ТУРКИН(Дий Одинокий).КОМИССАРЖЕВСКАЯ в ЖИЗНИ и на СЦЕНЕ, М,изд.Златоцвет 1910г прижизн.

ТУРКИН(Дий Одинокий).КОМИССАРЖЕВСКАЯ в ЖИЗНИ и на СЦЕНЕ, М,изд.Златоцвет 1910г прижизн.
Состояние: хорошее
номер лота 418026
Цена
5 980 руб.
12ч 25мин. до окончания (05 Май 2024, 05:35:02)
Стоимость доставки оплачивает покупатель
Местоположение: Санкт-Петербург
0 просмотров

Прижизненное издание.180стр.,илл.,уменьшенный формат,владельческий переплет эпохи(полукожа)с сохранением издательской обложки.Состояние на фото(карандашные пометки),доставка лота в другой регион-почта России.Коммиссаржевская Вера Федоровна - знаменитая актриса (1864 - 1910), дочь певца Ф.П. Коммиссаржевского . В 1883 году Коммиссаржевская вышла замуж за художника графа В.Л. Муравьева , но в 1885 году рассталась с ним. Дебютировала в Петербурге на сцене Морского собрания. В 1892 году в Москве в любительском спектакле Коммиссаржевская сыграла в Плодах Просвещения. Видевший ее Киселевский устроил ей приглашение в труппу Н.Н. Синельникова в Новочеркасске; затем она играла в Озерках, близ Петрограда, и в Вильне. В 1896 году дебютировала на Александринском театре в Петрограде в роли Рози (Бой Бабочек) и играла на этой сцене, с постоянно возраставшим успехом, до 1902 года. Сезоны 1902 - 1904 годов Коммиссаржевская посвятила поездкам по России, после чего открыла свой театр в Петрограде (в Пассаже). В 1905 - 1906 году политические события отвлекли публику от театра, но Коммиссаржевская возобновила начатое ею дело в театре на Офицерской. Здесь она отдается борьбе за новые пути и формы театра и за новые цели искусства. В октябре 1909 года она предприняла новую поездку по России. 10 февраля 1910 года, в Ташкенте, Коммиссаржевская умерла от оспы. В фойе Александринского театра поставлен ее бронзовый бюст.Туркин Никандр Васильевич (1863-1919) – театральный критик, драматург, редактор-"почти эсдэк, почти футурист, почти первый главный по советскому кино".Писал под псевдонимами Алатров, Гранитов, Н. Т., Одинокий Дий. Рожденный в Новочеркасске Никандр Васильевич Туркин - не самый популярный персонаж в истории искусств рубежа 19-20 веков, несмотря на то, что еще в студенческие годы он был первым наставником будущих знаменитостей - поэта Макса Волошина и музыкального критика Л.Сабанеева, потом - "правой рукой" издателей ростовских крупнейших газет 1890-х, а после переезда в Москву - незаменимым сотрудником и крупнейшего книгоиздателя Сытина, и редактора первой русской "газеты европейского типа" Дорошевича, и одного из первых русских кинопроизводителей Ханжонкова, а после революции стал важным кино-функционером и одним из первых советских кинорежиссеров, снимавших Александра Вертинского, Владимира Маяковского, Давида Бурлюка, Василия Каменского. Именно Никандр Туркин оценил и продвинул таланты знаменитейшей актрисы немого кино Веры Холодной, а также своего родного племянника Валентина Туркина, ставшего впоследствии крупнейшим из ранних русских киносценаристов и теоретиков драматургии кино.Лежит ли причина малого интереса искусствоведов к этой персоне в характере самого Никандра Васильевича, в специфике его человеческих одаренностей, или в чем-то другом - сказать пока трудно. Но, так или иначе, архив Туркина, хранящийся в РГАЛИ, изучен недостаточно.Именно он заметил в Новочеркасской труппе артистов КОМИССАРЖЕВСКУЮ:В конце 1893 приглашен в газету «Донская речь» (Новочеркасск) для руководства отделом театральных заметок. В дебютной статье от 5 декабря 1893 пишет о новочеркасском театре: «В настоящее время на сцене новочеркасского театра подвизается товарищество артистов, и какое товарищество!.. Я не знаю провинциальной труппы более сильной, чем новочеркасская . 
