боевой подготовке наших артиллеристов, так и несовершенства артиллерийского вооружения кораблей. Основными из них являлись практика стрельб на дистанции только до 45 кабельтовых, малое содержание взрывчатого вещества даже в фугасных снарядах, организация стрельб, исключавшая централизованное сосредоточение огня несколькими кораблями по одной цели, и низкий уровень практической подготовки личного состава.                                                    Первым организационным мероприятием было перемещение в 1905 году на летние месяцы места базирования отряда с Ревельского рейда в Копореемскую (Ромоссарскую) бухту. Это позволяло проводить стрельбы по берегу на увеличенных до 70 кабельтовых дистанциях, чего нельзя было делать на Ревельском рейде из-за стесненной акватории. На островах Карлос и Ромоссари установили по одной радиостанции и создали базу для установки береговых артиллерийских щитов. Стрельбы с учетом уроков войны провели в следующем 1906 году. Отряд в этот период состоял из флагмана-крейсера "Память Азова" под флагом командуюшего отрядом капитана 1 ранга Н. Д. Дабича, учебного судна – бывшего транспорта "Рига", минного крейсера "Воевода", миноносцев "Послушный" и "Ретивый" и номерных миноносцев №№ 102, 106, 107, 113, использовавшихся в основном для буксировки щитов. Полугодовая кампания омрачилась событием, потрясшим всю Российскую империю, – бунтом на "Памяти Азова".

 

 

Тогда же еще острее начало сказываться отсутствие в отряде корабля специальной постройки. Еще в большей степени появилась необходимость в основательной подготовке в управлении башенными орудиями и освоении новых приборов управления стрельбой системы Гейслера.

 

 

Еще до русско-японской войны для практики стрельб из башен в состав отряда попеременно входили все три броненосца типа "Адмирал Ушаков". Война подтвердила, что башенные установки в дальнейшем будут основными носителями орудий большого калибра, для чего командование в кампанию 1907 года включило в состав отряда отремонтированный броненосец "Император Александр II", имевший только одну устаревшую барбетную установку для двух 305-мм орудий. Одновременно перевооружили новыми орудиями среднего калибра и учебное судно "Рига". В 1907 году отряд насчитывал 1843 человека. Командовал им герой русско-японской войны контр-адмирал Н. К. Рейценштейн.В 1908 году в состав учебно-артиллерийского соединения вошел "Петр Великий".                                           1908 год:Предстояло участие в Высочайшем смотре, а затем обеспечение слушателей Кронштадтских артиллерийских классов при проведении стрельб, которые завершали весь цикл обучения в 1908 году.Ночью 19 сентября отряд прибыл к острову Гогланд. Став на якорь среди кораблей Балтийского флота, последующие четверо суток готовились к встрече Николая II и Морского министра адмирала С. А. Воеводского. Стоянка у Гогланда приподнесла неприятный сюрприз. Поднявшийся ночью 22 сентября сильный ветер навалил на левый борт корабля стоявшую невдалеке на якоре шхуну, которая повредила оба паровых катера. Всю предшествовавшую смотру ночь матросы, входившие по расписанию в экипажи катеров, устраняли повреждения.

 

 

Утром 23 сентября к кораблям отряда на яхте "Штандарт" прибыл Николай II с Морским министром, державшим свой флаг на крейсере "Адмирал Макаров". После салюта первым действием по тщательно отработанному сценарию являлось посещение кораблей. Весь день Николай II посвятил осмотру. Император посетил сначала броненосцы "Император Александр II" и "Цесаревич", затем броненосный крейсер "Рюрик", недавно пришедший из Англии, крейсер "Богатырь", эскадренный миноносец "Донской Казак" и учебное судно "Европа". На следующий день осмотр кораблей продолжился. После посещения крейсера "Олег" и учебного судна "Рига" к 10 часам утра император со свитой прибыл и на "Петр Великий", "удостоив" корабль своим тридцатипятиминутным пребыванием. Он обошел верхнюю палубу, осмотрел все орудия на батарейной палубе, побывал в матросском камбузе, демонстративно сняв пробу готового обеда. Пробыв на эскадре еще три часа, Николай II на "Штандарте" в сопровождении посыльного судна "Алмаз" прошел сквозь строй пестреющих флагами расцвечивания кораблей и убыл в Кронштадт.

 

 

Сразу же после ухода обоих кораблей с царской семьей, не теряя времени, приступили к погрузке угля и вечером в составе отряда "Петр Великий" ушел на Ревельский рейд. Корабли начали самый ответственный этап боевой подготовки – проверку всего курса теоретического и практического обучения в кампанию 1908 года. Погрузив у Ревеля к утру 29 сентября боезапас и взяв на буксир два артиллерийских щита, отряд вышел к острову Нарген. У острова следовавший рядом пароход "Молодец" поставил щиты.Первые стрельбы из 152-мм орудий боевыми зарядами выполнили на средних дистанциях (до 45 кабельтовых), еще недавно, до русско-японской войны, считавшихся предельными. Через два часа стрельбу прервал начавшийся шторм. На следующий день стрельбу продолжили. Затем очередные стрельбы провели 2 и 3 октября. На этот раз щиты размером 9 х 27 м не выдержали попаданий железных болванок снарядов и превратились в груду обломков. О интенсивности учебы можно было судить по тому, что в период до 26 октября "Петр Великий" еще двенадцать раз выходил на стрельбы. В основном экзаменовались офицеры – слушатели артиллерийских классов.