В.Ф. Комиссаржевская – ingenue comique. В ней все есть для того, чтобы стать большою артисткой: миловидная наружность, красивый звучный голос, выразительные глаза и, главное, огонек молодости, тот святой огонек, которым артистка увлекает зрителей. В пьесе Т.Л. Куперник «Летняя картинка» Комиссаржевская играет главную роль Шуры. Играть эту роль лучше нельзя: нет ни единого штриха, нет и признака шаржа; Комиссаржевская-Шура – сама прелесть, само очарование, сама молодая жизнь, полная неподражаемой красоты и неисчерпаемого веселья ».Туркин считает,что театр - это институт просвещения и воспитания. Он также обещает продвигать молодые таланты, решительно отказавшись от распространенной в тогдашней прессе манеры глумления над артистами:«Театральная рецензия – это послужной список артиста: она составляет имя артиста, от нее зависит часто дальнейшая судьба начинающего артиста; ею руководствуются подчас при заключении контрактов с артистами; она, наконец, отбивает публику от театра, лишая артистов и без того трудно дающегося им насущного куска хлеба. Рецензенты привыкли к тому, что над артистами можно шутить и глумиться сколько угодно, не рискуя нажить себе никаких неприятностей, не рискуя быть уличенными в пристрастии и невежестве».В 1902 крупнейший российский книгоиздатель Д.И. Сытин приглашает Туркина в Москву для работы в издававшемся им "Русском слове" - первой русской ежедневной газете европейского образца.В 1915, Туркин приглашен заведовать литературной частью кинофирмы Ханжонкова.Акционерное общество Ханжонкова в своем киноателье на улице Житной снимало знаменитые боевики с участием Ивана Мозжухина, Витольда Полонского и Веры Холодной.В 1915 Ханжонков с супругой начали издавать литературно-художественный и кинематографический ежемесячник «Пегас». Туркин был редактором этого журнала. Ответсекретарем и основным автором "Пегаса", к слову, был его племянник - Валентин Туркин, будущий известнейший киносценарист, один из первых русских теоретиков кино.В том же, 1915, Туркин написал свой первый киносценарий - "Убийство балерины Пламеневой" (другое название - "Тайна одной ночи"). Этот социальный уголовный кинороман поставил у Ханжонкова режиссер Евгений Бауэр (он же был и художником-постановщиком фильма). Среди исполнителей главных ролей - Александр Вертинский.1918 год Туркин посвящает экспериментам. В начале года появляется его первая психологическая драма "Аня Краева" с Ольгой Чеховой (будущей знаменитой советской шпионкой в Третьем Рейхе) в главной роли (фильм считается утраченным).А в мае 1918 в московском кинотеатре «Модерн» в присутствии наркома просвещения А. В. Луначарского состоялся премьерный показ футуристического фильма по книге американского социалиста Джека Лондона "Мартин Иден" - «Не для денег родившийся». На афишах значится: «Бродяга Иван Нов, поэт величественных переживаний — Владимир Маяковский. Огромный художник — отец русского футуризма Давид Бурлюк. Режиссер Никандр Туркин. Художник В. Е. Егоров».Пиком футуристических исканий Туркина могла бы стать лента "Закованная фильмой", которую он снимал по сценарию Владимира Маяковского. В ролях, кроме самого Маяковского, снялись Лиля Брик, Маргарита Кибальчич и Александра Ребрикова.Сценарий повествовал о взаимоотношениях внутренней и внешней жизни художника. 
Но постановка этого фильма, по словам Маяковского, «обезобразила сценарий до полного стыда». Фантастический выход артистки кино в реальную жизнь и обратно — кульминация кинолегенды — больше смахивал на пересказ скучного сна. Эксперимент новатора не удался.Этой работой Маяковский остался очень недоволен.В середине 70-х архивисты отыскали несколько забракованных кусков этого фильма, которые хранятся в Российском государственном архиве кинофотодокументов в городе Красногорске, но целиком фильм не сохранился.Во второй половине августа 1918 в Москве открывается учебная киностудия „Творчество“ под руководством Бориса Чайковского. Туркин - среди первых ее преподавателей. Он читает лекцию "Основные понятия художественной кинематографии“.В 1919г. снял несколько агиток о Красной Армии и гражданской войне.(За постановку фильма "Смельчак" по сценарию самого Луначарского взялись режиссеры Никандр Туркин и Михаил Нароков.Особняком стоял еще один его агитационный фильм того же года - "Мы выше мести", снятого по мотивам плаката «Советская власть не преследует людей, невольно оказавшихся в стане врагов».)

Смотрите другие мои товары
Похожие товары