 

 

Окончив курс подготовки, "Петр Великий" и "Император Александр II" последними прибыли в Кронштадт, и 3. ноября их покинули офицеры и матросы, обучавшиеся стрельбам. 12 ноября после завершения кампании оба корабля вступили в вооруженный резерв. Началась подготовка к зиме.1 марта 1909 года в Кронштадтском учебно-артиллерийском отряде состоялся очередной выпуск слушателей – офицеров и комендоров. После выпуска их для практического обучения распределили на корабли отряда."Петр Великий" и "Император Александр II", составлявшие ядро отряда, стояли в ожидании 152-мм орудий Канэ, ремонт которых закончили на Обуховском заводе. К концу апреля их установили. Другие корабли отряда – транспорт "Рига" и пять номерных миноносцев – также готовились к плаванию. Отряду в эту кампанию предстояло обучить 2589 моряков по весьма насыщенному курсу.

 

 

В план занятий с офицерами добавили несколько упражнений, ранее считавшихся необходимыми только для комендоров. Теперь и офицерам предстояло провести стрельбы на берегу из винтовок и вспомогательных винтовочных стволов на 120- и 152-мм орудиях (в сумме 420 выстрелов). Это, по мнению Морского генерального штаба, нужно было для того, чтобы "будущие судовые артиллерийские офицеры сами изучали на практике, чему и как учить нижних чинов для лучшей подготовки их к боевой стрельбе из пушек".

 

 

Учитывая огромную потребность в комендорах для обслуживания орудий разных калибров, на всех классах кораблей курс обучения состоял из 122 различных стрельб.

 

 

На стрельбах с порядковыми номерами от 1 до 18 обучали стрельбе из винтовок, револьверов и пулеметов на берегу в десантных взводах. Стрельбу № 19 проводили из пулемета системы Максим с движущегося катера по вехе в воде. Стрельбы №№ 20, 21 и 21а вели из 120- и 152-мм орудий со вставленными винтовочными стволами. Следующим этапом обучения являлись стрельбы из орудий малого (37-мм и 47-мм) калибра по пирамидальному щиту на расстоянии 5-7 кабельтовых. И самыми ответственными считались стрельбы №№ 31-41 для офицеров и комендоров-наводчиков. Это были стрельбы из всех калибров, включая и 305-мм (на "Императоре Александре II"). Их проводили сначала при стоянке на якоре, затем на ходу при скорости 10 уз и ночью с подсветкой цели из прожекторов. Состязательные стрельбы (№№ 40-42) производилась боевыми зарядами и снарядами.

 

 

Все последующие стрельбы (№№ 43- 122) предназначались для офицеров, идущих служить на миноносцы и подводные лодки. При проведении стрельб учитывались все условия нелегкой службы на них: стремительная качка, циркуляция, крен, большие скорости и плохая видимость. Каждый слушатель делал от 10 до 80 выстрелов в зависимости от калибра.Об интенсивности обучения можно судить по количеству отпущенных отряду боеприпасов. На 1909 год назначалось 650 тыс. винтовочных патронов, 37 тыс. 152-мм и 1400 203-мм снарядов и зарядов. Огромное количество снарядов отпускалось и на орудия меньших калибров.

 

 

В начале мая отряд прибыл на Ревельский рейд. В день очередной 37-й годовщины спуска "Петра Великого" на воду корабль посетил великий князь Кирилл Владимирович. 10 августа, подводя итоги обучения, отряд произвел состязательную офицерскую стрельбу. Переходный Императорский приз получил обучавшийся на "Петре Великом" лейтенант Г. Оленев. В октябре отряд пришел в Кронштадт.

 

 

1909 год явился знаменательным в истории русского флота. 3 июня на ведущих заводах страны, Балтийском и Адмиралтейском, заложили по два 23 000-тонных линейных корабля-дредноута. И в России началась эра дредноутов – заключительный 30-летний этап развития линейных кораблей.

 

 

А в Кронштадте в это время мирно стоял после тяжелой учебной работы корабль, который ровно за сорок лет до этого строила почти вся страна в то, ставшее историей для создателей дредноутов, время, когда Россия, благодаря усилиям царя – реформатора Александра II, освободилась от цепей крепостного права и вышла из феодального на иной, капиталистический путь развития.

 

 

Пять последующих лет проходили для отряда похожими друг на друга. Корабли, как и прежде, традиционно уходили в Ревель и там занимались боевой подготовкой. В 1910 году в отряд включили и крейсер "Россия". В 1913 году, 7 июня, экипаж " Петра Великого" участвовал в грандиозном торжестве – освящении нового Морского собора на Якорной площади в Кронштадте. Перед самым началом войны взамен "России" в отряд включили крейсер "Диана". Тогда же отряду довелось участвовать в маневрах Балтийского флота. "Александр II" и "Петр Великий" изображали корабли "противника", сражавшегося с Первой бригадой линейных кораблей.Во время проведения в конце июля 1914 года состязательных стрельб на корабли отряда пришло известие об объявлении Германией войны. Но Балтийский флот уже вступил в войну, объявив накануне мобилизацию.

 

 

В годы Первой мировой войны "Петр Великий", будучи плавбазой для подводных лодок, находился сначала в Кронштадте, а затем в Гельсингфорсе, где его застала Февральская революция.Спустя год, в феврале 1918 года, базировавшиеся в Гельсингфорсе корабли по приказу В. И. Ленина перевели в Кронштадт. Руководил этим тяжелым переходом, названным после "ледовым", бывший офицер, капитан 1 ранга А. Н. Щастный.

Смотрите другие мои товары
Похожие товары